Министр Максим Топилин — о ситуации на рынке труда в Северо-Кавказском федеральном округе
26 февраля 2018

Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты Российской Федерации на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

<...>

М.Топилин: Несмотря на то что в республиках Северного Кавказа ситуация на рынке труда остаётся не такой, как в большинстве регионов Российской Федерации, за последние семь лет, если мы возьмём динамику с 2010 года, в большинстве республик (прежде всего это касается республик, которые находились в наиболее сложной ситуации по рынку труда, – Ингушетии и Чеченской Республики) произошёл серьёзный позитивный сдвиг. Вы сказали, что зарегистрированная безработица уменьшилась в три раза в среднем по округу. Если говорить о методологии МОТ (Международной организации труда), то общая безработица более правильно отражает ситуацию, и в Чеченской Республике этот показатель снизился с 43% в 2010 году до 11% сейчас. То есть фактически республика вышла на средние северокавказские показатели. В Ингушетии тоже практически в два раза снижение. Большинство регионов эту динамику подтверждают и закрепляют.

Очень важным является рост количества вакансий. Практически в два раза за этот период выросло количество вакансий. Это подтверждает тот факт, что вводятся новые рабочие места, растёт экономика – в сельском хозяйстве, промышленности, сфере услуг. Несмотря на то что показатели безработицы несколько выше, чем по Российской Федерации, в связи с позитивными демографическими тенденциями, успехи семи лет сложно недооценить.

Мы сейчас подводим статистику по увеличению заработных плат работников бюджетной сферы. Напомню, что многие группы работников образовательной сферы, которые являются ключевыми для повышения квалификации рабочих кадров, выпускников высших учебных заведений… Республики выполнили все эти показатели в 2017 году. У них динамика значительно выше – с учётом того, что стартовый уровень был ниже. Для профессорско-преподавательского состава вузов, педагогов средних специальных учебных заведений, для преподавателей школ, что немаловажно для воспитания детишек с самых малых лет и с учётом того, что необходимо проводить и профориентацию, – здесь приросты в некоторых республиках практически в два раза превышают приросты заработной платы по этим показателям в среднем по Российской Федерации. Именно потому, что в 2012 году уровень, с которого мы начинали в этих республиках, был серьёзно ниже, чем в других регионах Российской Федерации.

Действительно проблемными остаются, Вы об этом сказали, занятость и трудоустройство выпускников – показатели в два раза ниже, я потом остановлюсь на том, как мы собираемся исправлять ситуацию и  какие есть предложения по этому поводу.

Что касается финансировании программ поддержки безработных граждан. С 2012 года эти полномочия переданы субъектам Российской Федерации. Федерация обеспечивает регионы пособиями, выплатами безработным гражданам. Что касается активных программ – а это программы переобучения безработных, программы содействия развитию собственного дела, – то здесь, к сожалению, их финансирование после передачи этих полномочий субъектам Российской Федерации снизилось практически в пять раз за этот период, а безработица, даже регистрируемая, снизилась всего в три раза. Мы поэтому в проекте протокольного решения предусмотрели, чтобы субъекты очень внимательно отнеслись к этой теме. По всем оценкам, с 2018 года наполнение бюджетов субъектов уже будет достаточно позитивным и дополнительных расходов (допустим, на повышение заработных плат бюджетникам) с 2019 года, именно дополнительных вливаний, не будет – поэтому можно было бы определённым образом сосредоточиться на решении в том числе этих проблем.

Вы сказали о неформальной занятости. Буквально несколько цифр назову. У нас тех граждан, за которых в Пенсионный фонд, как мы Вам докладывали, не поступают страховые взносы (если брать только тех, кто в трудоспособном возрасте), в среднем по России порядка 20–22%. Здесь же, в Северо-Кавказском округе, этот показатель составляет чуть более 30%. Безусловно, это значительно выше, то есть ситуация не такая простая. Мы постоянно с субъектами работаем в этом направлении по линии и Федеральной службы по труду и занятости. С каждым регионом уже два года подписываем соответствующее соглашение, с тем чтобы обеспечивать плавную легализацию трудовых отношений. За эти два года, по нашим оценкам, 178 тыс. трудовых договоров было дополнительно заключено. В общем, регионы неплохо выполняют показатели, но мы здесь стараемся действовать аккуратно, понимая все особенности ситуации в округе. 

Что предлагается? Я бы сказал, Дмитрий Анатольевич, пока это эксперимент, который мы начали вместе с Министерством по делам Северного Кавказа, Министерством образования и нашими коллегами из регионов. Наверное, с антикризисных программ 2008–2009 годов мы субъектам Российской Федерации дополнительных денег на поддержку специальных мер не предлагали. С этого года впервые (уже подписано Вами постановление в конце прошлого года) мы разработали дополнительные мероприятия по активизации процессов подготовки кадров для отраслей экономики, которые показывают наибольший рост, которые наиболее перспективны, с тем чтобы качественным образом перестроить всю систему подготовки кадров и повышения квалификации. Мы специально не стали брать всю палитру отраслей, взяли две отрасли – отрасль гостеприимства (это всё, что связано с развитием курортов, горного туристического комплекса) и строительную отрасль. Специально сосредоточились на этих двух отраслях – с учётом и объёма средств, выделенных на эту программу, – 500 млн рублей. Уже заключены соглашения со всеми регионами в те сроки, которые были установлены.

В чём специфика этого проекта? Мы исходим из того, что сейчас запустили новую систему оценки квалификации. Такое законодательство принято. Это система, при которой вузы, техникумы используют для подготовки кадров в этих отраслях не просто свои обучающие программы, а те программы, те требования к преподаванию, которые устанавливают созданные советы по квалификациям – совет по квалификациям в сфере гостеприимства и совет по квалификациям в сфере строительства, – базирующиеся на лучших практиках, лучших школах подготовки специалистов в этих отраслях. Представители этих советов в конце прошлого года, когда мы готовили эту программу, и начале этого года проехали по всем регионам, входящим в Северо-Кавказский федеральный округ, фактически отобрали образовательные учреждения. У меня есть список образовательных учреждений среднего и высшего специального образования и площадок, где будут потом трудоустроены выпускники этих программ. Это всё делается исключительно под новые профстандарты. Вы на одном из прошлых заседаний комиссии по Северному Кавказу поручали сделать профстандарт по проводникам, специалистам, которые учат кататься на лыжах. Такого профстандарта не было. Новый совет по квалификациям подготовил практически все профессиональные стандарты, связанные с гостиничным бизнесом, с обслуживанием горного кластера.

Второе направление – это строительный кластер. Это каменщики, бетонщики, машинисты экскаваторов, бульдозеров, другие специальности, тут есть полный перечень. Под эти новые профессиональные стандарты советы по квалификациям подготовили новые программы. С помощью действующей инфраструктуры (мы не ставим перед собой задачу менять инфраструктуру каким-то образом, хотя в последующем это, наверное, потребуется) будут готовиться молодые люди и из выпускников, они будут получать дополнительное образование, и из безработных. Ещё одна важная вещь – выпускники должны будут сдать соответствующие экзамены на тех площадках, в тех организациях, где они будут в последующем работать. Экзамены будут принимать представители профессионального сообщества, которые этим занимаются и участвуют в этом проекте.

С одной стороны, это небольшое количество людей, которых мы пытаемся в этот проект погрузить, – чуть меньше 7 тысяч человек. Мы исходим из того, что в течение года попытаемся создать совершенно новую конструкцию короткой, ускоренной подготовки кадров, которые будут соответствовать лучшим стандартам в сфере гостеприимства и строительства. В последующем необходимо будет расширять эту практику, если она себя оправдает. Очень на это надеюсь. 

<...>

Источник: сайт Правительства России