Министр Максим Топилин провел расширенное заседание итоговой Коллегии Минтруда России
12 апреля 2013

Стенограмма выступления Министра Максима Топилина на расширенном заседании итоговой Коллегии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации<...>

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники коллегии!

В прошедшем, 2012 году органами исполнительной власти всех уровней, которые отвечают за вопросы труда, занятости и социальной защиты, проделана значительная работа. Мы приступили к исполнению поручений, данных Правительству в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. В короткие сроки были подготовлены программные и стратегические документы, определяющие дальнейшее развитие социальной сферы. В 2012 году по большинству базовых показателей социального развития нам удалось обеспечить положительные результаты: улучшилась демографическая ситуация, повысились реальные денежные доходы населения, реальная заработная плата, снизилась безработица.

В своём выступлении я остановлюсь на основных направлениях работы министерства в текущем, 2013 году.

Если говорить о вопросах демографии, то в прошлом году мы достигли самых высоких за всю историю современной России демографических показателей. В стране родилось почти 1,9 млн детей, прирост числа жителей России составил более 300 тыс. человек. При этом естественная убыль населения практически сведена на нет и составила всего лишь 2,6 тыс. человек. Такого показателя мы не достигали на протяжении 20 лет. Хорошего результата мы достигли и в начале этого года. В январе–феврале родилось почти 302 тыс. детей, и это на 2,5% больше, чем за соответствующий период 2012 года.

Хочу особо подчеркнуть, что Правительством продолжается разработка и внедрение мер социальной поддержки семей с детьми. В прошлом году была подготовлена новая программа, которая начала свою реализацию с 1 января этого года. Это программа поддержки регионов, которые имеют достаточно сложную демографическую ситуацию и вводят у себя выплату пособий на третьего ребёнка, о чём сказал Дмитрий Анатольевич. Сегодня уже более 3 тыс. семей с детьми получили эти пособия, им эти пособия установлены. И у меня большая просьба к субъектам Российской Федерации активизировать работу в этом направлении. При этом хотел бы подчеркнуть, что суммарный размер ежемесячной денежной выплаты для одной семьи за три года составит в среднем по Российской Федерации около 250 тыс. рублей. Это сопоставимо с размерами материнского капитала на тот момент, когда мы его устанавливали несколько лет назад. Конечно, мы понимаем, что снижение количества женщин в репродуктивном возрасте приведёт к некоторому падению в перспективе рождаемости, но мы обязаны сохранить темпы роста суммарного коэффициента рождаемости и смягчить эти последствия. Основными инструментами здесь должны стать региональные демографические программы. Министерство подготовило рекомендации субъектам Российской Федерации, и после обсуждения в Правительстве эти программы будут направлены в регионы в кратчайшие сроки.

Также хотел бы отметить, что мы продолжаем выработку предложений по дальнейшему развитию инструментов стимулирования рождаемости. Прежде всего сейчас мы прорабатываем вопросы, связанные с продлением и совершенствованием программы материнского капитала, которая по законодательству завершается в 2016 году. Мы полагаем, что эти меры должны быть дифференцированы в зависимости от демографической ситуации в том или ином регионе.

Также мы сейчас прорабатываем вопрос, связанный с увеличением страхового стажа, который включается при расчёте трудовой пенсии. Сейчас этот период не превышает трёх лет, то есть при рождении каждого из двух детей засчитывается лишь по 1,5 года. Мы предлагаем рассмотреть возможность увеличения этого периода, чтобы в этой части перейти на программы поддержки семей с тремя детьми. По нашим расчётам, эти меры позволят нам увеличить количество рождений третьих и последующих детей на 35–40 тыс. в год.

В сфере трудовых отношений ключевым в ближайшей перспективе является выполнение постановлений Правительства по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы.

Мы  в этом году ставим перед собой задачу завершить подготовку всех нормативных документов вместе с министерствами, которые занимаются вопросами здравоохранения, образования, и эта работа должна вестись совместно с регионами. Основные нормативные документы в принципе подготовлены, но они должны быть доведены до завершения. Это касается норм оплаты, это касается вопросов дифференциации заработной платы, это касается согласования с регионами дорожных карт. В зоне ответственности, относящейся к министерству, мы буквально на днях завершили с субъектами согласование всех дорожных карт в части повышения заработной платы и перехода на эффективный контракт для органов социальной защиты, для социальных работников. Эту работу также продолжаем координировать по вопросам здравоохранения и образования с коллегами по федеральным министерствам.

По нашему мнению, сегодня важными становятся вопросы, связанные с очень высокой дифференциацией заработной платы – примерно до 16 раз. Мы приступили к вопросам регулирования этих проблем в бюджетных организациях, и нормативные акты Правительством в этой сфере приняты. Я хотел бы предложить нашим социальным партнёрам, которые здесь присутствуют, при подготовке генерального соглашения, к которой мы сейчас приступили, остановиться на этих вопросах и взять на себя обязательства – и работодателям, и профсоюзам – в рамках реализации нового генерального соглашения подумать над инструментами снижения дифференциации заработной платы в отраслях коммерческого сектора.

Ключевой задачей в сфере оплаты труда также является подготовка предложений по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда. Сейчас мы вместе со специальной рабочей группой и Государственной Думой прорабатываем эти решения. По нашей оценке, задача может быть решена не ранее 2018 года. Мы должны поставить ориентиры и выстроить темпы повышения минимального размера оплаты труда до 2018 года.

Сложный, но конструктивный диалог с социальными партнёрами был на начальном этапе работы над профстандартами, об этом также сказал Дмитрий Анатольевич. Мы ожидаем большей активности от профессиональных сообществ, работодателей. Сейчас мы завершили подготовительный этап работы, выпустили все нормативные документы, макеты профстандартов, уровни квалификаций. И сейчас, до лета этого года, я надеюсь, мы уже приступим к выпуску и обсуждению первых документов по этим вопросам.

Очень серьёзной проблемой остаётся проблема охраны труда и сокращения производственного травматизма. За семь лет эти показатели снизились почти на треть, однако уровень производственного травматизма остаётся в стране достаточно высоким и в 4–5 раз превышает уровень травматизма в зарубежных странах, с которыми мы обычно проводим сопоставления. Здесь есть очень серьёзные резервы, и в рамках пенсионной реформы мы должны подготовить ключевой законопроект, который от нас ожидают и работодатели, и профсоюзы, – это законопроект о специальной оценке рабочих мест. Мы сейчас начали его обсуждение, обсуждение концепции этого законопроекта, и в ближайшие месяцы (апрель-май) мы должны будем согласовать основные положения этого законопроекта. От его должного написания будет зависеть и система компенсации, которая сегодня существует для работников, работающих во вредных и опасных условиях труда, и система досрочных пенсий. Это ключевой законопроект, который мы должны подготовить и внести в Государственную Думу вместе с проектом закона «О бюджете» на 2014–2016 годы.

Пожалуй, самой сложной задачей прошлого года была разработка Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Мы проводили массу консультаций и переговоров с партнёрами. Документ этот вышел, и мы сегодня уже работаем над реализацией стратегии. Дмитрий Анатольевич тоже сказал о том, что мы сегодня обсуждаем так называемую пенсионную формулу. Тоже достаточно много споров, дискуссий. Мы, ещё раз хочу подчеркнуть, открыты для диалога, и по поручению Председателя Правительства сейчас ведём активное общественное обсуждение.

Мы предполагаем и планируем при переходе на новую пенсионную формулу стимулировать наших граждан к легальной занятости, легализации как своего страхового стажа, так и легализации заработных плат. От этого должна, по нашему мнению, зависеть будущая пенсия, и в этой связи нам крайне важно отработать все эти инструменты и механизмы с нашими партнёрами, с представителями профсоюзов и работодателей.

Дальнейшее развитие обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлено также на решение нескольких задач. Мы сегодня, как мне представляется, продвинулись в этом направлении достаточно позитивно. И если два года назад дефицит средств на страхование по временной нетрудоспособности составлял почти 100 млрд рублей, то в этом году мы предполагаем исполнить бюджет фонда социального страхования по этому направлению практически без дефицита. Этому способствовало принятие ряда законов, которые внесли изменения в порядок начисления пособий по временной нетрудоспособности, активизировали работу Фонда социального страхования со страховщиками. И здесь мы получили, как нам представляется, неплохой результат.

Предстоит в этом году также по линии Фонда социального страхования завершить пилотные проекты, которые мы сейчас проводим в восьми регионах. Они заключаются в том, что мы должны перейти к системе выплаты пособий по временной нетрудоспособности и других пособий не через работодателя, а непосредственно через Фонд социального страхования, то есть перейти от зачётного принципа к нормальному страхованию. И по результатам этих пилотных проектов мы должны доложить в Правительство о дальнейшей деятельности в этом направлении.

Начиная с 2012 года реализация государственной политики занятости осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в новых условиях. При этом проведение финансирования мероприятий активной политики передано субъектам Российской Федерации, это стало собственным полномочием. Мы стараемся активно смотреть за тем, что происходит в регионах, и здесь я не могу сказать о том, что все регионы должным образом отнеслись к реализации этой задачи. В ряде регионов снизились объёмы финансирования активных программ занятости, качество оказания услуг. Я прошу субъекты Российской Федерации более тщательно посмотреть на реализацию этих задач. То, что сегодня уровень безработицы у нас находится на минимальной планке, не должно нас успокаивать, мы должны быть готовы к любому развитию событий и должны поддерживать службу занятости и развивать активные программы поддержки безработных граждан и не только безработных граждан. Сейчас Правительством внесены в Думу законопроекты, которые предусматривают оказание услуг службой занятости, допустим, лицам пожилого возраста, то есть спектр услуг службы занятости будет расширяться.

Дмитрий Анатольевич в своём выступлении поставил задачу по содействию занятости для лиц с ограниченными возможностями. Мы на протяжении 2013, 2014 и 2015 годов должны создать по 14,2 тыс. рабочих мест для инвалидов, при этом все методические документы, все программные документы министерством разработаны и доведены до регионов. Сейчас мы проводим по всем субъектам Российской Федерации разъяснительную работу и хотели бы, чтобы регионы также начали активно проводить эти программы. Причём хотел бы обратить ваше внимание на то, что эти программы необходимо реализовывать в тесном взаимодействии с представителями общероссийских обществ инвалидов, иначе мы просто не сможем с вами достичь тех результатов, которые запланированы.

Я хотел бы сказать о том, что уровень занятости инвалидов продолжает оставаться недостаточным. Только до 30% инвалидов в трудоспособном возрасте сегодня работает, поэтому того количества рабочих мест, которые заложены в наших программах, крайне недостаточно. Мы полагаем начать уже на основании того опыта, который получен в ходе реализации этой программы, готовить предложения по её продлению с 2016 года, и готовиться к этому нужно уже сегодня.

О нашей работе применительно к регулированию применения иностранной рабочей силы в Российской Федерации. Сегодня сложилась такая ситуация, когда за иностранных работников не уплачиваются взносы в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Это означает, что стоимость рабочей силы для работодателя при применении иностранной рабочей силы значительно ниже. Сейчас мы готовим пакет законопроектов, который позволит нам уравновесить эту ситуацию. Мы считаем, что стоимость рабочей силы должна для работодателей быть одинаковой, не должно быть дифференцированного подхода в этом отношении. Мы практически согласовали со всеми министерствами подходы в этом направлении, и я надеюсь, что в течение нескольких ближайших месяцев такие законопроекты будут подготовлены и обсуждены с социальными партнёрами. Социальные партнёры тоже принимают участие в этой работе.

Останавливаясь на вопросах социальной защиты, хотел бы подчеркнуть, что только что Правительством, буквально несколько дней назад, внесён в Государственную Думу законопроект об основах социального обслуживания населения. Действительно, мы достаточно долгое время работали над этим законопроектом, потому что пытались обсудить его максимально плотно со всеми нашими партнёрами. Он неоднократно обсуждался на региональных площадках, с общественными организациями, представителями благотворительных организаций. Мы прошли много степеней обсуждения, и, на мой взгляд, этот закон получился очень неплохим. Я думаю, что, конечно, в ходе его обсуждения в Государственной Думе мы будем ещё его дорабатывать, будут внесены и предложены поправки, но этот законопроект мы планируем принять в этом году, с тем чтобы со следующего года регионы уже могли использовать его в своей практике.

Законопроект предусматривает новые механизмы работы с гражданами, предусматривает переход на индивидуальные программы нуждаемости, на осуществление частно-государственного партнёрства, на возможность привлечения негосударственного сектора в сферу оказания социальных услуг.

Также для развития этого сектора мы сегодня вместе с коллегами из других министерств готовим проекты законов о внесении изменений в Налоговый кодекс, земельное законодательство, с тем чтобы активизировать привлечение частного капитала в сферу оказания социальных услуг. Я считаю, что это должно стать приоритетным направлением нашей деятельности, так как население Российской Федерации, ни для кого это не является секретом, будет стареть, количество населения пожилого возраста будет увеличиваться, и без частно-государственного партнёрства в этой сфере нам будет крайне сложно оказать качественные услуги нашим гражданам.

Как я уже сказал, мы завершили работу с субъектами Российской Федерации по согласованию дорожных карт, которые предусматривают как повышение заработной платы социальных работников, так и реформы в этом секторе. По нашим оценкам,  в среднем в 2013 году рост зарплаты социальных работников составит порядка 25%. Конечно, в разных регионах эта цифра будет разной, потому что у всех разные стартовые позиции, но в среднем мы должны прийти к концу года к соотношению порядка 50% от средней заработной платы в регионах. Начинаем мы с 35%, поэтому увеличение должно быть существенным, и я прошу все регионы отнестись к этой работе должным образом. Мы понимаем, что не везде предусмотрены ещё в бюджетах субъектов необходимые средства на эти цели, но эта работа продолжается, с Министерством финансов мы отрабатываем эту тему, и я думаю, что мы, безусловно, реализуем эту задачу.

Также хотел бы обратить внимание на то, что мы подготовили законопроект, который уже внесён в Правительство Российской Федерации. Он закрепляет право субъектов Российской Федерации устанавливать меры поддержки граждан с учётом уровня их доходов. Сегодня такого права у регионов юридически нет: субъекты действуют по своей воле, но единства, единообразия в этом вопросе не существует. Такой законопроект подготовлен и тоже в ближайшее время будет внесён в Государственную Думу.

Касаясь вопросов социальной поддержки и оказания услуг для лиц с ограниченными возможностями, хотел бы сказать, что в прошлом году мы ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов. Это ключевое событие прошлого года. Сегодня мы практически подготовили проект федерального закона, который в целях исполнения конвенции приводит федеральное законодательство в соответствие с нормами Конвенции ООН. Это поправки в 34 федеральных закона. По нашему плану он должен быть внесён в Правительство осенью этого года и потом поступить в Государственную Думу. Я хотел бы обратить внимание субъектов Российской Федерации на то, что мы тоже просили вас посмотреть своё законодательство на этот предмет. Пока мы не получили нормальных ответов по этому поводу, и я прошу обратить внимание на приведение своего регионального законодательства в соответствие с Конвенцией. Мы здесь готовы оказывать методологическую помощь. Наши подходы в виде законопроекта, о котором я сказал, уже вам направлены, и вы можете их использовать для работы со своим законодательством.

Следующий год будет ключевым годом для реализации программы «Доступная среда». Дмитрий Анатольевич сказал о том, что мы провели пилотные проекты. Мы подготовили все необходимые документы, подходы к формированию карт доступности, подходы к формированию паспортизации объектов. Все документы в рамках программы «Доступная среда», которые являются основой работы в регионах, готовы.

Следующие 2014 и 2015 годы – это годы, когда в бюджете предусмотрено 9 млрд рублей на софинансирование региональных программ. Это те ресурсы, которые никогда в эту сферу таким образом и в таком объёме не выделялись. И я просил бы субъекты Российской Федерации очень тщательно подойти к подготовке своих программ, которые будут являться основанием для софинансирования из федерального бюджета.

И буквально несколько слов о реформировании системы медико-социальной экспертизы. Мы также практически завершили в рамках программы «Доступная среда» подготовку нормативных документов, которые меняют систему признания степени инвалидности и предполагают введение так называемых буквенных кодов на основании международной классификации. Все документы мы также направили в наши структуры, в медико-социальную экспертизу. Мы ставим перед собой задачу, Дмитрий Анатольевич, перейти на новые классификации, которые будут гораздо более прозрачными, гораздо более удобными для людей. И те вопросы, которые Вы перед нами ставили, с точки зрения уменьшения обращений граждан, с тем чтобы у граждан не возникало вопросов, связанных с объективностью установления инвалидности… Мы полагаем, что мы в этом направлении получим позитивный результат. При этом я хотел бы обратить внимание на то, что мы эту работу проводим непосредственно в контакте с всероссийскими обществами, и только после того, как всероссийские общества нам говорят о том, что наши подходы правильные и методики, которые мы апробировали в ряде регионов (тоже в трёх пилотных регионах), дают положительный результат, только после этого мы начали этот эксперимент продвигать по всей территории Российской Федерации. Я полагаю, что мы сможем более позитивно работать в этом направлении с людьми, которые оказались в такой ситуации.

Уважаемые участники заседания! Работники наших отраслей приняли указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года как основные программные документы нашей последующей работы. Предстоит большая практическая деятельность, принятие значительного количества документов на федеральном, но в большей степени даже на региональном уровне.

Мы в 2013 году планируем подготовить 27 проектов федеральных законов по вопросам модернизации пенсионной системы, развития трудового законодательства, охраны труда, социального страхования и социальной защиты. Я надеюсь, что мы будем работать в тесном взаимодействии. Мы очень многое получаем в качестве предложений из регионов и будем продолжать в таком ключе работать.

Спасибо всем, кто присутствует в этом зале, за ту работу, которая была проведена в прошлом году! Спасибо за внимание.

<...>

 

Источник: Интернет-портал Правительства РФ

Материалы по теме