Обсуждение закона о социальном обслуживании населения в России идет полным ходом. Только на уходящей неделе прошли совещания в Тульской, Рязанской, Нижегородской областях, Башкирии, Северокавказских республиках и многих других регионах страны. Региональные правительства направляют свои предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Об этом Елена Щедрунова беседовала с заместителем министра труда и социальной защиты Алексеем Вовченко в студии радио «Вести ФМ».
- Здравствуйте. У микрофона Елена Щедрунова. Уже с 8 ноября Министерство труда и социальной защиты страны организовало обсуждение основ проекта федерального закона, который называется следующим образом: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Обсуждение идет в Интернете на официальном сайте Минтруда, на сайте Открытого правительства. И сегодня в нашем разговоре мы с помощью представителя министерства попытаемся разобраться, собственно о чем идет речь в этом самом проекте закона. У нас в студии заместитель министра труда и социальной защиты Алексей Вовченко. Алексей Витальевич, здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Итак, я так поняла, что вот подобный закон уже есть в стране. Или я ошибаюсь?
- Есть даже целых два.
- Вот! Вопрос: новый-то зачем?
- Сразу начну. Данная сфера регулируется целыми двумя федеральными законами, причем оба они были приняты еще в 1995 году. Соответственно большинство юридических, правовых основ немного устарели, да и сама методика, технология работы. Жизнь, слава богу, движется вперед.
- Я надеюсь, в лучшую сторону, с точки зрения министерства.
- В лучшую, в лучшую, да. Заставляет и приводит нас к тому, что есть необходимость в принципе заменить эти оба закона федеральных одним базовым законом, который бы определял все правоотношения в данной сфере.
- Основные нововведения, которые появятся в этом документе?
- Нововведений достаточно много. И я хочу сказать, что это не первое уже общественное обсуждение, были и ранее общественные обсуждения, и каждый раз все новые, новые и новые блоки появляются, новые понятия целые, принципы даже в этом законопроекте. Прежде всего каждый закон начинается с набора принципов. Вот абсолютно новые принципы, которые появляются в этом законопроекте, это обеспечение социального обслуживания на основах социального сопровождения, один из базовых принципов и вообще понятие такое «социальное сопровождение».
- В чем новизна здесь?
- У нас никогда еще не было в законах этого термина в принципе, социального сопровождения, и что это такое. Кроме того, это также обеспечено на основе профилактики трудной жизненной ситуации. У нас совсем не во многих законах есть такое понятие как профилактика, которое в принципе присутствует и раскрывается дальше в определенных главах и статьях, у нас целая глава есть. Вот. И еще один базовый принцип - это направленность социального обслуживания на максимально возможное продление пребывания получателя социальной услуги в привычной социальной среде.
- Что такое «привычная социальная среда»?
- Длинное название...
- Если человек уже находится в ужасных социальных условиях, вы еще хотите его там так подольше и подержать, что ли?
- А, вот это тоже важный момент. Человек находится в ужасных либо не в ужасных условиях. Еще один базовый принцип закона - это оказание услуг на основе определения его индивидуальной нуждаемости. Мало того, что просто будет определена индивидуальная нуждаемость, но составлена индивидуальная программа преодоления трудной жизненной ситуации. И только лишь на основе индивидуальной программы должны оказываться эти социальные услуги. Либо это интернатное учреждение - стационар, либо услуги будут оказываться на дому силами соцработника, либо в полустационарных каких-то учреждениях, либо другим способом. Но в каждом случае основой должно быть определение индивидуальной нуждаемости.
- Я действительно обратила внимание на то, что основная, как я понимаю, направленность закона связана с оказанием конкретных услуг совершенно конкретному человеку. То, о чем у нас очень много говорят в обществе, что не надо всем и всё одинаково, а нужно все-таки каждому то, в чем он нуждается. Но мне бы хотелось, чтобы вы дали понятие трудной жизненной ситуации, потому что такой пункт будет в законе, и это должно быть описание, я не знаю, правда, сейчас что вы скажете, но по идее, это должно быть такое описание, которое не даст ни одному социальному работнику возможности по-своему толковать это понятие. То есть вот какой-то, что называется, субъективности в определении этой ситуации трудной жизненной быть не должно. Вот как это записано сейчас в проекте закона?
- Прежде всего мы говорим, что признание человека в трудной жизненной ситуации должно осуществляться как минимум комиссионно. То есть это не суть есть решение одного социального работника либо одного чиновника соцзащиты. Это норма по комиссионности вот этого решения, она в законе предусмотрена.
С полной версией интервью можно ознакомиться в аудиоверсии
Источник: Вести ФМ