Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Статс-секретарь-замминистра Андрей Пудов – о новой пенсионной формуле в интервью «Радио России»

12 июл. 2013 г.

Статс-секретарь  – заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов дал интервью пограмме "Персона грата" "Радио России".

Стенограмма интервью

Есть темы не просто вечные, но они ещё и успешно объединяют нашу достаточно разнообразную аудиторию. К примеру, пенсионная реформа, о которой в нашей программе то и дело рассказывается. Отклики слушателей показывают, что эта тема вызывает интерес и у нынешних пенсионеров, которые хотят понять, а не рано ли они родились и не рано ли вышли на пенсию? И, понятно, у пенсионеров будущих, особенно тех, кто не хочет просто ждать у финансового моря погоды, но стремится своими руками закладываться фундамент будущего безбедного существования. И тут уже главный вопрос, а в каком же случае это существование будет безбедным?

Статс-секретарь, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Андрей Николаевич Пудов – желанная персона в студии.

Какой будет новая пенсионная формула? Кого она касается? И что она замечательного принесёт будущим пенсионерам?

А. Пудов: Трудно сказать в двух словах о том, что является подведением итогов трудовой деятельности для каждого человека. Как правило, результаты трудовой деятельности человека подводятся, когда тот выходит на пенсию. 

Суть подходов, которые предложены правительством РФ, к новым правилам начисления размера пенсии (пенсионной формуле) заключается в том, что главные изменения коснутся и касаются страховой части пенсии. Именно потому, что она является с точки зрения её природы страховой и солидарной. То есть, это та часть пенсии, которая формируется из взносов работодателей. Эти взносы платятся за работающих граждан, и они сразу идут на выплату пенсий непосредственно текущим пенсионерам.

Накопительная часть, которая формируется также за счёт взносов работодателей, не работает на выплату пенсий текущим пенсионерам. Накопительную часть имеют только лица моложе 1967 года рождения, и взносы на накопительную часть пенсий идут в те финансовые институты, которые выбрали сами застрахованные лица. Также накопительная часть не участвует в системе солидарного перераспределения. Там работают совсем другие принципы.

В рамках новых предложений предлагается накопительную часть пенсий обособить, сохранив ровно ту же формулу, которая действует сейчас. А она очень проста. Те деньги, которые поступили за работающего в накопительную часть, с учётом инвестиционного дохода, который принёс тот финансовый институт, который выбрал сам человек, делятся на ожидаемый период получения пенсии.

В то время, как в страховую часть пенсии, которая основана на солидарном принципе, предлагается внести основные изменения. Сегодня эта формула внешне похожа на накопительную. Тоже сумма денег, делённая на ожидаемый период выплаты пенсии. Но, к сожалению, солидарная система на этом принципе не может быть основана. Почему? Потому что всё, что платится текущим пенсионерам, всё, что формируется за счёт обязательств работодателей, идёт сегодня на выплату пенсий текущим пенсионерам. Так получилось (такое было время, была другая экономическая ситуация), что в основу формулы был заложен такой параметр как минимальный стаж. Всего требовалось лишь 5 лет стажа, чтобы выйти на получение страховой части пенсии. Это требование действует и сегодня. А сам суммарный стаж работы в показателях сегодняшней формулы расчёта пенсии в принципе не участвует. Надо, чтобы всего лишь перечислялись взносы, и полученная сумма делится на ожидаемый период выплаты пенсии.

Министерство труда и социальной защиты РФ предлагает с учётом того, что общество всё-таки требует, чтобы будущий размер пенсии зависел от длительности трудового стажа и заработка, пересмотреть подходы. Предлагается в качестве основного элемента будущей формулы установить зависимость пенсии от стажа. Для этого ту зарплату, которую человек получает в течение всей своей трудовой жизни, переводить в коэффициент, в условные единицы. Если у человека предельно облагаемая заработная плата равна 568 тысячам рублей в год, а, как известно, свыше этой суммы взносы в ПФР просто не берутся и в правах будущих пенсионеров не учитываются, то за это человеку будет даваться 10 баллов. Соответствующую пропорцию очень просто выстроить дальше. Половина максимально облагаемой суммы – это 5 баллов и так далее. И всё это суммируется. Человек, например, проработал 30 лет, получая заработок, равный предельно облагаемой сумме (568 тысяч рублей в год), за год он получает 10 баллов, а за 30 лет работы у него выходит 300 баллов.

300 баллов – это не 300 рублей…

А. Пудов: Правильно, кроме того, будет ещё один множитель, на который будут умножаться подсчитанные баллы. Это коэффициент. Как будет определяться стоимость коэффициента? Стоимость коэффициента будет определяться, по предложению Минтруда, не ниже, чем он будет определён постановлением правительства. А вообще в идеале, конечно, должен быть федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда РФ, который будет проходить общественное обсуждение и приниматься депутатами Госдумы. И в этом законе надо утверждать стоимость коэффициента.

Как считается его стоимость? Весь объём обязательств в виде доходов Пенсионного фонда России, а это и страховые взносы, которые перечисляются работодателями за работающих, и трансферты федерального бюджета (они пока неотъемлемая часть доходов ПФР, ибо обеспечивают сбалансированность пенсионной системы России), надо поделить на стоимость баллов, которые прямо сегодня накоплены у текущих пенсионеров. Получается стоимость пенсионного балла. Таким образом, складывается устойчивая, сбалансированная система, в которой будет чёткое ежегодное определение стоимости балла. Каждый человек будет знать в любой текущий момент, сколько у него баллов. Потому что каждый знает, что, если он проработал 10 лет с предельно облагаемым заработком в год, то у него будет 100 баллов, а если 20 лет, то столько-то баллов.

Стоимость коэффициента будет определяться каждый год законом о бюджете ПФР. Узнать, сколько человек сегодня заработал, будет очень просто, умножив заработанные баллы на стоимость коэффициента, который публично будет размещаться в СМИ. И каждый человек будет видеть размер своей пенсии в любой текущий момент времени.

Но проблема в том, что сегодня балл стоит рубль, а завтра он может стоить 10 копеек?

А. Пудов: На такой случай предусмотрена страховка, которая заключается в том, что установлена минимальная гарантия на случай "если вдруг". Хотя исходя из макроэкономических прогнозов, на которых строились новые правила расчёта пенсии, такой ситуации, когда может уменьшиться стоимость балла, а когда она может уменьшиться, когда снизится заработная плата в стране, не будет. Официальный макропрогноз Минэкономразвития подобного развития ситуации в России не показывает. Во времени всегда эта линейка будет только расти. Соответственно, и доходы ПФР будут расти. В итоге стоимость балла упасть не может. Однако разработчики нового расчёта пенсии все равно застраховались, ибо всяко может быть, в экономиках бывают спады. Они установили, что если вдруг такая ситуация возникнет, то федеральный бюджет путём трансфертов покроет разницу между стоимостью балла прошлого года и стоимостью балла будущего года с учётом инфляции. То есть, всегда на размер инфляции как минимум стоимость балла будет умножаться.

Но вообще этот показатель будет определяться по росту доходов ПФР. Это тот целевой ориентир, который заложен в новой формуле. То есть, разница между стоимостью балла в прошлом году и его стоимостью в будущем году должна быть на уровне роста доходов ПФР в расчёте на одного пенсионера. Но нижняя страховка – его рост должен быть не ниже, чем на размер уровня инфляции.

В случае, когда вдруг он будет ниже, то тогда бюджет это возместит, и все равно будет обеспечена индексация пенсий не ниже инфляции.

Честно скажу, вы немножечко туман развеяли, но сказать, что все наши слушатели разобрались с голоса и с ходу, думаю, что не все. Куда человек, которой интересуется этой темой, может зайти и разобраться в спокойном режиме?

А. Пудов: Я настоятельно рекомендую два основных ресурса. Это сайт Минтруда и сайт Пенсионного фонда РФ. Сейчас на этих двух ресурсах в режиме онлайн работают "пенсионные калькуляторы", которые позволяют каждому условно посчитать размер своей будущей пенсии, основанной на принципе баллов и коэффициентов. Там нужно ввести восемь основных параметров, которые очень просты. На самом деле основных параметров всего три. Это продолжительность планируемого трудового стажа, заработная плата – текущая и та, которую человек планирует получать, и планируемый возраст выхода на пенсию. Остальные параметры – это пол, возраст, служил человек в армии или не служил, есть периоды у него ухода за ребёнком или нет. Они тоже влияют на размер будущей пенсии.

К новой формуле расчёта пенсии разработчики приложили несколько стимулирующих поощрений. Среди них – желание заработать стаж, чтобы граждане ещё больше осознали, что важно работать легально, оформлять трудовые отношения, чтобы они были легализованы, чтобы это были трудовые договора, оформленные, как положено, и чтобы по ним платилась "белая" заработная плата". Потому что именно "белая" зарплата будет учитываться для расчёта будущего размера пенсии.

Первое. Предлагаются премиальные коэффициенты за стаж работы свыше определённого возраста. Для женщин – такой порог определён в 30 лет, поскольку возраст их выхода на пенсию сейчас составляет 55 лет. Этот возраст менять не предполагается. Один из важнейших принципов новой формулы расчёта пенсий – возраст выхода на пенсию не меняется. Поэтому женщинам предлагается поощрять стаж с 30 лет, мужчинам – с 35.

Для женщин предлагается линейка от 30 лет до 40. Женщине за стаж работы от 30 лет до 40 просто будет даваться по факту 15 баллов. Мужчинам за стаж от 35 лет до 45 – тоже 15 баллов. С 30 лет до 35 лет женщинам будет даваться по одному баллу, за 35 лет – плюс 5 баллов, и потом ещё по одному баллу за каждый год. Таково первое поощрение.

Второе поощрение, которое реализует задачу, поставленную перед разработчиками и связанную со стимулированием более позднего выхода работающих на пенсию, причём не повышать возраст, а именно создать такие поощрительные элементы, чтобы граждане сами были заинтересованы не получать пенсию, а продолжать работать, откладывая выход на неё на более поздние сроки. Предлагается линейка поощрительных коэффициентов, которые будут прямо умножаться на все ранее заработанные баллы. Если человек отложил выход на пенсию на пять лет, предлагается повысить заработанные им баллы в 1,45 раза. Это позволит, с точки зрения разработчиков, гражданам как минимум заинтересоваться этим. Предварительные соцопросы показывают, что в таком подходе, когда будут почти в 1,5 раза повышаться пенсии за пятилетнюю отсрочку выхода на пенсию, заинтересованы от 35 до 40 процентов граждан предпенсионного возраста, участвовавших в опросе. Они предположили, что готовы были бы отложить свой выход на пенсию.

Хотя надо прямо сказать, не все разделяют оптимизм разработчиков новой пенсионной формулы, что данной возможностью воспользуются россияне. Тем не менее, соцопросы показывают, что интерес граждане к этому проявляют.

А если человек оформил пенсию, он будет иметь право работать?

А. Пудов: В рамках общественной дискуссии и дискуссии в рамках рабочей группы с экспертами и социальными партнёрами обсуждался вариант, когда возможно было бы ограничение выплаты пенсии, если человек продолжал бы работать. Но ход этой дискуссии оказался позитивным для работающих пенсионеров. Сейчас не рассматривается вариант невыплаты пенсии целиком или какой-то её части за факт работы. Вся пенсия работающим пенсионерам будет платиться полностью и будет индексироваться. Сейчас не предусматриваются варианты, когда какая-либо часть пенсии из-за того, что человек работает, ему не платится.

Но такой вариант рассматривался. Он даже был записан в стратегии на среднесрочные перспективы – рассмотреть такой вариант для высокодоходных работников. Но прямо сейчас в рамках тех предложений, которые как консолидированные правительство акцептовало, этот вариант пока не рассматривается и не внесён в предложения Минтруда.

Окончание беседы слушайте в аудиозаписи программы.

Источник: "Радио России"

Карта сайта