Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Отчет о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

Отчет о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в 2021 году

  1. Основные результаты, достигнутые в отчетном году. Причины не достижения ожидаемых результатов.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» (далее – Госпрограмма) предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод, что способствует полноценному участию инвалидов в жизни страны.

 

В рамках реализации Госпрограммы в 2021 году обеспечено:

увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов до 74,2 процента;

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов до 77,7 процента;

увеличение доли субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 70 процентов;

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые), до 75,5 процента;

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети), до 82,6 процента.

 

При этом значения ряда показателей не были достигнуты:

доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации составила 25,5 процента (при плановом значении 40,2 процента). Отклонение от планового значения обусловлено следующим.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2022 года численность инвалидов трудоспособного в Российской Федерации возросла и составила 4 553 161 человек, что на 18,3% больше, чем на 1 января 2021 года (3 848 164 человека).

Начиная с октября 2020 года отмечается увеличение численности инвалидов трудоспособного возраста: с 3 405 324 инвалидов трудоспособного возраста в сентябре 2020 года до 3 848 164 инвалидов в декабре 2020 года (13,0 процентов), а так же до 4 553 161 инвалида в декабре 2021 года (33,7 процента), это связано с осуществлением пенсионной реформы по повышению возраста, дающего право на пенсию по старости, предпринятой в целях повышения уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом адаптации пенсионной системы к новым демографическим условиям в части увеличения продолжительности жизни.

В декабре 2021 года численность работающих инвалидов составила 1 110 593 человека, или 25,5 процента от общего количества инвалидов трудоспособного возраста. В абсолютном выражении количество занятых инвалидов по сравнению с 2020 годом возросло, однако в относительном выражении доля работающих инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста сохраняет общую тенденцию последних трех лет и составляет в порядке 25,5 процента.

В 2021 году значительное влияние на общую численность работавших инвалидов старше трудоспособного возраста оказало последствие COVID-19.

 

В рамках реализации подпрограммы 1 Госпрограммы в 2021 году обеспечено:

увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 100 процентов;

транслирование 13 365 часов субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов;

увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан, до 87,8 процента;

увеличение количества обращений (консультаций) в информационно-справочный центр поддержки граждан по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, в том числе женщин-инвалидов, девочек-инвалидов, а также пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций до 26 497 единиц.

 

В рамках реализации подпрограммы 2 Госпрограммы в 2021 году обеспечено:

достижение доли граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (услугами), в общем числе граждан, получивших технические средства реабилитации (услуги), до 93,5 процента;

увеличение темпа роста численности инвалидов, принятых на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (по отношению к значению показателя предыдущего года), до 111,2 процента;

снижение доли студентов из числа инвалидов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета, отчисленных по причине академической задолженности, в общей численности инвалидов, принятых на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, до 2,5 процентов;

увеличение темпа роста численности инвалидов, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (по отношению к значению показателя предыдущего года), до 109 процентов;

снижение доли студентов из числа инвалидов, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости, до 5,5 процента;

достижение численности инвалидов, которым оказаны услуги по протезированию в период пребывания их в стационарах сложного протезирования федеральных государственных унитарных предприятий до 9 851 человек;

увеличение доли новых (обновленных) национальных стандартов в области технических средств реабилитации и другой продукции реабилитационной направленности до 80 процентов;

увеличение доли детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем числе детей целевой группы, нуждающихся в получении таких услуг, до 30 процентов;

увеличение доли субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию технологии сопровождаемого проживания инвалидов, до 88 процентов;

увеличение доли профессиональных образовательных организаций, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций до 79,8 процента;

увеличение удельного веса числа образовательных организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 26 процентов.

При этом значения ряда показателей не были достигнуты:

доля инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости, в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости, составила 47,4 процента (при плановом значении 63 процента) – отклонение значения показателя связано с отсутствием вакантных должностей, отсутствием соискателей с соответствующей квалификацией, вредными или опасными условия труда, противопоказаниями в индивидуальной программе реабилитации инвалида, низким уровнем заработной платы, территориальной удаленностью организации от мест проживания, отсутствием мотивации к официальному трудоустройству.

По данным ежемесячного мониторинга осуществления мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов органами службы занятости субъектов Российской Федерации, проводимого Рострудом в соответствии с приказом Минтруда России от 28 июня 2021 г. № 425 «О мониторинге занятости инвалидов, включая инвалидов молодого возраста, впервые выходящих на рынок труда, и инвалидов, занятых в организациях бюджетной сферы, предоставления инвалидам государственных услуг в сфере занятости населения, а также исполнения законодательства Российской Федерации в части квотирования рабочих мест для инвалидов», численность инвалидов, обратившихся в органы службы занятости субъектов Российской Федерации с целью трудоустройства в 2021 году составила
144 606 человек, что на 17 838 человек, или на 10,9 процента меньше численности инвалидов, обратившихся в 2020 году.

Вместе с тем следует отметить, что уровень трудоустройства инвалидов при содействии органов службы занятости субъектов Российской Федерации из числа граждан, обратившихся в органы службы занятости населения, в 2021 году повысился и составил 47,4 процента, что на 9,2 процента больше, чем в 2020 году.

Так, численность инвалидов, трудоустроенных при посредничестве органов службы занятости субъектов Российской Федерации, за январь - декабрь 2021 года составила 68 586 человек, что на 6 517 человек больше, чем за 2020 год (62 069 человек). На постоянные рабочие места трудоустроено 41 920 человек, или
61,1 процента от общего количества трудоустроенных инвалидов (в 2020 году –
50,5 процента).

Одним из главных факторов, повлиявших на трудоустройство инвалидов в 2021 году, стало распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19, которой сопутствует наличие угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в том числе инвалидов, или иных угроз жизни и здоровью граждан.

Минтрудом России проводится следующая работа по нивелированию рисков недостижения плановых значений вышеуказанного показателя в целях повышения уровня занятости категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Минтрудом России разработан план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021 – 2024 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2020 г. № 2655-р, далее – план).

Планом предусматриваются новые мероприятия по развитию и применению дистанционных форм взаимодействия органов службы занятости с инвалидами, ресурсными учебно-методическими центрами по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, по содействию трудоустройству выпускников образовательных программ среднего профессионального и высшего образования из числа инвалидов с учетом практики целевого обучения, в том числе прохождения производственной и преддипломной практики на базе направляющей на обучение организации.

Кроме того, предусмотрено мероприятие по организации детального мониторинга занятости инвалидов с учетом сферы деятельности, отрасли, возраста работающих инвалидов, уровня оплаты труда и др. Проведение предложенного детализированного мониторинга позволит осуществить объективный анализ занятости инвалидов, включая инвалидов молодого возраста, впервые выходящих на рынок труда, и инвалидов, занятых в организациях бюджетной сферы.

Также с целью повышения уровня занятости инвалидов совместным приказом Минтруда России и Минпросвещения России от 23 ноября 2020 г. № 821/663 разработан План мероприятий по трудоустройству инвалидов из числа участников международного чемпионата «Абилимпикс» на 2022-2024 годы.

В 2021 году на площадках проведения региональных чемпионатов «Абилимпикс» заключены 73 трудовых договора (в том числе отложенные) с участниками чемпионатов в 15 субъектах Российской Федерации, при установленных приказом от 31 августа 2021 г. № 615/609 контрольных показателях на 2021 год – не менее чем в 10 субъектах.

Вместе с тем, необходимо иметь ввиду ограничительные мероприятия, введенные в регионах, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, которые затруднили проведение мероприятия в очном формате.

Министерством разработаны и утверждены приказом от 29 декабря
2021 г. № 927 «О Всероссийском рейтинге лучших работодателей, обеспечивающих трудоустройство участников чемпионатов «Абилимпикс» (прилагается): положение о Всероссийском рейтинге лучших работодателей, обеспечивающих трудоустройство участников чемпионатов «Абилимпикс»; методика расчета критериев для оценки организаций, участвующих во  Всероссийском рейтинге лучших работодателей, обеспечивающих трудоустройство участников чемпионатов «Абилимпикс»; анкета участника Всероссийского рейтинга лучших работодателей, обеспечивающих трудоустройство участников чемпионатов «Абилимпикс»; символика Всероссийского рейтинга лучших работодателей, обеспечивающих трудоустройство участников чемпионатов «Абилимпикс».

Вышеназванный приказ направлен в субъекты Российской Федерации для исполнения.

В большинстве регионов центры занятости населения проводят активную работу с базовыми профессиональными образовательными организациями с целью трудоустройства выпускников образовательных организаций, в том числе выпускников участников и победителей чемпионатов «Абилимпикс», заключаются соответствующие соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности по координации усилий и обмену актуальной информацией по содействию занятости выпускников образовательных организаций между центрами занятости населения  и образовательными организациями (далее - Соглашения).

Соглашения предусматривают проведение совместных мероприятий и акций, взаимообмен аналитической и статистической информацией, сотрудничество по разработке и реализации совместных программ адаптации студентов и выпускников на рынке труда. В соответствии с Соглашениями образовательные организации проводят мониторинг перспектив трудоустройства студентов, в том числе из числа участников национальных и региональных чемпионатов «Абилимпикс» и предоставляют в центры занятости населения данные выпускников, имеющих риск быть не трудоустроенными (с их согласия). Центры занятости населения организуют проведение инициативной индивидуальной работы по содействию трудоустройству данных выпускников.

Такие соглашения заключены в 66 субъектах Российской Федерации, при установленных приказом от 31 августа 2021 г. № 615/609 контрольных показателях на 2021 год – не менее чем в 20 субъектах.

Организация взаимодействия органов службы занятости с социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО) по содействию трудоустройству инвалидов, включая участников чемпионатов «Абилимпикс», осуществляется путём привлечения СО НКО к участию в конкурсном отборе работодателей на предоставление им грантовой поддержки для оборудования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также путем заключения соответствующих соглашений.

Вместе с тем не во всех регионах имеются СО НКО.

В 2021 году работа органов службы занятости с СО НКО проводилась в 29 субъектах Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации существуют различные меры поддержки работодателей, трудоустраивающих инвалидов:

материальные (предоставление работодателям субсидий на возмещение затрат на оборудование рабочих мест для трудоустройства инвалидов; предоставление субсидий из регионального бюджета на компенсацию затрат на оплату труда инвалидов и компенсацию затрат при организации сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках реализации мероприятий региональной государственной программы; установление налоговых льгот для организаций, применяющих труд инвалидов в виде: снижения ставки налога на прибыль организаций на 4 процентных пункта; освобождения от уплаты налога на имущество организаций в размере расходов организации на оплату труда инвалидов; освобождения от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств);

нематериальные (публикация информационных материалов о таких организациях в средствах массовой информации, на интерактивных порталах органов службы занятости, на страницах в социальных сетях, направление благодарственных писем организациям (предприятиям), награждение почетными грамотами и дипломами и др.).

Вместе с тем нормативно – правовые акты по стимулированию работодателей, трудоустраивающих инвалидов, в том числе участников чемпионатов «Абилимпикс» в 2021 году, приняты в 34 субъектах Российской Федерации, при установленных приказом от 31 августа 2021 г. № 615/609 контрольных показателях на 2021 год – не менее чем в 10 субъектах.

доля граждан, время ожидания которых в очереди при обращении в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для получения государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами составило не более 15 минут, в общей численности граждан, обратившихся в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, составила 98,5 процента (при плановом значении
100 процентов).

Вышеуказанный показатель несет технический хронометражный характер. Однако, в виду отсутствия специального оснащения территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС), нет технической возможности фиксации времени ожидания в очереди конкретными гражданами.

В связи с чем значение указанного показателя установлено на основе обобщения полученных в ходе независимых социологических исследований (государственный контракт 8 сентября 2021 г. № 01951000003210000310001) данных о субъективной личностной оценке гражданами о времени их ожидания в очереди. Учитывая специфику социологических исследований, данная оценка заведомо отражает не хронометражные показатели, а личностные ощущения граждан после их ожидания в очереди при обращении в территориальные органы ФСС.

В рамках данных социологических исследований указанный целевой показатель был рассчитан исходя из интегральной оценки полученных от респондентов ответов на вопросы социологической анкеты «Как долго Вам обычно приходится ждать в очереди для подачи заявления об обеспечении ТСР?» и «Как долго Вам обычно приходится ждать в очереди для получения ТСР?».

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284 Минэкономразвития России с помощью ИАС МКГУ на постоянной основе проводится оценка качества предоставления государственных услуг (по средствам СМС опросов, инфоматов и сайта «Ваш контроль») федеральными органами исполнительной власти и внебюджетными фондами (в том числе ФСС).

Доля граждан, использующих механизм получения государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами в электронной форме, в общем числе граждан, подавших заявление на получение государственных услуг, составила 24,9 процента (при плановом значении 35 процентов) – снижение обусловлено перебоями в работе Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) после реализации в июле 2021 года суперсервиса «Онлайн помощь при инвалидности» и автоматическим продлением 217 819 заявок инвалидов на обеспечение специальными средствами при нарушениях функций выделения(моче- и калоприемниками) и средствами ухода, абсорбирующим бельем, подгузниками в рамках проводимой Фондом работы, направленной на преимущественное предоставление государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации без личного посещения в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

Также, по ряду показателей значения определены согласно предварительным расчетам и будут уточнены при формировании уточненного годового отчета. Так, прогнозные значения представлены по следующим показателям:

Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы инвалидов, согласно предварительным расчетам составляет 98 процентов.

Ежегодно в соответствии с формой федерального статистического наблюдения №1-Собес (ТСР) (далее – форма Собес-1 (ТСР), утвержденной приказом Росстата от 24 октября 2019 г. № 621 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации федерального статистического наблюдения за обеспеченностью инвалидов техническими средствами реабилитации, а также ветеранов протезами и протезно-ортопедическими изделиями» (далее – ТСР) Минтрудом России в Росстат представляются сведения об обеспечении инвалидов ТСР в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р в срок до 21 апреля года следующего за отчетным.

Данная отчетная форма Собес-1 (ТСР) содержит информацию о количестве предоставленных ТСР и услугах (единиц), численности инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, состоящих в отчетном периоде на учете в уполномоченном органе по обеспечению ТСР и услугами (человек) – по видам изделий, а также общей численности получателей ТСР и услуг, обеспеченных в отчетном году  в полном объеме, не в полном объеме - частично, не обеспеченных в отчетном году (человек), а также суммарном объеме затрат (тыс. руб.) на обеспечение инвалидов ТСР за счет средств федерального бюджета.

В связи с этим вышеуказанный показатель за 2021 год может быть сформирован и представлен после направления Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы, а также Фондом социального страхования Российской Федерации в Минтруд России данных за 2021 год по форме отчета Собес-1 (ТСР) в срок до 21 апреля 2022 года.

 

В рамках реализации подпрограммы 3 Госпрограммы в 2021 году обеспечено:

снижение доли удовлетворенных судебных исков, поданных гражданами в отношении решений бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы, в общем количестве исков граждан, по которым судом принято решение в отношении решений бюро (главного бюро, Федерального бюро) до 1 процента;

увеличение доли граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по медико-социальной экспертизе, в общем числе граждан, прошедших освидетельствование в учреждениях медико-социальной экспертизы, до 99,7 процента;

сохранение отношения средней заработной платы врачей и работников, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) системы медико-социальной экспертизы к средней заработной плате в регионе, на уровне 200 процентов;

сохранение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) системы медико-социальной экспертизы к средней заработной плате в регионе на уровне 100 процентов;

сохранение отношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) системы медико-социальной экспертизы к средней заработной плате в регионе до 100 процентов;

увеличение доли граждан, время ожидания которых в очереди при обращении в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) медико-социальной экспертизы для получения государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы составило не более 15 минут, в общей численности граждан, прошедших медико-социальную экспертизу, до 100 процентов;

увеличение количества посещений физическими лицами федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, в целях получения реабилитационных мероприятий до 11 800 единиц;

увеличение количества освидетельствований физических лиц при проведении медико-социальной экспертизы в федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации до 14 571 единиц.

  1. Фактические результаты реализации основных мероприятий. Характеристика вклада основных результатов в решение задач и достижение целей Госпрограммы.

Информация о реализации основных мероприятий входит в состав материалов годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности Госпрограммы и представлена в таблице по форме 17 приложения к приказу Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582.

В части реализации основного мероприятия 1.1. «Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий в области формирования доступной среды» дополнительно сообщается.

Росстандартом продолжена системная деятельность по разработке и утверждению национальных стандартов Российской Федерации в области формирования доступной среды с учетом принципа «универсального дизайна».

Так, в 2021 году в рамках мероприятия 1.1.1. «Разработка (актуализация) национальных стандартов в области формирования доступной среды с учетом принципа «универсального дизайна» Госпрограммы в соответствии с выделенным объемом бюджетных ассигнований разработано и утверждено 10 национальных стандартов:

  1. ГОСТ Р 59884-2021 «Трости тактильные. Технические условия»;
  2. ГОСТ Р 59878-2021 «Аппараты голосообразующие. Основные параметры и технические требования»;
  3. ГОСТ Р 59904-2021 «Оснащение организаций, оказывающих услуги по протезированию и ортезированию. Общие требования»;
  4. ГОСТ Р 59914-2021 «Технические средства реабилитации. Устройства для печати рельефной графики. Общие технические условия»;
  5. ГОСТ Р 59883-2021 «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению. Базовая элементарная реабилитация»;
  6. ГОСТ Р 59877-2021 «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению. Ориентировка в пространстве и мобильность»;
  7. ПНСТ 556-2021 «Требования к размещению информации шрифтом Брайля на упаковке медицинских изделий и лекарственных средств»;
  8. ГОСТ Р 59852-2021 «Услуги по ортезированию позвоночника. Состав, содержание и порядок предоставления услуг»;
  9. ГОСТ Р 59906-2021 «Аппараты слуховые костной проводимости в очковой оправе (неимплантируемые). Технические условия»;
  10. ГОСТ Р 59911-2021 «Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Бытовые электронные вспомогательные средства для инвалидов по зрению. Технические требования».

Следует отметить, что при разработке указанных стандартов в строгом соответствии с требованиями основополагающих документов по стандартизации было организовано их публичное обсуждение, в ходе которого были учтены замечания и предложения, поступившие от общероссийских общественных организаций инвалидов и других заинтересованных лиц.

В целях обеспечения унифицированного подхода к осуществлению мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в 2021 году федеральным ресурсным (информационно-методическим) центром по формированию доступной среды, созданным на базе ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России, проведена серия информационно-методических семинаров по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других МГН в субъектах Российской Федерации (для специалистов органов управления и учреждений системы социальной защиты населения и иных ведомств, а также общественных объединений инвалидов, участвующих в формировании доступной среды, и для специалистов, участвующих в работе по содействию занятости инвалидов).

В 2021 году проведено 8 информационно-методических семинаров. Фактическое количество слушателей составило более 1200 человек от 82 субъектов Российской Федерации (в связи с ограничениями, вызванными распространением коронавирусной инфекцией COVID-19, серия совещаний была проведена преимущественно в дистанционном формате).

В целях реализации мероприятия 1.1.3 ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» в 2021 г. была предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 18 125,4 тыс. рублей на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнении работ) по организации проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики в целях формирования учебно-методических комплектов для обучения детей-инвалидов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – государственное задание).

В рамках государственного задания выполнены следующие виды работ:

Проведен всероссийский мониторинг обеспеченности книжной учебной литературой (учебниками/учебными пособиями) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), по итогам которого подготовлен аналитический отчет с инфографическими приложениями;

Подготовлены макеты учебников/учебных пособий для слепых обучающихся, получающих основное общее образование по следующим предметам: «Русский язык», «Литература», «Информатика», «Иностранный язык» (английский), «География», «Изобразительное искусство».

Макеты учебников представлены в составе учебно-методических комплектов. Каждый учебно-методический комплект содержит макет учебника для слепого обучающегося, методическое пособие для учителя, рабочую программу учебной дисциплины.

Разработаны 45 электронных учебно-методических комплектов по следующим предметам: «Технология. Поварское дело», «Технология. Дерево и металлообработка», «Технология. Основы монтажа и эксплуатации внутренних сантехнических устройств», «Технология. Основы строительства», «Технология. Маляр порошковой покраски», «Технология. Гончарное дело», «Технология. Клининг», «Технология. Ручное и машинное кружево», «Технология. Переплетно-картонажное дело».

Разработаны «рабочие» адаптированные основные образовательные программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ третьего года обучения.

Разработан комплект примерных «рабочих» адаптированных основных общеобразовательных программ по адаптивной физической культуре для всех уровней образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Сформулированы требования к условиям организации образования и результатам освоения адаптированных образовательных программ начального общего образования (варианты 3 и 4) обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по завершении ими начального общего и переходе на уровень основного общего образования.

В части реализации основного мероприятия 1.4. «Обеспечение информационной доступности для инвалидов» дополнительно сообщается.

В целях повышения качества жизни и информированности слабослышащих граждан Минцифры России в 2021 году реализованы мероприятия по организации скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов «Первый канал», «Телеканал «Россия» (Россия-1)», «Матч ТВ», «Телекомпания НТВ», «Петербург –5 канал», «Телеканал «Россия-Культура» (Россия-К)», «Детско-юношеский телеканал «Карусель» и «ТВ ЦЕНТР - Москва», имеющих максимальный охват зрительской аудитории.
В рамках выполнения мероприятия субтитрируется большое количество разнообразных программ (за исключением музыкальных программ и «прямого эфира») и фильмов различных тематик.

Перечень телеканалов, выполняющих данную работу по государственным контрактам, определен в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 3593-р.

Следует также отметить, что обеспечиваемое в рамках Госпрограммы скрытое субтитрирование программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов основано на тщательной редакционной работе, предусматривающей субтитрирование не только диалогов, но и иных звуков и шумов, оптимизацию текста субтитров с учётом сохранения всей полноты информации, с одной стороны, и комфортной скорости чтения с экрана, с другой стороны. Исключительное качество производимых на российском телевидении субтитров, позволяющих обеспечивать для слабослышащих граждан доступ
к максимально полному объему информации, подтверждено и общественными организациями слабослышащих, в том числе Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское общество глухих».

За 2021 год на основании заключенных государственных контрактов с телерадиовещательными организациями АО «Первый канал», ФГУП ВГТРК, ООО «Национальный спортивный телеканал», АО «Телекомпания НТВ», АО «Телерадиокомпания «Петербург», АО «Карусель» и АО «ТВ Центр» выполнены работы по организации скрытого субтитрирования и достигнут целевой показатель Госпрограммы по количеству субтитрированных программ в 13 365 часов (3 923; 3 830; 3 301 и 2 311 часов в I; II; III и IV квартале 2021 г. соответственно) в следующих объемах: «Первый канал» 2 120 часов телепрограмм со скрытыми субтитрами, «Россия» (Россия-1) и «Россия-Культура» (Россия-К) 4 240 часов, «Телекомпания НТВ» 2 120 часов, «Детско-юношеский телеканал «Карусель» 900 часов, «ТВ ЦЕНТР - Москва» 2 120 часов, «Петербург – 5 канал» 865 часов, «Матч ТВ» 1 000 часов телепрограмм со скрытыми субтитрами.

 

В целях обеспечения реализации прав инвалидов на доступ к информации в рамках Госпрограммы реализуются мероприятия, предусматривающие государственную финансовую поддержку издательств и издающих организаций, которыми по итогам 2021года обеспечен выпуск:

1794 наименования художественной, научно-популярной и учебной литературы для инвалидов по зрению, из них: 1511 наименований «говорящих» книг, записанных на внешних жёстких дисках – накопителях и на флеш-картах, 207 наименований - шрифтом Брайля, 56 наименований - крупношрифтовые издания, 17 наименований - рельефно-графическая продукция, 2 наименования тетрадей школьных для слабовидящих и 1 наименование тетрадей для письма по Брайлю;

5 периодических изданий для инвалидов по зрению, в том числе рельефно-точечным шрифтом Брайля, плоскопечатным крупно-шрифтовым способом: журналы «Наша жизнь», «Диалог», «Литературные чтения», «Чудеса и приключения» и «Школьный вестник»;

8 периодических печатных изданий для инвалидов, широко освещающих проблемы людей с ограниченными физическими возможностями и способствующих их интеграции в общество: газет «Выбор», «Здравствуй», «Здравствуйте, люди!», «Над Кубанью», «Надежда», «Общий мир», «Равенство», «Шаг из круга.

Кроме того, в 2021 году обновлено специальное оборудование типографии открытого акционерного общества «Московская специализированная типография
№ 27» для выпуска литературы для инвалидов по зрению, а именно – поставлены и введены в эксплуатацию 3 единицы оборудования: полуавтоматическая ниткошвейная машина «GFS-14»; однокрасочная офсетная печатная машина WIN 450 формата 450×340 мм; одноножевая бумагорезательная машина с гидравлическим приводом MAXIMA MX1150DH.

Вышеуказанные мероприятия оказывают наибольшее влияние на обеспечение выполнения Задачи 1 Госпрограммы, так, в результате проведенных в 2021 году социологических исследований:

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов, составила 89,3 процента;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов – 77,7 процента;

доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан – 87,8 процента.

Рост вышеуказанных показателей свидетельствует о соответствии набора мероприятий Госпрограммы в целях формирования условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми.

Также задачей Госпрограммы является обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов (Задача 2), наибольшее влияние на достижение которой, оказывает реализация следующих мероприятий.

В части реализации основного мероприятия 2.1. «Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий, направленных на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» дополнительно сообщается.

Росстандартом реализован комплекс мероприятий по разработке и утверждению национальных стандартов Российской Федерации в области технических средств реабилитации и специальных средств для самообслуживания и ухода.

Так, в 2021 году в рамках мероприятия 2.1.2 в соответствии с выделенным объемом бюджетных ассигнований Росстандартом утверждено 9 национальных стандартов:

  1. ГОСТ Р 57764-2021 «Трости опорные и костыли подмышечные. Технические требования и методы контроля»;
  2. ГОСТ Р 59908-2021 (ИСО 11683:1997) «Упаковка. Тактильные знаки предупреждения об опасности. Требования»;
  3. ГОСТ Р 59881-2021 «Аппараты ортопедические на коленный сустав. Общие технические требования. Классификация»;
  4. ГОСТ 59882-2021 «Аппараты ортопедические на тазобедренный сустав. Общие технические требования. Классификация»;
  5. ГОСТ Р 59862-2021 «Аппараты ортопедические на стопу. Общие технические требования. Классификация»;
  6. ГОСТ Р 59903-2021 «Аппараты ортопедические на нижние конечноcти с корсетом. Общие технические требования. Классификация»;
  7. ГОСТ Р 59863-2021 «Аппараты ортопедические реципрокные. Общие технические требования. Классификация»;
  8. ГОСТ Р 58268-2021 «Ортезы и другие средства наружной поддержки тела. Термины и определения. Классификация»;
  9. ГОСТ Р ИСО 8549-1-2021 «Протезирование и ортезирование. Словарь. Часть 1. Общие термины, относящиеся к наружным протезам конечностей и ортезам».

В целях реализации мероприятия 2.1.4. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» в 2021 г. была предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 60 000,0 тыс. рублей, на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнении работ) по организации проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики в целях обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в которое включены работы по совершенствованию научно-методического потенциала Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (далее – ФРЦ ОВЗ).

В рамках деятельности ФРЦ ОВЗ в 2021 году:

1) Проведены обучающие мероприятия:

курсы повышения квалификации по 12 программам по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью для 5 024 руководителей и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность для указанной категории обучающихся;

10 вебинаров – для более 1 500 человек и 10 мастер-классов – для 1 350 специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью;

Всероссийская конференция по вопросам образования обучающихся с особыми образовательными потребностями в дистанционном формате с участием представителей отечественного и зарубежного научных сообществ, преподавателей высших учебных заведений, руководителей и специалистов муниципальных дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, психолого-медико-педагогических комиссий, служб ранней помощи, представителей родительских и общественных организаций. Общее количество участников конференции - более 2400 человек. Тематика рассмотренных вопросов на конференции - научно-методологические основы обучения, воспитания и развития разных категорий детей с ОВЗ в современных условиях образования; актуальные проблемы психолого-медико-педагогической диагностики нарушений развития детей с ОВЗ; современные технологии психолого-педагогического сопровождения разных категорий детей с ОВЗ;

мастер-классы, открытые занятия для более 200 обучающихся с ОВЗ, проявивших выдающиеся способности, с привлечением более 30 научных сотрудников, дефектологов, специальных психологов, деятелей науки, искусства, спорта.

2) Обеспечено консультирование более 2 000 специалистов из числа руководителей и педагогических работников образовательных организаций по вопросам обучения, воспитания, развития и коррекции детей с ОВЗ и с инвалидностью в формате работы горячей телефонной линии; проведения психолого-педагогических консилиумов в формате онлайн с участием медицинских работников, специальных и клинических психологов, дефектологов, ведущих ученых (онлайн-диагностика 100 обучающихся с ОВЗ).

3) Обеспечено консультирование более 1 270 родителей детей с выявленными нарушениями в развитии и риском их возникновения;

4) Разработаны 7 методических пособий для родителей по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ различных нозологических групп:

- «Роль и возможности семьи в преодолении нарушений чтения и письма у младших школьников»;

- «Развитие содержательного общения ребенка с двигательными и сенсорными нарушениями (родителям о детях с тяжелыми множественными нарушениями развития)»;

- «Что нужно знать родителям о психолого-педагогическом сопровождении ребенка с задержкой психического развития в школе»;

- «Организация игровой среды в обучении и воспитании детей раннего возраста с интеллектуальными нарушениями»;

- «Воспитание детей раннего возраста с ОВЗ. О детях с трудностями поведения»;

- «Проведение коррекционных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий с участием родителей (законных представителей) с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития»;

- «Подготовка и проведение мероприятий для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, проявивших выдающиеся способности (конкурсы, олимпиады, состязания).

5) Разработаны 7 методических пособий для педагогов по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ различных нозологических групп:

- «Методические рекомендации по организации воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ в образовательных организация»;

- «Выявление и диагностика речевых нарушений у обучающихся общеобразовательных организаций»;

- «Подходы к оценке динамики формирования жизненной компетенции обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата»;

- «Психолого-педагогическое сопровождение подростков с задержкой психического развития в условиях инклюзии»;

- «Организация межведомственного взаимодействия по вопросу профориентационной работы с молодыми инвалидами и обучающимися из числа обучающихся с ОВЗ»;

- «Технологии раннего речевого развития детей с особыми образовательными потребностями»;

- «Методические рекомендации по реализации коррекционно-развивающих курсов для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на уровне основного общего образования в условиях электронного обучения с использованием дистанционных технологий».

6) Разработаны программные материалы и конспекты занятий для реализации программ дошкольного образования детей с комплексными нарушениями в развитии (в том числе в надомном и дистанционном формате): подготовлены методические рекомендации для специалистов образовательных организаций, реализующих примерную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с тяжелыми множественными нарушениями в различных формах (очно, на дому, дистанционно); для моделирования индивидуальных программ коррекционной работы для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития разработан интерактивный конструктор; представлены примерные конспекты занятий в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с ТМНР по каждому периоду обучения.

Указанные методические и дидактические материалы будут размещены на сайте ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» и направлены в субъекты Российской Федерации для использования.

7) Проведена оценка положения дел в сфере соблюдения права обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на образование по различным вопросам – от организации ранней коррекционной помощи до обеспечения права на образование обучающихся после операции кохлеарной имплантации;

8) Подготовлены обучающие видео материалы для специалистов психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций с описанием процедуры и особенностей ее организации при обследовании разных нозологических групп обучающихся: комплект учебных видео материалов, включая материалы, касающиеся нормативного регламентирования деятельности психолого-педагогического консилиума (далее - ППк), методические аспекты, связанные с особенностями организации деятельности ППк в условиях дистанционного сопровождения обучающихся, а также практические приемы проведения ППк. Комплект дополнен учебными материалами, которые направлены на совершенствование компетенций практиков в рамках самостоятельной работы.

9) Обеспечено проведение и научно-методическое сопровождение мероприятий дефектологического направления (конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог», Съезда дефектологов).

В 2021 году проведен IV Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2021». Участниками стали учителя-дефектологи (сурдопедагоги, олигофренопедагоги, тифлопедагоги) и учителя-логопеды, работающие с обучающими с ограниченными возможностями здоровья и с детьми-инвалидами, из 67 регионов РФ, из которых 20 – стали финалистами конкурса. Абсолютным победителем стала учитель-логопед ГБОУ школа № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Самарина Ольга Мстиславовна.

11-12 ноября 2021г. состоялся IV Всероссийский съезд дефектологов (далее – Съезд). В Съезде приняли участие более 800 делегатов – почетные гости, представители 85 субъектов РФ из числа специалистов органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования; педагогических работников образовательных организаций высшего образования; педагогических работников образовательных организаций, работающих с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью. Ключевыми вопросами Съезда стали: повышение качества подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов; консолидация знаний и лучших профессиональных практик в области дефектологии в целях сохранения и развития научной отрасли; межведомственное и междисциплинарное взаимодействие в науке и практике дефектологии. По итогам проведения Съезда была принята резолюция.

В части реализации основного мероприятия 2.2. «Предоставление государственных гарантий инвалидам» дополнительно сообщается.

В рамках мероприятия 2.2.1 в 2021 году обеспечено предоставление субсидии субъектам Российской Федерации на создание базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов.

Обеспечено увеличение сети организаций, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования до 122 организаций, при этом создана 1 новая базовая профессиональная образовательная организация (далее – БПОО), поддержано функционирование деятельности 16 БПОО.

В рамках мероприятия 2.2.2. Госпрограммы на базе образовательных организаций высшего образования созданы и функционирует 21 ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. С 2016 г. партнерская сеть 21 РУМЦ поступательно объединила более 570 вузов-партнеров.

Деятельность 21 РУМЦ направлена на профориентацию и комплексное сопровождение образовательного процесса, а также - содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью.

Ключевая задача РУМЦ - поддержка людей с инвалидностью при профессиональном самоопределении и получении высшего образования для обеспечения их достойной самостоятельной жизни.

2021 год стал годом движения сети РУМЦ к эволюции проекта в соответствии с запросами целевой аудитории и стратегическими ориентирами государственной политики. Это прослеживается в вышеназванном Межведомственном комплексном плане, в работе над проектом которого РУМЦ приняли активное экспертное участие.

Важными сторонами работы РУМЦ являются, с одной стороны, деятельность, формирующая системообразующие эффекты, а с другой - точечные эффекты, уникальные практики.

С целью обеспечения привлекательности высшего образования РУМЦ сформировали, внедряют и распространяют в среде вузов-партнеров целый набор инструментов профориентационной работы:

  • более 890 вузов было охвачено работой РУМЦ в 2021 г. в ходе серии вебинаров по вопросам обеспечения специальных условий при поступлении лиц с инвалидностью и ОВЗ (ежегодно на регулярной основе проводятся консультационные мероприятия поддержки для вузов-партнеров);
  • свыше 8000 абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ получили услуги по индивидуальному консультированию в 2020/2021 учебном году (ежегодно реализуются программы профориентационных мероприятий, включающие индивидуальное консультирование и профессионально-личностную диагностику, обеспечено внедрение специальных программ профессиональной ориентации, разработка навигационных интернет- материалов для поступающих в вузы из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ);
  • 7 713 консультаций по линиям call-центров РУМЦ было осуществлено в 2021 г. (адресное консультирование различных категорий граждан по вопросам приема и обучения - call-центры; работа по электронной почте; иные форматы контактных обращений);

На постоянной основе функционирует «горячая линия» на портале информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования Инклюзивноеобразование.рф (далее - Портал).

На Портале размещен сборник ответов на наиболее распространенные вопросы по итогам работы «горячей линии» сети РУМЦ (2021). Вопросы, направленные через Портал, поступают в РУМЦ, находящиеся в регионе проживания заявителя, и рассматриваются сотрудниками данных центров либо уполномоченными лицами.

В 2021 г. среднемесячная посещаемость Портала составила 36 350 единиц.

Системно функционирует телефонная «горячая линия» РУМЦ. РУМЦ развивают информационные ресурсы на своих официальных сайтах, в том числе в формате интернет-дайджестов по вопросам поступления абитуриентов в образовательные организации высшего образования.

Таким образом, профориентационная деятельность РУМЦ позволяет ежегодно обеспечивать прирост принятых на обучение по образовательным программам высшего образования. Так, в 2021 году по данным мониторинга по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2021 г. (далее - мониторинг ВПО-1), было принято: 9 798 человек с инвалидностью и ОВЗ, темп прироста составил 11,06 процента к данным 2020 года (8 822 человек).

Для успешного освоения образовательной программы, овладения необходимыми компетенциями всем студентам необходимо качественное сопровождение.

Численность обучающихся в вузах лиц с инвалидностью и ОВЗ также увеличивается из года в год.

По данным мониторинга ВПО-1, численность обучающихся в 2021 г. по образовательным программам высшего образования лиц с инвалидностью и с ОВЗ составила: 31 966 человек, что сформировало темп прироста к данным 2020 года процента (28 699 человек) в 11,38 процента.

Для повышения доступности и качества образовательного процесса РУМЦ и партнерами был реализован ряд мер.

К 2020 году 21 Центр коллективного пользования специальных средств обучения был укомплектован оборудованием и техническими средствами общим объемом в 545 единиц.

В 2021 году осуществлена разработка методических рекомендаций для образовательных организаций высшего образования по использованию специальных технических средств для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями.

Разработанные РУМЦ инфраструктурные листы и методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения размещены на Портале в разделе «Вузам». Было проведено обучение 500 преподавателей и сотрудников вузов, работающих со специализированным оборудованием.

В рамках организационной поддержки вузов РУМЦ создали методические материалы по адаптации образовательных программ высшего образования. Например, для бакалавров и магистрантов направлений подготовки «Юриспруденция» и «Социальная работа».

Подготовлено учебное издание «Организация образовательной деятельности и сопровождения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» по результатам работы сети РУМЦ за последние два года.

Меры по содействию трудоустройству для обучающихся с инвалидностью реализуются уже в процессе освоения ими образовательных программ.

В первую очередь, это организация эффективной практической подготовки - РУМЦ была разработана модульная сетевая программа по обучению кураторов практики из числа работодателей, по которой в 2021 году было обучено более 670 человек.

Для мотивационной поддержки студентов с инвалидностью, обретения уверенности в своих профессиональных силах создаются условия для их участия в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства.

Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов «Профессиональное завтра» является флагманским мероприятием РУМЦ. В 2021 году он проводился в четвертый раз. Оператором Конкурса выступил РУМЦ ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского». В 2021 году были зарегистрированы 344 конкурсных работы и 571 участник из 183 вузов России. В то же время отраслевые РУМЦ проводят профильные конкурсы профессионального мастерства.

Кроме того, сеть РУМЦ выступила в качестве экспертного сообщества по подготовке Концепции деловой программы 10-го Международного чемпионата «Абилимпикс».

Эти усилия помогают достигать более высокого уровня трудовой занятости у инвалидов, получивших высшее образование, по сравнению со средними показателями для данной категории граждан.

По результатам мониторинга инклюзивного высшего образования за 2021 год: из 4 269 выпускников вузов с инвалидностью в течение календарного года трудоустроились 2 334 человек, то есть 54,67 процента.

В 2020 году этот показатель был 55,18 процента. На фоне неблагоприятной экономической ситуации, связанной с пандемией COVID-19, такое снижение выглядит минимально критичным и компенсируется ростом численности выпускников, принявших решение продолжить образование на следующем уровне: в 2021 году – 1 139 человек (26,68 процента от выпускников с инвалидностью) (в 2020 году таких выпускников насчитывалось 969 человек или 24,72 % от общего числа выпускников с инвалидностью.

Для поддержки выпускников в условиях стремительно меняющихся требований рынка труда РУМЦ разработали 13 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в формате онлайн- курсов. В качестве примера данных программ такие курсы, как: «Предпринимательские компетенции для выпускника вуза с ОВЗ» (ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»), «Продвижение личного бренда в социальных сетях» (ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»), «Возможности трудоустройства с использованием информационно-коммуникационных технологий» (ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»).

Данные программы опираются на результаты выявленных профессиональных запросов посредством анкетирования 1300 студентов выпускных курсов и выпускников, имеющих инвалидность. Обучение по этим программам будет организовано в 2022 году.

В части совершенствования нормативной правовой базы осуществляется подготовка проекта Порядка обеспечения условий доступности объектов и услуг.

В период пандемии РУМЦ выступают интегратором методической поддержки для преподавателей и сотрудников вузов.

В локальном организационно-методическом поле в 2021 году РУМЦ осуществили разработку рекомендаций по дополнению программ развития образовательных организаций высшего образования мероприятиями, направленными на развитие инклюзивного высшего образования.

Ежегодно РУМЦ разрабатывают методические комплексы и рекомендации по вопросам приема, обучения и содействия трудоустройству при работе со студентами с инвалидностью. На Портале размещено более 90 учебно-методических материалов и онлайн-курсов. За период функционирования РУМЦ разработано более 510 адаптированных учебных и медиаматериалов.

С целью оценки и совершенствования качества образовательного цифрового контента более 420 вузов партнерской сети РУМЦ приняли участие в проведении исследований по вопросам внедрения цифровых сервисов.

Для поддержки своих выпускников РУМЦ действуют не только в рамках системы высшего образования и партнерских связей, но и на региональном и федеральном уровнях. В 2021 году эффективность участия РУМЦ в реализации региональных программ была освещена на заседаниях трех круглых столов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам сопровождения инвалидов молодого возраста при их трудоустройстве.

Кроме этого, в повестке 2021 года активно был поднят вопрос по обеспечению доступности для инвалидов объектов культуры и социокультурных мероприятий.

Сеть РУМЦ была привлечена к проведению выборочного аудита учреждений культуры, включенных в перечень «Пушкинской карты». Студентами вузов РУМЦ было проверено на предмет доступности свыше 230 объектов культуры и искусства, расположенных в 51 субъекте Российской Федерации.

В условиях вынужденной изоляции особое значение приобрела популяризация деятельности РУМЦ для развития инклюзивного высшего образования. Разработан современный брендбук и подготовлены комплекты стендовой, сувенирной и печатной продукции в соответствии с фирменным стилем. Осуществляются публикации о результатах деятельности сети РУМЦ в федеральных СМИ - РБК, Комсомольская правда, Российская газета, Московский комсомолец.

РУМЦ как трансляторы государственной политики ориентированы на методическую поддержку и консультационную помощь всех участников системы инклюзивного высшего образования.

В рамках мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (далее – ТСР) в целом по Российской Федерации в 2021 году обеспечено ТСР 2 893 144,0 человек/заявок, из которых Фондом социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) – 2 830 158 человек/заявок, субъектом Российской Федерации, исполняющим переданные полномочия Российской Федерацией по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (г. Москвой) (далее – переданные полномочия) –
62 986 человек/заявок.

Количество ТСР, предоставленных инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов в 2021 году в целом по Российской Федерации составило 466 445 532,0 штук, из которых предоставлено Фондом – 465 583 377 штук, субъектом Российской Федерации, исполняющим переданные полномочия
(г. Москвой) – 862 155 штук.

В части реализации основного мероприятия 2.3. «Повышение квалификации специалистов в сфере реабилитации и абилитации инвалидов» дополнительно сообщается.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2010 № 1074 Минтрудом России были заключены соглашения с тремя общероссийскими общественными организациями инвалидов на реализацию мероприятий, направленных на решение социальных проблем инвалидов в целях реабилитации и социальной интеграции инвалидов, а также на укрепление материально-технической базы этих организаций. Оказана поддержка общероссийским общественным организациям инвалидов: Всероссийскому ордена Трудового Красного Знамени обществу слепых, Всероссийскому обществу инвалидов, а также Всероссийскому обществу глухих.

Также в 2021 году в 3 субъектах Российской Федерации (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Карачаево-Черкесская Республика) проведены курсы специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения, где было обучено 235 специалистов.

В части реализации основного мероприятия 2.6. «Содействие реализации мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере реабилитации и абилитации инвалидов» дополнительно сообщается.

Госпрограмма является механизмом финансовой поддержки регионов по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.

Начиная с 2019 года в рамках Госпрограммы оказывается поддержка субъектов Российской Федерации посредством предоставления им субсидий из средств федерального бюджета на софинансирование расходов для реализации мероприятий, включенных в региональную программу по формированию системы комплексной реабилитации, разработанную на основе типовой программы субъекта Российской Федерации.

В 2021 году осуществлена финансовая поддержка 39 субъектам Российской Федерации, реализующих государственные программы (подпрограммы) по формированию системы комплексной реабилитации.

В настоящее время субсидия предоставляется на организацию системы комплексной реабилитации, ранней помощи, сопровождаемого проживания в субъекте Российской Федерации на основе программного метода, а именно на финансовое обеспечение следующих мероприятий:

  • приобретение реабилитационного и абилитационного оборудования для оснащения реабилитационных организаций, а также организаций, оказывающих услуги ранней помощи, реализующих сопровождаемое проживание инвалидов;
  • приобретение компьютерной техники, оргтехники и программного обеспечения для оснащения реабилитационных организаций, а также организаций, оказывающих услуги ранней помощи, реализующих сопровождаемое проживание инвалидов;
  • проведение обучения специалистов, обеспечивающих осуществление реабилитационных мероприятий инвалидам и детям-инвалидам в различных сферах деятельности, оказание услуг ранней помощи, организацию сопровождаемого проживания инвалидов;
  • создание, эксплуатация и развитие (доработка) единой информационной системы субъекта Российской Федерации в целях формирования системы комплексной реабилитации, включая раннюю помощь и сопровождаемое проживание инвалидов.

Начиная с 2021 года в связи с высоким спросом регионов на развитие социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, сопровождаемого проживания инвалидов, а также в рамках обеспечения выполнения подпункта «л» пункта 1 перечня поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с представителями общественности в г. Светлогорске Калининградской области 31 октября 2019 г., утвержденного В.В. Путиным 8 января 2020 г. № Пр-27, расширены направления мероприятий, на которые допускается использование средств субсидии, а именно:

  • проведение обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и членов их семей навыкам ухода, подбору и пользованию техническими средствами реабилитации, реабилитационным навыкам;
  • приобретение мебели, бытовой техники в организации, реализующие сопровождаемое проживание инвалидов, подлежащие включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов субъекта Российской Федерации, для организации сопровождаемого проживания инвалидов.

В целях обеспечения объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы (Задача 3) в 2021 году:

Осуществлено обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка):

  • медико-социальная экспертиза, реабилитация и абилитация инвалидов при терапевтической, неврологической, хирургической, травматолого-ортопедической, психической, педиатрической, фтизиатрической патологии;
  • концептуальные, организационно-правовые и методические основы медико-социальной экспертизы;
  • актуальные вопросы медико-социальной экспертизы, реабилитации и неврологии с основами первой помощи;
  • актуальные вопросы здравоохранения и медико-социальной экспертизы с основами первой помощи;
  • актуальные вопросы психологии клинической психологии, медико-социальной экспертизы и реабилитации.

 

Проведено обучение по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов учреждений медико-социальной экспертизы в рамках государственных заданий подведомственных Минтруда России учреждений на 2021 и плановый период 2022 и 2023 гг.  ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России обучено – 1 036 специалиста, ФГБУ «Санкт- Петербургский институт усовершенствования врачей экспертов» Минтруда России - обучено 820 человек.

Обеспечена деятельность подведомственных Минтруду России и ФМБА России федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в части оплаты коммунальных услуг, содержания имущества, арендной платы и прочих расходов, необходимых для функционирования указанных учреждений.

 

Росстандартом в 2021 году утверждены 3 национальных стандарта, направленных на совершенствование медико-социальной экспертизы:

  1. Изменение №1 ГОСТ Р 53931–2017 «Медико-социальная экспертиза. Основные виды услуг медико-социальной экспертизы»;
  2. ГОСТ Р 59901-2021 «Медико-социальная экспертиза. Экспертно-реабилитационная диагностика с использованием специального диагностического оборудования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы»;
  3. ГОСТ Р 59902-2021 «Медико-социальная экспертиза. Нормативы размещения федеральных учреждений медико-социальной экспертизы».

  1. Запланированные, но недостигнутые результаты.

По результатам проведенного мониторинга реализации мероприятий Госпрограммы выявлено, что реализовано 36 мероприятий (из 36).

Госпрограммой всего предусмотрено 66 контрольных событий, из которых:

  • 57 контрольных события реализовано в пределах, установленных детальным планом-графиком реализации Госпрограммы сроков, из них:
  • 3 контрольных события – ранее установленного срока (срок реализации которых наступил ранее чем на месяц от плановой даты);
  • 5 контрольных событий – позже установленного срока (срок реализации которых наступил позднее чем на один день от плановой даты).

Не реализовано 1 контрольное событие (контрольное событие 3.4.1.5).

В части контрольного события 3.4.1.5. «Утверждена типовая структура и штатное расписание федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (утвержден приказ Минтруда России)» сообщается.

Минтрудом России в целях обеспечения единообразного правоприменения действующих нормативных документов по организации деятельности учреждений медико-социальной экспертизы планировалось утверждение приказа Минтруда России о типовой структуре и штатных расписаниях федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (далее – Приказ) с последующей регистрацией его в Минюсте России.

Проработка вопроса осуществлялась во взаимодействии с заинтересованными департаментами Минтруда России, а также с учетом результатов выполнения государственного задания ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России. Приказ также прорабатывался с руководителями 85 учреждений медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации.

В проекте Приказа были представлены рекомендуемые временные штатные нормативы федеральных учреждений медико-социальной экспертизы с учетом подразделения их на категории.

Проект приказа прошел внутриведомственное согласование.

Вместе с тем, в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), и введением временного порядка признания лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2020 № 1697, согласно которому медико-социальная экспертиза граждан учреждениями МСЭ проводилась в 2021 году в заочном порядке, и пролонгирована до 01.07.2022, в связи с чем нагрузка на кадровый персонал, не связанный с предоставлением медико-социальной экспертизы, снижена в сравнении с 2020 годом.

Кроме того, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № ДГ-П17-12560 федеральным органам исполнительной власти необходимо предусмотреть оптимизацию количества, структуры и штатной численности, подведомственных организаций с учетом возложенных задач и функций.

Учитывая изложенное, утверждение типовой структуры и штатного расписания федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы в 2021 году представлялось нецелесообразным.

Невыполнение контрольного события не повлияло на результат реализации соответствующего мероприятия 3.4.1.

 

  1. Информация о внесенных ответственным исполнителем изменениях в государственную программу

В 2021 году изменения в Госпрограмму, касающиеся реализации мероприятий в отчетном году, не вносились.

 

  1. Предложения по дальнейшей реализации государственной программы

Начиная с 2022 года изменена структура Госпрограммы.

Госпрограмма наделена статусом комплексной и планируется к реализации по следующим направлениям:

Направление (подпрограмма) 1 «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также информационной доступности»

Направление (подпрограмма) 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации, абилитации инвалидов и медико-социальной экспертизы».

В рамках Госпрограммы выделены следующие структурные элементы:

Федеральные проекты: «Информационная доступность для инвалидов и маломобильных групп населения», «Повышение уровня обеспеченности инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также уровня профессионального развития»;

Комплексы процессных мероприятий «Развитие безбарьерной среды», «Обеспечение инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий», «Обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления медико-социальной экспертизы».

С 2022 года Госпрограмма наполнена новыми мероприятиями, в том числе по созданию условий в организациях отдыха и оздоровления детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, по приобретению и вводу в эксплуатацию программно-аппаратных комплексов для организации скрытого субтитрирования на общероссийских обязательным общедоступных телеканалах.

В 2022 году финансирование Госпрограммы увеличено на 4,8 млрд. рублей (8 процентов).

Для дальнейшей успешной реализации Госпрограммы необходимо продолжить работу по переводу услуг для инвалидов в проактивный формат, развивать новые формы межведомственного взаимодействия, провести анализ лучших региональных практик по дистанционным формам работы с инвалидами, которые использовались в период пандемии, с целью их постоянного применения.

1. Текстовая часть
docx 71.90 kB
2. Оценка эффективности
docx 46.09 kB
3. Анализ факторов
docx 24.98 kB
4. Предложения об изменении форм и методов управления реализацией Госпрограммы
docx 24.94 kB
5. Таблица 16
xlsx 24.42 kB
6. Таблица 16а
xlsx 55.84 kB
7. Таблица 17
xlsx 52.11 kB
8. Таблица 19
xlsx 14.56 kB
9. Таблица 20
xlsx 22.94 kB
10. Таблица 21
xlsx 20.58 kB
11. Пояснительная записка к таблице 21
docx 25.96 kB
12. Таблица 22
xlsx 15.14 kB
13. ГП_04_Арктическая зона
xlsx 28.64 kB
ГП_04_ДФО
xlsx 30.85 kB
ГП_04_Калининградская обл
xlsx 22.20 kB
ГП_04_Крым и Севастополь
xlsx 23.42 kB
ГП_04_СКФО
xlsx 27.28 kB
Таблица 25
xlsx 19.40 kB
Карта сайта