Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Информация от 23 января 2015 г.

«Проект структуры Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста»

I. Введение.

Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста (далее именуется - Стратегия) - документ общественно-политического характера, содержащий официально принятые взгляды на государственную стратегию в области решения социальных и иных проблем, вызываемых старением населения страны.

Стратегия направлена на стимулирование активного долголетия, улучшения качества жизни, использование знаний опыта и трудового потенциала старшего поколения как важного ресурса экономического развития страны.

Под государственной социальной политикой в отношении граждан пожилого возраста понимается совокупность мер политического, правового, экономического, медицинского, социального, культурного, научного, информационно-пропагандистского и кадрового характера, направленных на обеспечение указанным гражданам Российской Федерации благосостояния и социального благополучия, условий для активного участия в жизни общества и долголетия.

В сферу государственной социальной политики в отношении граждан пожилого возраста вовлекаются граждане Российской Федерации - женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, а также участвующие в ее реализации институциональные структуры и субъекты, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Государственная политика в отношении граждан старшего поколения является неотъемлемой частью государственной политики Российской Федерации и взаимосвязана со всеми ее направлениями на стадиях разработки, принятия и реализации решений.

В Стратегии формулируются подходы к рациональному использованию имеющихся возможностей и предлагаются пути осуществления действий по повышению качества жизни, признанию ценности вклада пожилых людей в социальную, экономическую и культурную жизнь страны, гармонизации интересов различных возрастных групп населения.

Стратегия должна служить ориентиром для органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, социализации пожилых людей.

I. Забота о пожилых людях – требование времени

Устойчивый рост доли пожилых людей в структуре народонаселения мира обусловил формирование новых представлений о старости, роли пожилых людей в социальном развитии.

Современная система взглядов на обязательства государства по отношению к пожилым людям базируется на общечеловеческих гуманистических ценностях, идее прав человека для всех возрастов и служит обоснованием политических решений и конкретных мер поддержки пожилых людей на межгосударственном и национальном уровнях.

Центральным является принцип социально приемлемого и реально возможного сочетания полноценного участия пожилых людей в жизни общества, заботы о них со стороны государственных и общественных институтов, обеспечения правовых условий для удовлетворения их потребностей и реализации накопленного в течение жизни потенциала. Уважение к пожилым людям, забота о них, позитивное отношение к старости, формируемое с детства, наряду с готовностью к ее наступлению, признается нормой для каждого человека и общества в целом.

В Российской Федерации насчитывается около 30 млн. человек старше трудоспособного возраста. Пожилые люди – быстро растущая социально-демографическая группа, составляющая пятую часть населения страны.

Граждане пожилого возраста вносят многогранный вклад в социальное развитие России, приветствуют позитивные изменения в обществе, проявляют интерес к социальной, культурной и экономической жизни, поддерживают солидарность поколений и являются хранителями духовных и нравственных ценностей. Они сохраняют способность к посильной трудовой деятельности, готовность передавать опыт и восполнять ресурсы, затраченные на обеспечение их жизнедеятельности.

Реальность сегодняшнего дня - постоянное присутствие многих пожилых людей среди нас. Дальнейший прогресс российского общества возможен в контексте общества для людей всех возрастов.

Изменения, связанные с модернизацией устройства общества, влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей. В новых экономических и социально-культурных условиях им требуется помощь, учитывающая значительную дифференциацию, многообразие потребностей и запросов пожилых людей.

Пожилому возрасту присущи специфические проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию, “предпенсионная безработица” и снижение конкурентоспособности в трудовой сфере, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. В более неблагоприятном положении находятся пожилые женщины, что существенно при сохранении долговременной диспропорции мужского и женского населения. Достаточно велика доля пожилых людей среди мигрантов и лиц без определенного места жительства и занятий.

Возрастают социальные и экономические издержки семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, снижается надежность семьи как источника поддержки пожилых людей. В неблагоприятной ситуации нередко находятся одинокие пожилые люди и проживающие отдельно от взрослых детей пожилые супружеские пары.

Старение населения России как социально-демографический процесс, совпавший с реформированием общества, не является следствием увеличения продолжительности жизни, происходит на фоне высокой общей смертности населения, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. На данном этапе проблемы пожилых людей решаются не всегда последовательно. Экономикой и социальной сферой пока не в полной мере обеспечиваются условия для достойной жизни всем пожилым людям. Отмечаются значительные региональные различия положения пожилых людей.

Не получили должного развития структуры гражданского общества, обеспечивающие заботу о пожилых людях, что относится и к общественным объединениям, призванным осуществлять независимый контроль соблюдения прав и законных интересов граждан пожилого возраста, оказывать им поддержку и предоставлять жизненно важные услуги.

Высокая численность пожилых людей в составе населения означает усиление их роли в процессах жизнедеятельности общества и сопровождается обоснованным повышением ожиданий в части предоставления социальных гарантий благосостояния. Пожилые люди обладают значительным потенциалом и возможностями для участия в социальном развитии.

Основу политики Российской Федерации как социального государства составляет создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание стабильности в обществе, установление баланса интересов различных возрастных и социальных групп. Это предполагает комплексное решение проблем повышения уровня и качества жизни населения наряду со специальными государственными мерами в отношении отдельных групп населения, в том числе пожилых людей.

Повышение уровня и качества жизни как важное условие совершенствования образа жизни в пожилом возрасте – сложный комплексный процесс, в ходе которого достигается состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, обеспеченность необходимыми материальными, духовным, культурными и социальными благами, устанавливаются гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.

Наступление пожилого возраста является для отдельного человека источником социального риска, проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный характер и требуют постоянного внимания, изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов в новых рамках специальной государственной социальной политики в отношении пожилых людей.

Работа по формированию политического, правового и экономического механизмов для деятельности по предоставлению защиты, активизации социального участия и улучшению положения пожилых людей на период до 2025 года требует учета социально-демографических изменений.

Она основывается на положениях важнейших международно-правовых актов, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, и специальных решениях ООН по вопросам старения населения и положения пожилых людей, включая положения Принципов ООН в отношении пожилых людей, Международного плана действий по проблемам старения населения 2002 года.

Применение принятых мировым сообществом универсальных норм в отношении пожилых людей способствует построению в Российской Федерации социального правового государства на демократических основах, более полному обеспечению прав человека и конституционных гарантий, удовлетворению потребностей людей пожилого возраста – полноправных участников социального процесса.

Права и интересы граждан пожилого возраста закреплены законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Делается все возможное, чтобы пожилые люди не становились жертвами дискриминации по признаку возраста.

Содержание и приоритетность мер государственной политики в отношении граждан старшего поколения находятся в прямой связи со стратегией социально-экономического развития страны и определяются на основе научно обоснованной оценки остроты и значимости выдвигаемых жизнью проблем, исходя из финансовых и других ресурсных возможностей государства.

III. Принципы государственной политики в отношении граждан пожилого возраста

Государственная политика в отношении граждан старшего поколения базируется на следующих принципах.

Принцип реализации права граждан пожилого возраста на такой жизненный уровень, включая достаточное питание, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья посредством обеспечения распределения среди возрастных групп общественных средств, прав и обязанностей.

В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения повышения благосостояния всего населения на основе участия в процессе развития, включающего производительную занятость, социальную справедливость и человеческую солидарность.

Принцип признания вклада граждан пожилого возраста в сферах духовного, культурного и социально-экономического развития страны, поощрение в дальнейшем и обеспечение возможности их участия в жизни общества.

Государственная политика и мероприятия, направленные на социальную поддержку граждан пожилого возраста, должны обеспечивать возможность в удовлетворении потребности граждан в достижении личных целей и устремлений, осуществлении потенциальных возможностей, что приносит также пользу семье и обществу.

Вопрос о старении и положении граждан пожилого возраста необходимо рассматривать в контексте всех групп населения. Учитывая, что старение человека происходит в течение всей его жизни, подготовка населения к периоду пожилого и престарелого возраста должна быть неотъемлемой частью всех сфер государственной политики.

Принцип государственной ответственности – постоянная деятельность по созданию условий надежной социальной защиты и улучшению социального положения граждан старшего поколения соответственно происходящим в обществе изменениям, выполнение обязательств по предупреждению бедности и лишений в пожилом возрасте, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Принцип равенства всех граждан старшего поколения– равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, на принятие решений относительно своей жизнедеятельности независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений, экономического вклада, предоставление равных возможностей самореализации в социально-трудовой сфере и общественной деятельности.

Принцип преемственности государственной социальной политики и стабильности мер в отношении граждан старшего поколения– сохранение и реальная финансовая обоснованность социальных гарантий поддержки граждан старшего поколения и постоянный учет интересов пожилых людей как особой категории населения.

Принцип соединения правового и этического регулирования– соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений в отношении граждан старшего поколения в сочетании с обеспечением условий для справедливого обращения с пожилыми людьми и использования уникального опыта старшего поколения.

Принцип социальной эффективности –позитивная направленность мер повышения благосостояния и социального благополучия пожилых людей, поддержания их социального статуса на высоком уровне, укрепления социальных связей и удовлетворения социально-культурных запросов.

Принцип единства политики в отношении граждан старшего поколения – общность взглядов на социальную защиту пожилых людей, консолидация средств, направляемых на решение первоочередных проблем пожилых людей, на всех уровнях управления.

Принцип социального участия– стимулирование деятельности лиц старшего поколения по достижению экономической независимости, получению дополнительных благ за счет собственных усилий, а также содействие им в повышении собственными силами качества жизни, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни.

Принцип социального партнерства – взаимодействие государства, общества и граждан старшего поколения в осуществлении мероприятий, имеющих целью благосостояние и социальное благополучие пожилых людей, постоянное сотрудничество с семьей, общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами, предоставляющими пожилым людям защиту, помощь и услуги.

IV. Цель и основные задачи государственной политики в отношении гражданпожилого возраста

Цель государственной политики в отношении граждан старшего поколения – устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдения баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.

Задачи……

V. Приоритетные направления государственной политики в отношении граждан пожилого возраста

Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

  • применение дифференцированного подхода к определению форм социальной поддержки граждан пожилого возраста;
  • стимулирование занятости граждан пожилого возраста, в том числе путем реализации программ переобучения их по специальностям, востребованным на рынке труда, обучения компьютерной грамотности, возрождения института наставничества;
  • развитие современных форм социального обслуживания, включая создание стационарных учреждений социального обслуживания нового типа;
  • формирование условий для организации досуга граждан пожилого возраста;
  • совершенствование системы охраны здоровья граждан пожилого возраста, развитие геронтологической службы, включая подготовку и повышение квалификации специалистов в этой сфере;
  • развитие рынка социальных услуг, в том числе расширение форм поддержки негосударственного сектора в сфере оказания таких услуг;
  • поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста;
  • повышение уровня финансовой грамотности граждан пожилого возраста, прежде всего в части, касающейся обеспечения их безопасности при пользовании банковскими продуктами и услугами;
  • стимулирование производства товаров и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста.

VI. Механизм реализации основных направлений государственной политики в отношении граждан пожилого возраста

Стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, Концепцией демографической политики на период до 2025 года и государственной программой Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

Неотъемлемой частью Стратегии являются принятые в ее развитие субъектами Российской Федерации стратегии (программы) действий в интересах граждан пожилого возраста, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих данному региону социально-демографических проблем.

VII. Реализация государственной политики в отношении граждан пожилого возраста в субъектах Российской Федерации

VIII. Этапы реализации Стратегии

IX. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

X. Заключительные положения

Проблема старения населения, затрагивающая все стороны деятельности государства и общества, ставит перед Российской Федерацией ответственные задачи по пути к устойчивому социальному развитию, обеспечению коллективной безопасности граждан России в течение всей жизни.

Следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах ООН по проблемам старения населения, и руководствуясь ими, Российская Федерация намерена сформировать и реализовать собственную стратегию реагирования на новый вызов времени.

В Стратегии сформулированы принципы и важнейшие направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2025 года.

Положения Стратегии дополняются, уточняются и конкретизируются в постановлениях, распоряжениях, планах действий и других документах, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Стратегия является основой для разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ и мероприятий в областях, где затрагиваются интересы пожилых людей, и предусматривает координацию действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Карта сайта