Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Доклад от 1 июня 2015 г.

«О результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей»

В Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014 года из 143,7 млн. человек практически каждый четвертый (33,8 млн. человек) находился в возрасте старше трудоспособного, что составляет 23,5% ко всему населению страны.

Одной из особенностей Российской Федерации являются существенные региональные различия в демографической ситуации, прежде всего, по возрастному составу населения.

В самом «старом» регионе России – Тульской области – доля населения старше трудоспособного возраста на начало 2014 года составила 29,1%, в самых «молодых» – Ямало-Ненецком автономном округе и Чеченской республике-менее 9%.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года за межпереписной период 2002-2010 годов доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения увеличилась с 20,5% до 22,2%. При этом численность лиц в возрасте 65 лет и старше уменьшилась на 3,2% (с 18,8 млн. человек до 18,2 млн. человек), в возрасте 80 лет и старше увеличилась на 57,9% (с 2,7 млн. человек до 4,2 млн. человек). Изменилась доля этих возрастных групп в общей численности населения: в возрасте 65 лет и старше уменьшилась с 13,0% до 12,7%, в возрасте 80 лет и старше увеличилась с 1,8% до 2,9%.

По данным ООН средняя продолжительность жизни в мире составляет в настоящее время 66 лет.

К 2018 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации для всего населения должна составить не менее 74 лет, к 2020 году – 75,7 лет, в том числе у мужчин – 71,2 лет, у женщин – 80,0 лет.

Однако, несмотря на увеличение продолжительности жизни, Российская Федерация отстает по данному показателю от ряда европейских стран. В частности, в Австрии ожидаемая продолжительность жизни у мужчин – 78,3 года, у женщин – 83,9 лет, в Бельгии – 77,8 лет у мужчин и 83,2 лет у женщин.

В России этот показатель в 2013 году составил для всего населения 70,76 года (у мужчин – 65,13 года, у женщин – 76,30 года) и увеличился по сравнению с 2002 годом на 5,81 года (у мужчин – на 6,45 года, у женщин – на 4,4 года).

По данным Росстата на начало 2014 года 4,4 млн. человек находились в возрасте 80 лет и старше, 1,8 млн. человек – в возрасте 85 лет и старше.

Смертность лиц старше трудоспособного возраста также сокращается. Так, в 2010 году она составила 46,6 чел. на 1000 человек, в 2013 году 42,2 чел. на 1000 человек.

Таким образом, в целом по Российской Федерации отмечается дальнейшее увеличение удельного веса пожилых граждан в общей численности населения, увеличение ожидаемой продолжительности предстоящей жизни лиц, достигших возраста старше трудоспособного, сокращение уровня смертности и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Увеличение численности лиц старше трудоспособного возраста является результатом последовательной реализации комплексных мер по сохранению здоровья населения, снижению смертности и увеличению ожидаемой продолжительности жизни, принимаемых в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Число умерших за 2006-2013 годы сократилось с 2,2 млн. человек до 1,9 млн. человек. В этой связи социальная поддержка граждан старшего трудоспособного возраста является актуальной государственной задачей.

Социальная поддержка пожилых людей обеспечивается путем предоставления установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки: пенсий, дополнительного материального обеспечения, ежемесячных денежных выплат, компенсаций, социальных доплат к пенсии, а также социальных услуг в системе социального обслуживания населения.

Повышению материального обеспечения граждан старше трудоспособного возраста способствуют социальные доплаты к пенсии, которые были введены с 1 января 2010 года с целью доведения материального обеспечения неработающих пенсионеров до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе его проживания, то ему устанавливается федеральная либо региональная социальная доплата к пенсии. В субъектах Российской Федерации, в которых прожиточный минимум пенсионера ниже прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии, финансируемая из федерального бюджета. В субъектах Российской Федерации, в которых прожиточный минимум пенсионера выше прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, устанавливается региональная социальная доплата, выплачиваемая из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

На 1 января 2015 года численность получателей социальной доплаты к пенсии составила более 3,0 млн. чел., из них 1,2 млн. чел. – получатели федеральной социальной доплаты к пенсии, более 1,8 млн. чел. – получатели региональной социальной доплаты к пенсии.

При этом средний размер федеральной социальной доплаты к пенсии составил 1 012,03 рубля в месяц, региональной социальной доплаты к пенсии - 3 588,19 рубля в месяц.

Важной частью формирования доходов граждан старше трудоспособного возраста являются законодательно закрепленные меры социальной поддержки, основание предоставления которых является принадлежность гражданина к той или иной категории, наделенной особым правовым статусом.

В соответствии с Федеральными законами от 22 августа 2004 № 122-ФЗ и от 17 июля 1999 № 178-ФЗ, пожилым людям из числа федеральных льготников (ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации) установлена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) и предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг.

По данным Федерального регистра получателями ежемесячных денежных выплат на 1 января 2015 года являлись 9,2 млн. граждан, старше трудоспособного возраста, что составляет 21,8% от общей численности пенсионеров, ее размер в среднем по Российской Федерации составил 1 942,97 рубля.

Отмечается уменьшение численности граждан старше трудоспособного возраста из числа федеральных льготников - получателей ЕДВ с 9,5 млн. человек в 2010 году до 9,2 млн. человек в 2015 году, что обусловлено естественной убылью инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны (имеющих инвалидность), бывших несовершеннолетних узников и других граждан, соответствующих этой категории льготников.

Действующий механизм социальной поддержки отдельных категорий граждан предусматривает предоставление права пожилым людям, относящимся к федеральным льготникам, вместо части ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ) выбрать получение полностью или частично набора социальных услуг, в который входят лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно и проезд на пригородном железнодорожном транспорте.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» гражданам Российской Федерации, принимавшим участие в Великой Отечественной войне либо пострадавшим в период войны, установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, которое в настоящее время получают 637 840 граждан пожилого возраста. В федеральном бюджете на указанные выплаты предусмотрено 5 859, 07 млн. рублей.

С учетом пенсий, ежемесячных денежных выплат и дополнительного ежемесячного материального обеспечения средний уровень доходов инвалидов Великой Отечественной войны в настоящее время составляет 33 738 рублей, участников Великой Отечественной войны, которым установлена группа инвалидности - 35 505 рублей, участников Великой Отечественной войны – 22 891 рубль.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее – компенсационные выплаты). Размер компенсационных выплат составляет 1 200 рублей.

Право на их получение имеют граждане в трудоспособном возрасте, оставившие работу (не поступившие на работу) ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).

Компенсационная выплата устанавливается в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

В 2015 году компенсационная выплата осуществлена 2,2 млн. человек. Расходы на эту выплату составили свыше 35 млрд. рублей.

Вопросы социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, граждан, подвергшихся политическим репрессиям, относятся к полномочиям региональных органов государственной власти, которые самостоятельно определяют объём и порядок предоставления мер социальной поддержки указанных категории граждан.

На начало 2015 года численность ветеранов труда составляла около 20 млн. человек, тружеников тыла – 1,7 млн. человек, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, – 552,4 тыс. человек.

Основную группу получателей мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации составляют ветераны труда – около 60%.

В большинстве субъектов Российской Федерации региональным льготникам установлены ежемесячные денежные выплаты, а также меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе на приобретение твердого топлива гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, и ежегодная денежная компенсация на приобретение сжиженного газа, по предоставлению льготного проезда на городском общественном транспорте, осуществлению ремонта жилых помещений, установке квартирных телефонов и компенсации расходов на оплату услуг телефонной связи, бесплатному и льготному зубопротезированию, а также единовременная социальная помощь (в зависимости от сложившейся ситуации).

Кроме того, законодательством субъектов Российской Федерации устанавливаются дополнительные, по отношению к установленным федеральным законодательством, меры социальной поддержки федеральных льготников.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что содержанию и приоритетности мер государственной социальной политики в отношении пожилых граждан уделяется большое внимание.

Вместе с тем на протяжении ряда лет отмечается недостаточный уровень организации и обеспеченности социального обслуживания и предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста.

По состоянию на 1 января 2015 года очередь на получение социальных услуг в стационарных условиях составляла 16,6 тыс. человек, из них около 13 тыс. человек ожидают места в психоневрологические интернаты. Очередь на получение социальных услуг на дому составляла 13,3 тыс. человек.

Оперативно решить данную проблему практически невозможно, поскольку материальная база организаций значительно устарела. Из 3 757 зданий стационарных учреждений социального обслуживания 176 зданий требуют реконструкции, 31 здание находится в аварийном состоянии, 96 ветхих зданий.

В связи с этим укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания, в том числе, строительство новых является приоритетным направлением в сфере развития стационарного социального обслуживания.

Для решения обозначенных проблем в предстоящий период потребуется больше гибкости, качественного регулирования и стандартизации процессов, а также появления организаций разных форм собственности, которые смогут сформировать цивилизованный рынок социальных услуг в сфере социального облуживания, организация межведомственного взаимодействия, концентрация мер, направленных на повышение качества жизни граждан старшего поколения, разработка и реализация новых подходов в деятельности учреждений социальной сферы.

Вступивший в силу с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 28 декабря 2014 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», направлен на качественную перенастройку всей системы социального обслуживания.

Указанным законом определен порядок финансовой поддержки негосударственных организаций, предоставляющих услуги в сфере социального обслуживания, путем предоставления субсидий или компенсаций из соответствующего бюджета.

Необходимо также отметить, что значительная работа проведена по привлечению в сферу социального обслуживания негосударственного сектора, что, безусловно, будет способствовать повышению качества услуг в этой сфере и снижению очередности в стационарные организации социального обслуживания.

Так, с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 464-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым установлена возможность применения для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, налоговой ставки ноль процентов по налогу на прибыль.

Наряду с этим, в целях привлечения инвестиций и услуг малого и среднего предпринимательства для решения государственных задач по обеспечению доступности социальных услуг высокого качества путем дальнейшего развития сети организаций социального обслуживания различных форм собственности принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях».

Данным Федеральным законом предусмотрено включение объектов социального обслуживания населения в перечень объектов концессионного соглашения. Таким образом, расширена сфера применения концессионного механизма в целях создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в проекты, реализуемые на концессионной основе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в сфере социального обслуживания населения.

Помимо этого, Правительством Российской Федерации принято постановление от 27 декабря 2014 г. № 1582 «Об утверждении Правил предоставления и распределения из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами на реализацию инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания, в рамках подпрограммы «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

Постановление позволит внедрить механизмы государственно-частного партнерства в сферу социального обслуживания населения путем заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, концессионного соглашения, инвестиционного контракта, одной стороной по которому выступает государственный заказчик, что приведет к увеличению объема частных инвестиций в данную сферу, развитию конкуренции на рынке услуг в сфере социального обслуживания населения, повышению доступности, качества и безопасности предоставляемых населению социальных услуг.

Постановление направлено на поддержку инвесторов и субъектов Российской Федерации при реализации инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания населения путем организации субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация.

В субъектах Российской Федерации до 2014 года вопросы повышения качества и доступности предоставления социальных услуг решались в рамках долгосрочных целевых программ в сферах социальной защиты, здравоохранения, культуры, спорта, а также программ по повышению качества жизни граждан пожилого возраста.

С 2014 года, в связи с переходом на программно-целевой метод формирования бюджета, эта задача решается в рамках аналогичных государственных программ.

Развитие системы социального обслуживания идет по следующим направлениям:

  • повышение качества предоставляемых социальных услуг, в том числе на основе внедрения инновационных технологий и форм социального обслуживания, и расширения спектра дополнительных платных услуг;
  • оптимизация сети учреждений, штатной численности работников и сокращение административных расходов на содержание учреждений;
  • развитие негосударственного сектора социального обслуживания;
  • доведение до 2017 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики», соотношения средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских и образовательных организаций, со средней заработной платой в регионе до 100%.

В 2014 году в целом по Российской Федерации целевые значения показателей по среднему уровню заработной платы социальных работников в 66 регионах достигнуты и превышены (58,0%). Например: Ханты – Мансийский автономный округ-Югра – 74,6%, Пермский край – 69,2%, г. Москва – 71,3%, Владимирская область – 67,7%.

В 17 регионах указанное соотношение менее 58,0%, в том числе в 15 регионах в пределах 5% отклонения: в Забайкальском крае – 56,5%, в Челябинской области – 56,8%, в Ярославской области – 57,0%, в Республике Северная Осетия - Алания – 57,1%. Более чем на 5% не достигли целевой показатель в 2 субъектах Российской Федерации: Красноярский край – 51,2%, Республика Карелия – 54,2%.

Снижение значений показателей связано, прежде всего, с крайне низким средним уровнем оплаты труда в муниципальных учреждениях социального обслуживания указанных субъектов Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации организации социального обслуживания постоянно трансформируются: меняются услуги и структура организаций, развиваются новые формы работы с гражданами старшего поколения, направленные на сохранение их социальной активности и возможности как можно дольше сохранять физическое и душевное благополучие.

По данным Росстата в 2014 году на территории Российской Федерации действовало более 1350 стационарных организаций, в которых социальные услуги получили более 248 тыс. человек.

Более 1,3 млн. человек являются получателями социальных услуг на дому.

В последние годы проводилась работа по развитию стационарных организаций социального обслуживания по различным направлениям.

Одним из направлений такой работы являются мероприятия, проводимые Пенсионным фондом Российской Федерации в рамках софинансирования социальных программ субъектов Российской Федерации.

В 2014 году при содействии федерального бюджета осуществлялось строительство 7 учреждений социального обслуживания (Воронежская, Тамбовская, Саратовская, Самарская, Иркутская и Псковская области, Чувашская Республика), реконструкция 3 учреждений социального обслуживания (Омская и Владимирская области), в 72 субъектах Российской Федерации проведены ремонтные работы зданий организаций социального обслуживания, в 25 субъектах Российской Федерации (для 121 учреждения социального обслуживания населения) было приобретено технологическое оборудование и предметы длительного пользования: мебель для оснащения жилых комнат и помещений общего пользования, кухонное оборудование, оборудование для прачечных.

В результате проведения перечисленных мероприятий улучшены условия проживания и обслуживания в организациях социального обслуживания более 47 тыс. пожилых граждан и инвалидов, увеличена вместимость данных учреждений более чем на 1 тыс. мест.

Всего с 2000 года в субъекты Российской Федерации на укрепление материально-технической базы учреждений были перечислены средства в размере свыше 18 млрд. руб., в том числе на ремонт учреждений социального обслуживания населения было направлено 9,8 млрд. руб., на приобретение технологического оборудования и предметов длительного пользования - 3 млрд. руб., на приобретение автотранспорта для оснащения мобильных бригад учреждений социального обслуживания - более 400 млн. руб., строительство (реконструкцию) объектов учреждений социального обслуживания - 3,5 млрд. рублей.

В 2015 году на эти цели из федерального бюджета также предусмотрено выделить 1 млрд. рублей. Реализацию данной программы планируется продолжить и в последующие годы.

Кроме того, в 2014 году 7 субъектов Российской Федерации (Республика Адыгея, Ставропольский край, Республика Саха-Якутия, Карачаево-Черкесская Республика, Новгородская область, Саратовская область, Республика Марий-Эл) получили поддержку на проведение капитального ремонта организаций социального обслуживания из резервного фонда Президента Российской Федерации (всего 9 организаций социального обслуживания, в том числе 3 стационарных организации).

В 2015 году такую поддержку получила Калужская область на проведение капитального ремонта 2 стационарных организаций социального обслуживания, одна их которых детская.

В 2014 году в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 456 внесены изменения в целях актуализации положений Правил финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и инвалидности, и методики распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.

С учетом изменений в 2015 году указанным постановлением предусмотрено введение нового направления социальных программ субъектов Российской Федерации, софинансируемых за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации – обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров.

По данным Росстата в 2013 году 6,7% граждан в возрасте 55-59 лет от общей численности населения использовали сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, в возрасте 60-72 года – 3,1%.

Наиболее востребованными услугами, получаемыми через сеть Интернет, для указанной категории граждан являются такие услуги как здравоохранение и медицина (6,7%), жилищно-коммунальные услуги (6,6%).

Особое внимание уделяется регионами Российской Федерации развитию социального обслуживания на дому с внедрением инновационных форм социального обслуживания, таких как «приемные семьи», «надомные сиделки», «санаторий на дому», «хоспис на дому», «тревожный браслет», IT-технологии, мобильное обслуживание и «командный метод» и др. Всё это направлено на повышение качества обслуживания и установление постоянного контроля за состоянием здоровья и самочувствием обслуживаемых, создание постоянной связи социального работника с подопечными.

В рамках региональных программ по повышению качества жизни пожилых людей реализованы мероприятия по социальной поддержке различных по социальной активности и физическому состоянию граждан старших возрастов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Пожилые люди, которым предусмотрены различные меры социальной поддержки, составляют около 60 процентов их численности.

Так в целях обеспечения доступности социальных услуг для пожилых граждан и инвалидов, проживающих в сельской местности работает система мобильного обслуживания выездными бригадами специалистов социальных, медицинских работников, специалистов бытовых служб, представителей администраций местных органов власти. Также работает служба «социального такси».

Развитие домашнего ухода за больными пожилыми гражданами потребовало внедрения соответствующих программ подготовки социальных работников и родственников. В этих целях в регионах широкое распространение получили «школы по уходу» и программы обучения патронажных сестер и сиделок.

В целях стимулирования родственников к уходу за пожилыми людьми, в субъектах Российской Федерации реализуются технологии «родственного ухода». Так, в Вологодской области опекуны недееспособных граждан, не пользующиеся услугами сиделок, получают ежемесячное вознаграждение в размере 4 330 рублей. По состоянию на 1 апреля 2014 года заключен 721 договор об осуществлении опеки на возмездных условиях, что дает системе социальной защиты области экономию около 30,0 млн. рублей ежегодно, поскольку потенциальные клиенты стационарных учреждений социального обслуживания не помещаются в государственные учреждения.

Важным направлением деятельности является вовлечение пожилых граждан в общественную жизнь. В этих целях в отделениях дневного пребывания работают клубы общения, клубы по интересам и выходного дня, кружки художественного творчества.

По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения, проведенного Росстатом в 2011 году 43,7% граждан старше трудоспособного возраста принимают участие в деятельности общественных организаций, в совет ветеранов входят 28,2%, в состав религиозных общин -16%.

Реализация указанных мероприятий направлена на создание более комфортных условий для жизнедеятельности граждан старшего поколения.

По наиболее оптимистичному демографическому прогнозу Росстата, к 2016 году доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения увеличится до 24,7%, их численность составит 35,8 млн. человек, к 2026 году – до 28,0% и 41,8 млн. человек.

Старение населения требует формирования специальной социальной инфраструктуры, ориентированной на реализацию потребностей все большего числа граждан пожилого возраста. Подобная модернизация, в первую очередь, касается систем здравоохранения, социального обслуживания, образования.

В предстоящий период необходимо реализовать комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни пожилых людей, одним из направлений которой является институциальное обеспечение социальной активности пожилых людей.

Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения необходимо осуществлять с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

а) усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях или пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;

б) обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;

в) повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах рационализации питания;

г) содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет гендерных различий при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;

д) содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища, улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;

е) оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том числе специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;

ж) содействие посильной трудовой занятости пожилых людей и неукоснительное обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;

з) оказание поддержки лицам пожилого возраста, находящимся в неблагоприятном положении, в первую очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способность к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства;

и) стимулирование участия в жизни общества и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и стремления к самореализации;

к) организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку к смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в том числе в семье;

л) обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.

Развитие системы социального обслуживания граждан пожилого возраста на среднесрочную перспективу определено в поручениях Президента Российской Федерации, данных по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста» 5 августа 2014 г. № ПР-2159.

В 2014 году в рамках реализации указанных поручений внесены в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на привлечение бизнеса в сферу социального обслуживания путем предоставления организациям, осуществляющим деятельность в указанной сфере, льгот по налогу на прибыль организаций, а также субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами на реализацию инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания.

В 2015 году планируется разработка и утверждение стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста, направленной на стимулирование активного долголетия, улучшение качества жизни, использование знаний, опыта и трудового потенциала старшего поколения как важного ресурса экономического роста страны.

В стратегии будут предусмотрены мероприятия, направленные на: применение дифференцированного подхода к определению форм социальной поддержки граждан пожилого возраста; стимулирование занятости граждан пожилого возраста, в том числе путем реализации программ переобучения их по специальностям, востребованным на рынке труда, обучения компьютерной грамотности, возрождения института наставничества; развитие современных форм социального обслуживания, включая создание стационарных учреждений социального обслуживания нового типа; формирование условий для организации досуга граждан пожилого возраста; совершенствование системы охраны здоровья граждан пожилого возраста, развитие геронтологической службы, включая подготовку и повышение квалификации специалистов в этой сфере; развитие рынка социальных услуг, в том числе расширение форм поддержки негосударственного сектора в сфере оказания таких услуг; поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста; повышение уровня финансовой грамотности граждан пожилого возраста, прежде всего в части, касающейся обеспечения их безопасности при пользовании банковскими продуктами и услугами; стимулирование производства товаров и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста.

Карта сайта