Замминистра Любовь Ельцова приняла участие в XII международном конгрессе-выставке «Global education – Образование без границ»
20 декабря 2018

Заместитель Министра труда и социальной защиты России Любовь Ельцова приняла участие в панельной дискуссии «Перечень профессий и специальностей СПО в условиях ускорения смены технологий и квалификаций», которая состоялась в рамках XII международного конгресса-выставки «Global education – Образование без границ».

В выступлении замминистра рассказала о развитии национальной системы квалификации.

Развитие системы профессиональных квалификаций координирует Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. К основным задачам Национального совета относится проведение экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов и координация деятельности советов по профессиональным квалификациям. В настоящее время образовано 34 совета по профессиональным квалификациям (на базе объединений работодателей) в таких областях как машиностроение, жилищно-коммунальное хозяйство, электроэнергетика, автомобилестроение, информационные технологии, железнодорожный транспорт, наноиндустрия, сварка, лифтовое хозяйство, атомная энергия, индустрия гостеприимства и др.

С целью широкого информирования граждан о востребованных на рынке труда, перспективных и новых профессиях, а также для выбора гражданами профессии, образовательных программ, направлений самообразования Минтруд России совместно с объединениями работодателей, профессиональными ассоциациями, советами по профессиональным квалификациям, заинтересованными органами власти и организациями с 2017 года организовал работу государственного информационного интернет-ресурса «Справочник профессий». В нем содержится более 1,6 тыс. профессий, охватывающих 37 областей профессиональной деятельности.

В 2013-2018 годах совместно с работодателями разработаны современные профессиональные стандарты, в том числе по новым профессиям, появившимся в текущем десятилетии. На сегодня приказами Минтруда России утверждено 1213 профстандартов. Например, в области связи, информационных и коммуникационных технологий разработано 42 профессиональных стандарта (архитектор программного обеспечения, специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов, разработчик Web и мультимедийных приложений и др.), в области машиностроения – 110 профессиональных стандартов (специалист по аддитивным технологиям, специалист по автоматизации и механизации технологических процессов механосборочного производства, специалист по разработке технологий и программ для оборудования с числовым управлением и пр.), из новых профессий – специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем.

С учетом профессиональных стандартов Минпросвещения России и Минобрнауки России совместно с работодателями актуализировали 255 федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования.

С целью оценки современных компетенций, содержащихся в профессиональных стандартах, внедрен принципиально новый механизм оценки квалификации, в котором ключевую роль играют объединения работодателей и профессиональные сообщества. Согласно действующему законодательству независимая оценка квалификации – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта.

В настоящее время полномочиями центров оценки квалификации наделено 304 организации в 62 регионах России; оценку квалификации прошли более 22 тыс. соискателей. Гражданам, успешно сдавшим экзамен, выданы свидетельства о квалификации; гражданам, получившим неудовлетворительную оценку при прохождении экзамена, выданы заключения с рекомендациями.

В качестве основных задач по развитию системы профессиональных квалификаций на ближайшие пять лет Любовь Ельцова отметила:

  • внедрение системы мониторинга потребности экономики в профессиях и новых квалификациях с целью обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров;
  • охват профессиональными стандартами всех основных видов профессиональной деятельности (в настоящее время наблюдается недостаточное количество разработанных профессиональных стандартов в сфере легкой и пищевой промышленности);
  • развитие информационных ресурсов в сферах профессионального образования и профессиональных квалификаций, обеспечение их взаимной интеграции.
Материалы по теме