Министр Максим Топилин: Россия и Беларусь имеют потенциал для еще большего сближения подходов к решению социальных проблем
09 декабря 2019

6 декабря в г. Москве состоялось совместное заседание коллегий Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Председательствовали Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин и Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Ирина Костевич.

В ходе встречи глава Минтруда России Максим Топилин отметил следующее: «Сотрудничество между Россией и Беларусью в социально-трудовой сфере имеет устойчивый характер и находится на высоком уровне. Между нашими министерствами налажен тесный контакт, мы осуществляем планомерную работу по проведению согласованной политики в области социально-трудовых отношений, включая вопросы занятости, оплаты и охраны труда, социального обеспечения и страхования. У наших стран есть потенциал для еще большего сближения подходов к решению проблем социально-трудовой сферы».

На заседании были рассмотрены вопросы о ходе выполнения решений предыдущего совместного заседания коллегий (7 декабря 2018 года, г. Минск) и о перспективах развития информационных систем в сфере социального обеспечения двух стран.

Так, представители министерств доложили о совершенствовании механизмов предупреждения производственного травматизма в России и Беларуси.

Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж сделал подробный обзор реализуемых мероприятий, которые направлены на снижение травматизма, профессиональной заболеваемости, на внедрение современных мер защиты жизни и здоровья работников на производстве, и рассказал, какие новшества в законодательстве в ближайшей перспективе планирует ведомство.

Он проинформировал белорусских коллег, что Минтруд России завершил подготовку законопроекта, которым вводится новая редакция X раздела Трудового кодекса РФ «Охрана труда».

«Закладываемый нами подход основан на положении международных стандартов OHSAS, ISO и рекомендациях Международной организации труда по управлению рисками на предприятиях. Мы предусматриваем комплексную оценку рисков здоровья работников и рисков их травмирования, не разделяя эти два понятия и делая комплексные определения и комплексные меры в законопроекте», – сообщил директор департамента.

 В частности, в Трудовом кодексе закрепляется и раскрывается содержание принципов предупреждения и профилактики травматизма, включая обязанность работодателя проводить систематическую работу по выявлению опасностей и снижению рисков, раскрывается норма об информировании работников о существующих рисках опасностей и принимаемых работодателям мерах по обеспечению безопасного труда.

Законопроект вводит также выявление и учет микротравм, полученных работниками в процессе трудовой деятельности, и анализ их причин.

«Еще одна новелла, которую мы вводим в российское законодательство – обязательная координация и взаимодействие, совместное планирование работ по безопасности нескольких работодателей, которые работают на одной производственной площадке, на одном объекте. В европейском законодательстве это достаточно давно существует, мы готовы к введению этой нормы сейчас», – отметил он.

Радикальная, но действенная, по словам Валерия Коржа, профилактическая мера – введение запрета на работу в условиях труда, которым по результатам специальной оценки условий труда установлен 4 класс опасности (опасные условия труда).

«С 2021 года предполагаем предусмотреть запрет на работу в опасных условиях труда, приостановку работ на таких рабочих местах, принятие мер по снижению уровня вредности и возобновление работ. Конечно, будут некие ограничения, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, но в целом мы полагаем, что работодатели, профсоюзы и государство готовы пойти на такие достаточно радикальные меры», – сообщил глава департамента.

Также в законопроекте предусматривается право работодателя вести документооборот по вопросам охраны труда в электронном виде. В настоящее время прорабатываются подзаконные акты и методические рекомендации.

«Мы предоставляем право работодателю подключить надзорные органы к своим базам данных, чтобы, с одной стороны, минимизировать в ряде случаев контакт должностных лиц надзора с проверяемыми субъектами, и, с другой стороны, возможно, увеличивать периоды плановых проверок либо отказаться от плановых проверок вообще», – добавил Валерий Корж.

Он рассказал, что Минтруд России совместно с региональными органами исполнительной власти на постоянной основе проводит в федеральных округах совещания по охране труда, на которых анализируется текущее состояние производственного травматизма, вырабатываются конкретные меры по его снижению в каждом регионе и происходит обмен лучшими практиками.

Валерий Корж проинформировал коллег, что очередная Российско-Белорусская конференция по вопросам охраны труда пройдет в следующем году в России.

Директор Департамента информационных технологий и обеспечения проектной деятельности Минтруда России Ярослав Омелай рассказал о российских ИТ-проектах в социально-трудовой сфере.

Он особо остановился на вопросе проактивного информирования граждан о мерах социальной поддержки. «Цель – охватить всех граждан, нуждающихся в социальной поддержке, – отметил представитель Минтруда России. – Мы считаем, что часть граждан не обращается за мерами из-за сложности процедур, из-за того, что не обладают информацией о них». По словам Ярослава Омелая, граждане будут получать информацию о полагающихся им мерах социальной поддержки посредством портала госуслуг, смс-уведомлений, телефонных звонков из единого контакт-центра и т.д.

Директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова представила информацию об организации учета трудовой деятельности работников в электронном виде (введение «электронной трудовой книжке»). Соответствующие законопроекты были одобрены Госдумой России 3 декабря, и предполагается, что они вступят в силу с 1 января 2020 года.

Новыми нормами предусматривается возможность сбора информации в электронном виде о трудовой деятельности и трудовом стаже работников, в том числе о занимаемых должностях, переводах на другую работу, увольнении и прекращении трудового договора. Эти данные работодатель будет ежемесячно передавать в информационную систему Пенсионного фонда России.

У работника устанавливается право путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения трудовой книжки или предоставлением ему сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Такое заявление работник вправе подать по 31 декабря 2020 года включительно. Если работник не подал ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в бумажном виде. Формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, будет осуществляться в электронном виде, трудовые книжки оформляться не будут.

Заместитель председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Сергей Алещенко поделился опытом реализации технологии электронного листка нетрудоспособности («электронный больничный») и нового механизма выплаты страхового обеспечения «Прямые выплаты».

Стороны отметили высокую продуктивность совместных заседаний коллегий, которые проходят уже много лет на постоянной основе.

Материалы по теме