Доклад Министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова на «Правительственном часе» в Совете Федерации
23 июня 2022

<...>

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы, добрый день!

На заседании Президиума Госсовета по социальной политике президент подчеркнул, что мы всегда должны смотреть в будущее, на шаг вперед и выстраивать свою работу, опираясь на приоритеты, которые уже обозначены. А наш ключевой и неизменный приоритет – это рост благосостояния и качества жизни наших граждан. Именно так и исходя из неизменности национальных целей ведется последовательная работа по совершенствованию социальной защиты.

Я хотел бы поблагодарить членов Совета Федерации за плодотворное сотрудничество на каждом этапе – от разработки стратегии до контроля применения ее норм.

Коротко о реализации поручений прошлого "правительственного часа".

Ведется онлайн-мониторинг ситуации на рынке труда, проводится по вашей рекомендации детальный анализ по системообразующим предприятиям (кстати, этот инструмент сегодня стал доступен и губернаторам). Начался перевод услуг центров занятости в электронный вид. Продолжается модернизация самих центров занятости. Стартовала программа субсидирования найма для поддержки уязвимых на рынке труда соискателей.

То есть новые подходы, о которых сегодня пойдет речь, выработаны совместно с вами. Суть этих подходов можно свести к одному ключевому принципу – человекоцентричность, клиентоцентричность. Для этого подведомственные и курируемые Минтрудом организации, а также региональные органы соцзащиты и центры занятости нацелены на учет жизненной ситуации гражданина и комплексный подход при организации поддержки или оказании услуг.

Значимую роль в этом играет Пенсионный фонд. Сегодня он не только оператор пенсионного обеспечения, но и администратор целого ряда мер социальной поддержки. Фонд предоставляет материнский капитал, единовременные выплаты, пособия беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, президентские пособия на детей от 8 до 17 лет и другие выплаты. С 1 января 2022 года 35 мер поддержки с общим охватом свыше 2 миллионов граждан были переданы от органов соцзащиты в Пенсионный фонд. Все они до 1 января 2023 года будут выведены на портал госуслуг и переведены на принципы социального казначейства. Помимо этого, Пенсионный фонд выполняет роль источника данных для разных направлений социальной сферы.

Работа Фонда социального страхования также не ограничивается страховыми выплатами. Он предоставляет средства реабилитации для граждан с инвалидностью, социальные доплаты для медработников, занятых с пациентами с COVID, социальные доплаты для работников соцучреждений стационарного типа, которые находятся в сменном режиме работы, а также выплаты по программе субсидирования найма для безработных. Сейчас законопроект об объединении фондов рассматривается в Государственной Думе. Татьяна Алексеевна Голикова докладывала вам о нем, и это решение позволит обеспечить режим "одного окна" по всем федеральным мерам поддержки для граждан и бизнеса.

Остановлюсь подробнее на ключевых направлениях работы министерства. Приоритет государственной политики – защита материнства и детства. По поручению президента выстраивается целостная система поддержки семей с детьми. Семьи с низкими доходами могут воспользоваться ежемесячной помощью от момента ожидания ребенка и до его 17-летия. В 2022 году такими выплатами будут охвачены 10 миллионов детей. На эти цели предусмотрено ежегодно 1,2 трлн рублей.

Отмечу, что размеры пособий привязаны к прожиточному минимуму. В этом году прожиточный минимум, а также минимальный размер оплаты труда и пенсии для неработающих граждан были проиндексированы дважды: с 1 января – на 8,6 процента и с 1 июня – на 10 процентов. Пособия, кстати, уже назначаются в увеличенном размере.

В основе целостной системы поддержки семей с детьми – единство подходов. Вне зависимости от региона проживания пособие предоставляется по одному заявлению, поданному в электронном виде или очно через клиентские службы либо отделения МФЦ. Разработана комплексная оценка нуждаемости, которая предполагает анализ доходов, имущественной обеспеченности и занятости родителей. Для выработки критериев был проведен анализ имеющихся подходов к установлению нуждаемости. На основе этих данных совместно с регионами были определены правила назначения поддержки, которые учитывают жизненные обстоятельства конкретного гражданина, конкретной семьи. При этом мы гибко донастраиваем эти подходы с учетом меняющейся ситуации. Чтобы расширить доступ к мерам соцподдержки для граждан, потерявших работу после 1 марта, изменился порядок оценки нуждаемости. Если родители зарегистрированы в центрах занятости и обращаются за пособиями на детей, то их прошлый доход в данном случае не учитывается.

Важный аспект организации выплат – это еще и оперативность предоставления их непосредственно гражданину. Уже сегодня необходимые сведения для назначения органы соцзащиты или Пенсионный фонд получают путем межведомственного взаимодействия, без сбора дополнительных справок гражданином. Цель – сократить сроки до технологически возможного минимума. Нормативный срок рассмотрения заявления на пособие по нуждаемости – 10 рабочих дней. Только в случае дополнительного запроса данных он может быть продлен.

В 2022 году первые выплаты нового пособия для семей с детьми от восьми до 17 лет начались уже буквально через пару дней после начала приема заявления. Сейчас в 10-дневный срок эти выплаты предоставляются 99 процентам заявившихся граждан.

Наша цель – это не только поддержать семью в текущих расходах, но и помочь в решении жилищных вопросов, а также в формировании постоянного, долгосрочного источника доходов.

Одним из ключевых инструментов улучшения жилищных условий остается материнский капитал. С момента старта программы сертификаты на материнский капитал получили более 12 миллионов семей. В 2020 году помощь распространена на первых детей и предоставляется проактивно по факту регистрации ребенка в органах ЗАГС. В таком формате мы уже выдали более 2 миллионов сертификатов. С этого года по поручению президента размер материнского капитала индексируется по фактической инфляции. С учетом этого увеличения в 2022 году материнский капитал на первого ребенка составил 524,5 тыс. рублей, на второго ребенка – 693 тысячи.

Инструмент для формирования долгосрочного источника доходов – это, конечно же, социальный контракт. С 2021 года социальный контракт получил федеральное софинансирование по всей стране и стал предоставляться по единым правилам. Помощью можно воспользоваться для трудоустройства, открытия своего дела, для развития личного подсобного хозяйства, преодоления трудной жизненной ситуации. Ежегодно запланировано заключение более 300 тысяч социальных контрактов с общим охватом 1 миллиона граждан. Социальный контракт – это пример объединения специалистов для решения проблем, которые стали причиной малообеспеченности конкретной семьи.

С 2021 года к работе по социальным контрактам подключились центры занятости, с 2022 года к ним еще присоединились и центры "Мой бизнес". Выстроена система оценки эффективности работы в рамках социального контракта. Сегодня наиболее эффективно этим инструментом пользуются такие субъекты, как Новгородская, Белгородская, Липецкая, Нижегородская области, Алтайский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, республики Мордовия и Татарстан.

По поручению президента с 1 июля максимальные размеры выплат на предпринимательство и развитие личного подсобного хозяйства планируется увеличить на 100 тыс. рублей, то есть они составят 350 и 200 тыс. рублей соответственно. Это те два направления, которые наиболее эффективно помогают семьям в долгосрочном росте доходов. На это неоднократно обращали внимание и вы, уважаемые сенаторы. Соответствующий проект постановления уже сегодня внесен в правительство, и в ближайшее время, я надеюсь, эта норма вступит в силу.

Еще одно направление для обеспечения доходов семьи – это развитие государственной системы содействия занятости. С 2021 года ведется работа по переходу на единые стандарты. Основные услуги центров занятости уже доступны в онлайн-формате. До конца этого года все услуги центров занятости во всех регионах страны будут предоставляться в том числе и в электронном виде. Идет постепенное преобразование центров занятости в современные кадровые агентства, которые способны не просто подобрать вакансию, а помочь человеку выстроить карьеру, а для предприятия – решить полный круг задач, связанный с набором персонала.

Остановлюсь более подробно на ситуации на рынке труда.

Общий уровень безработицы, оценивающийся по методологии Международной организации труда Росстатом (на текущий день нам доступны данные за апрель, данные за май будут чуть позже), соответствует 4 процентам, или 3 миллиона наших граждан считаются безработными по данной методологии. Это рекордно низкий уровень для Российской Федерации. Такие показатели в том числе характеризуют результаты совместной работы по ускоренному восстановлению занятости, которая была проведена в том числе и правительством, и вами, уважаемые сенаторы, в доковидный период.

Мы держим под контролем текущую ситуацию. Минтрудом развернут оперативный мониторинг, еженедельно под председательством Татьяны Алексеевны Голиковой собирается межведомственная рабочая группа для анализа ситуации в разрезе отраслей, координации работы регионов, приглашаются представители конкретных предприятий.

Правительством предусмотрены меры поддержки различных сфер и направлений в сфере занятости. На это заложено почти 90 млрд рублей, и это позволит охватить свыше 1,5 миллиона наших граждан.

В целом весной в центрах занятости на учете состояло порядка 660–680 тысяч человек. При этом количество вакансий постоянно увеличивалось.

В определенной степени мы сегодня видим, что в июне напряжение на рынке труда начинает постепенно расти. Общее количество состоящих на учете в центрах занятости граждан уже подошло к 700 тысячам человек. Регионы, как мы и рекомендовали им, перешли в проактивный режим работы с предприятиями и соискателями.

Сейчас центры занятости начинают работать с соискателем не в момент, когда он уже стал безработным, а еще на этапе, когда он находится под риском увольнения. Ситуация находится на постоянном мониторинге и контроле со стороны Правительства Российской Федерации.

Во всех субъектах реализуются меры поддержки занятости, и наиболее активная работа ведется в таких субъектах, как Белгородская, Нижегородская, Самарская, Ульяновская области, республики Башкортостан, Татарстан и Удмуртия.

Еще одно важное направление, которое также требует комплексного подхода, – это поддержка граждан с инвалидностью. При активном участии Совета по делам инвалидов при Совете Федерации мы полностью "пересобрали" большую часть государственных услуг для этой категории граждан. Для трудоспособных граждан с инвалидностью изменен порядок квотирования рабочих мест. Теперь работодатель не может считать квоту исполненной просто по факту введения должностей в штатное расписание. Необходимо, чтобы гражданин с инвалидностью был фактически трудоустроен.

Изменения затронули и порядок предоставления мер поддержки и услуг для граждан с инвалидностью. С 1 января 2022 года пенсия по инвалидности назначается проактивно, то есть гражданину не нужно обращаться в отделение Пенсионного фонда. С 1 июля 2022 года уже на постоянной основе переходим на новый порядок установления инвалидности.

Вы помните, что в 2020 году в связи с распространением COVID был введен временный порядок и начато применение заочного освидетельствования инвалидов. Все сведения для медико-социальной экспертизы стали передаваться организацией, где человек проходил лечение.

С Минздравом мы определили исчерпывающий перечень необходимых данных по каждому заболеванию, а с 2021 года результаты медико-социальной экспертизы и программы реабилитации оформляются в электронном виде и доступны гражданину на портале государственных услуг.

Мы оценили результаты такого временного решения. Простой пример: в систему медико-социальной экспертизы обращаются ежегодно 2,5 миллиона человек. В прошлые годы было порядка 200 тысяч обжалований на те решения, которые выносили эксперты в рамках медико-социальной экспертизы. После внедрения временного порядка такие жалобы носят единичный характер.

Сейчас действие временного порядка, который вводился на период распространения коронавирусной инфекции, завершается. Новый порядок позволит уже на постоянной основе применять апробированные подходы, показавшие свою эффективность. Более того, теперь гражданин еще в поликлинике сможет выбрать, как проходить экспертизу: очно в бюро медико-социальной экспертизы или заочно. Если выбор пал на очный визит, то записаться можно через портал государственных услуг, заранее определив удобную дату и время приема.

Реализация принципов социального казначейства упростила и предоставление технических средств реабилитации. С 27 сентября 2021 года при вашей поддержке вступил в силу закон об электронном сертификате. После подключения к этой системе крупных кредитных организаций мы наблюдаем устойчивый рост пользователей, которые используют этот инструмент. Сейчас по электронному сертификату для них доступно почти 5 тысяч различных изделий у более чем тысячи продавцов по всем регионам нашей страны.

Еще одна важная составляющая поддержки граждан с инвалидностью – это реабилитация. В 2022 году стартовал "пилот" по комплексной реабилитации и абилитации детей с инвалидностью. Этот "пилот" проводится в двух субъектах – в Свердловской и Тюменской областях – и охватывает детей в возрасте от четырех до 17 лет. "Пилот" позволит сформировать организационную и финансовую модели системы комплексной реабилитации.

Следующее направление работы – это развитие социальных услуг для граждан старшего возраста. Помимо традиционного предоставления социальных услуг на дому в рамках национального проекта "Демография" развиваем три направления.

Первое – программа "Активное долголетие". В каждом регионе принят свой набор мероприятий, отвечающих специфике территории. Совместно с АНО "Национальные приоритеты" отбираем лучшие практики и ведем работу по их распространению.

Второе направление – это развитие сети государственных домов-интернатов. Пересмотрели подход к проектам, с тем чтобы условия жизни в них были максимально приближены к домашним. Запланировано строительство еще 58 домов-интернатов нового типа на почти 7 тысяч мест. И на эти цели предусмотрено почти 30 млрд рублей. Постепенно меняем условия проживания в уже действующих интернатах. И с 2020 года введены новые требования к штатному расписанию, оснащению оборудованием, дневной занятости, с тем чтобы обеспечить в домах-интернатах активную жизнь.

Но наша цель – чтобы граждане оставались в привычных домашних условиях. Поэтому третье направление – это развитие системы долговременного ухода. С 2018 года осуществляется соответствующий пилотный проект, в нем участвуют уже 34 региона, где долговременный уход получают 115 тысяч наших граждан. Сформирован социальный пакет долговременного ухода – это комплекс из 50 социальных услуг, связанных с поддержкой мобильности человека, его здоровья, гигиены и питания. По поручению президента мы работаем над расширением проекта. Со следующего года планируем по пяти регионам обеспечить полный охват всех, кто нуждается в таком виде ухода. Это даст возможность определить все те шаги, которые необходимо предпринять для развертывания системы долговременного ухода в масштабах всей страны. СДУ позволит существенно улучшить качество жизни пожилых граждан с инвалидностью.

Дополнительные возможности получат и родственники, которые без долговременного ухода порой остаются один на один со всеми вопросами, связанными именно с организацией и уходом. Как правило, это женщины, и часто женщины предпенсионного возраста, которые ухаживают за своими родителями или родителями супруга.

Уверен, что этот проект, как и многие направления, которые сегодня я озвучил в своем докладе, найдут отражение в стратегии действий в интересах женщин, которую мы сейчас совместно готовим.

Завершая доклад, отмечу, что все социальные обязательства выполняются вовремя и в полном объеме, обеспечены своевременные выплаты пенсий, пособий и других мер социальной поддержки, а с 1 июня они уже осуществляются с учетом измененного прожиточного минимума, в новом, повышенном размере. Ведется постоянная работа по мониторингу ситуации на рынке труда и поддержки занятости. И все эти вопросы у нас находятся на ежедневном контроле. Спасибо за внимание.

<...>