Доклад главы Минтруда России Антона Котякова на совещании с Президентом по вопросу поддержки доходов семей с детьми
08 ноября 2022

<...>

Уважаемый Владимир Владимирович!

Безусловно, ключевую роль в формировании бюджета любой семьи играет заработок родителей. Важны стабильность на рынке труда, своевременная выплата заработной платы, поддержка государства в поиске новой работы, если возникает такая необходимость. Поэтому в условиях возрастающего внешнего санкционного давления на особом контроле ситуация на рынке труда.

По данным Росстата, как Вы уже отметили, Владимир Владимирович, уровень безработицы в сентябре составил 3,9 процента. В прошлом году этот показатель составлял 4,3, а в доковидном 2019 году ‒ 4,5 процента.

В центрах занятости на сегодняшний день зарегистрированы 570 тысяч безработных граждан. Также напомню, что год назад в органах занятости у нас состояли на учёте более 830 тысяч граждан. Сегодня в базе портала «Работа в России» соискателям доступно почти 2,3 миллиона вакансий. Мы видим, что это разные вакансии: с разными требованиями к образованию, стажу, в разных отраслях, с разными социальными гарантиями.

На протяжении последнего полугодия безработица сохраняется на низком уровне, и можно сказать, что ситуация на рынке труда стабильная. Этому способствовали принимаемые меры по поддержке деловой активности. Наряду с финансово-экономическими инструментами были развёрнуты меры, направленные на сохранение трудовых коллективов и обеспечение занятости. Это и субсидирование временных работ, и перевод сотрудников на другое предприятие в случае приостановки работы у основного работодателя, это и компенсация переобучения работников промышленных предприятий, субсидирование найма, переобучение безработных и находящихся под риском увольнения и также тех, кто находится под риском увольнения, а также оплачиваемые общественные работы.

В еженедельном режиме проводятся заседания межведомственной рабочей группы под председательством Татьяны Алексеевны Голиковой. Совместно с субъектами и полномочными представителями Президента в федеральных округах мы анализируем ситуацию на локальных рынках труда. Также анализируется ситуация и по отраслям, и по конкретным предприятиям. Для каждой организации, которая перестраивает свою работу в текущих условиях, разрабатывается индивидуальный план действий.

В качестве примера можно привести «АвтоВАЗ». В короткие сроки удалось помочь «АвтоВАЗу» с подбором почти двух тысяч сотрудников. Это был совместный проект центров занятости и кадровой службы организации.

Мы продолжаем совместно с Минпромторгом отработку потребностей предприятий разных отраслей. Кроме того, на сегодняшний день ведётся сближение программ среднего профессионального образования с потребностями работодателей в рамках проекта «Профессионалитет». В 43 регионах по конкурсу отобрали 71 учебно-производственный кластер, где по новой программе сейчас уже учится более 150 тысяч человек.

В отдельное направление на будущий год мы планируем выделить поддержку мотивированных соискателей ‒ мотивированных именно к обучению и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию. Именно развитие компетенций может стать драйвером роста доходов для значительной части работающих граждан. Поэтому планируем распространить на другие регионы пилот «Заработаем вместе», реализацию которого при Вашей поддержке, Владимир Владимирович, мы начали, развернули на Сахалине.

Речь идёт о механизме помощи гражданам, которые уже работают и хотели бы увеличить свой доход. Предлагаемый механизм позволит подобрать более высокооплачиваемую работу и получить необходимые знания для тех, кто желает повысить свою позицию либо занять желаемую позицию на отдельном предприятии.

Гражданин может пройти необходимое для профессионального развития обучение, фактически привлечь инвестиции оператора проекта в своё карьерное развитие. Это не замена существующему бесплатному обучению. Мы продолжим помогать в получении новых знаний безработным гражданам, работникам под риском увольнения, будем поддерживать промышленные предприятия в переобучении своих сотрудников.

Новый проект ‒ это помощь мотивированным и трудоустроенным соискателям, которые хотели бы развиваться, но не располагают возможностью оплатить дополнительное образование. Особое внимание заслуживает мотивация граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума или не имеющих постоянного места работы.

Что касается ситуации с оплатой труда, по итогам года ожидается повышение заработной платы по экономике. Действительно, исходя из социально-экономического прогноза мы планируем, что в 2023 году рост зарплат превысит планируемую инфляцию.

Важный аспект повышения трудовых доходов ‒ это именно темп роста минимального размера оплаты труда. В 2020 году величина МРОТ стала конституционной гарантией. В Основном законе нашей страны зафиксировано, что она не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного гражданина. В 2021 году мы впервые обеспечили рост этой величины, пусть немного, но выше, чем прожиточный минимум.

Для роста доходов работающих граждан необходимо последовательно увеличивать эту разницу ‒ именно разницу между минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом. Мы считаем, что целевой ориентир ‒ более 30 процентов.

В федеральном бюджете на ближайшую трёхлетку темп роста МРОТ установлен выше роста прожиточного минимума, и по итогам трёхлетнего периода мы ожидаем, что разница достигнет величины в 10 процентов. Этого, конечно, недостаточно. Планируем продолжить эту работу для последовательного достижения целевого ориентира.

В этом году минимальный размер оплаты труда увеличивался в два этапа. В условиях быстрого роста инфляции, с которым мы столкнулись этой весной, Вами, Владимир Владимирович, было принято решение уже с 1 июня увеличить прожиточный минимум, проиндексировать пенсии и увеличивать минимальный размер оплаты труда на 10 процентов. Это позволило поддержать доходы наименее обеспеченных граждан.

Второй этап повышения произойдёт с 1 января 2023 года. Минимальный размер с учётом уже проведённой 10-процентной индексации возрастёт по отношению к уровню 1 января 2022 года на 16,9 процента, а прожиточный минимум ‒ на 13,6 процента, то есть и величина прожиточного минимума, и величина минимального размера оплаты труда возрастут выше ожидаемой инфляции.

Повышение ПМ напрямую затрагивает 15 миллионов человек, которые получают социальные выплаты, рассчитываемые по этой величине. Это и семьи с детьми, и пожилые люди, которые получают социальные доплаты к пенсии.

Ещё один крупный блок выплат не связан с размером прожиточного минимума ‒ это ежемесячные денежные выплаты инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан. Все эти выплаты будут проиндексированы с 1 февраля по уровню фактической инфляции за 2022 год. В таком же порядке будет увеличен и материнский капитал. Таким образом, в 2023 году его размер на первого ребёнка увеличится до уровня почти 590 тысяч рублей, а на второго ребёнка он составит почти 780 тысяч рублей.

Отдельно остановлюсь на поддержке нуждающихся семей с детьми. По Вашему поручению, уважаемый Владимир Владимирович, с 2020 года последовательно выстраивается целостная система поддержки таких семей. Тогда были введены ежемесячные пособия на детей в возрасте от трёх до восьми лет. Мы начинали с размера выплаты в половину прожиточного минимума на ребёнка. Уже в следующем, 2021 году размер выплаты стал дифференцированным в зависимости от доходов семьи, и родители смогли получать 50, 75 или 100 процентов регионального детского прожиточного минимума. Сейчас такую помощь ежемесячно получают родители порядка трёх миллионов детей, причём большинство из них получают её именно в максимальном размере.

С 1 июля 2021 года поддержка была распространена ещё на две категории: это будущие матери ‒ женщины на ранних сроках беременности и одинокие родители, воспитывающие детей в возрасте от восьми до 17 лет. А уже с 1 апреля текущего года ежемесячную помощь стали получать все нуждающиеся семьи, воспитывающие детей в возрасте от восьми до 17 лет. На текущий день выплатой охвачено более пяти миллионов детей.

Постепенное расширение охвата, именно целостного охвата, ежемесячной поддержкой позволило нам отработать единые принципы предоставления выплат с учётом конкретных жизненных ситуаций семьи.

С 1 января 2023 года в рамках Вашего поручения по выстраиванию комплексной системы поддержки семей предусмотрен переход на единую выплату. Это ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка. Эта выплата объединит семь действующих сегодня мер поддержки, что позволит семьям получать помощь из бюджета на единых условиях от момента рождения малыша до его 17-летия вне зависимости от очерёдности рождения ребёнка.

Напомню, что родители детей до трёх лет пока ещё получают выплаты на разных условиях, с разными источниками финансирования, а на третьих и последующих детей в некоторых субъектах Российской Федерации такая поддержка вообще на сегодняшний день не оказывается.

Введение единого пособия решит эту проблему, обеспечив равными возможностями семьи с детьми до трёх лет и получение именно от государства необходимой поддержки.

Кроме того, в два раза возрастёт размер ежемесячной помощи беременным женщинам. Максимальный размер сегодня составляет половину прожиточного минимума. Начиная с 1 января 2023 года его размер также будет дифференцирован в зависимости от доходов конкретной семьи ‒ 50, 75 либо 100 процентов прожиточного минимума.

Новое пособие будет предоставляться по принципам социального казначейства, то есть по одному заявлению, поданному в электронном виде без обязательного сбора справок. При назначении будет использоваться комплексная оценка нуждаемости. Размер пособия я уже озвучил. Хочу сказать, что в среднем максимальный размер такого пособия в нашей стране составит 13 900 рублей.

Финансовое обеспечение этой выплаты будет осуществляться за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для того чтобы переход с действующих мер поддержки на единое пособие прошёл для семей максимально удобно, с учётом особенностей жизненной ситуации каждой конкретной семьи, предусмотрен переходный период.

По отдельным выплатам ‒ до достижения ребенком трёхлетнего возраста. В течение этого времени семья будет вправе выбирать: получать действующие сегодня меры поддержки по существующим правилам либо перейти на новое единое пособие.

Оператором выплаты станет объединённый фонд пенсионного и социального страхования ‒ Социальный фонд России. Мы планируем, что новое единое пособие охватит поддержку семей, воспитывающих более 10 миллионов детей.

Кроме того, будет расширено право на выплаты из материнского капитала. У семей с доходами ниже двух прожиточных минимумов на человека появится возможность получить дополнительную поддержку именно на детей до трёх лет вне зависимости от очерёдности рождения ребёнка.

Сейчас такую поддержку могут получить родители только на второго ребёнка, а мы планируем, что это будет возможно при наличии материнского капитала на любого из детей, и размер этой выплаты составит один прожиточный минимум ежемесячно для такой семьи.

После внедрения единого пособия, так же как и при введении прошлых детских выплат, организуем мониторинг предоставления этой помощи и обратной связи от граждан. Вместе с регионами мы будем оперативно отрабатывать поступающие сообщения от родителей для максимального учёта жизненных ситуаций семей с детьми.

<...>

Источник: kremlin.ru

Материалы по теме