Доклад директора Департамента развития социальной защиты Ольги Самариной на Всероссийском совещании по социальной поддержке инвалидов
04 апреля 2008
4 июля в преддверии Дня социального работника состоялось Всероссийское совещание по вопросам совершенствования предоставления мер социальной поддержки, социальных, реабилитационных услуг и протезно-ортопедической помощи инвалидам

Уважаемые участники Всероссийского совещания!

Сегодня мы обсуждаем проблемы предоставления мер социальной поддержки наиболее незащищенной группы населения – инвалидов. Численность инвалидов достигла почти 13 млн. человек. Это - 9 процентов населения России.

В эту группу входят люди разных возрастов. Почти две трети инвалидов – люди старше трудоспособного возраста. Более 600 тысяч – дети.

У инвалидов разные потребности. Но всех их объединяет одно. Они нуждаются в поддержке государства в разных формах и разных объемах.

Инвалиды имеют огромный потенциал, который востребован обществом крайне мало. При дефиците трудовых ресурсов, у нас есть около пяти миллионов человек, которые хотят работать, но, как правило, не имеют такой возможности.  Мы сами своими действиями, отношением общества к инвалиду часто делаем его человеком с действительно ограниченными возможностями. И самим инвалидам приходится постоянно доказывать, что их возможности неограниченны.

Сегодня, обсуждая перспективы наших действий по поддержке этой категории населения, мы должны исходить из самого главного. Система социальной защиты инвалидов должна быть переориентирована на их конкретные нужды и потребности.

Люди должны получать социальную помощь и поддержку независимо от того, в чьей компетенции находится оказание этой помощи. Нет федеральных или региональных льготников. Инвалиду все равно, из какого источника финансируется его социальная поддержка. Важно, чтобы он ее получил в полном объеме и необходимого качества.

Мне хотелось бы более подробно остановиться на наиболее острых проблемах, решение которых требует безотлагательных действий и которые мы будем пытаться выработать в ходе нашего совещания.

Первое. Медико-социальная экспертиза - основополагающая услуга в жизни инвалида. Только после ее прохождения и установления факта инвалидности определяется объем и номенклатура предоставляемых реабилитационных услуг.

В тоже время потребность в реабилитации может возникнуть у человека и до признания его инвалидом.

Например, лица, не являющиеся инвалидами, при наличии соответствующих медицинских показаний к ортезированию, нуждаются в протезно-ортопедической помощи и проведении реабилитационных мероприятий. Это неотъемлемая часть комплекса мероприятий по профилактике развития инвалидности.

Мы предполагаем в ближайшее время проработать такую организацию реабилитационного процесса, которая определялась бы не наличием инвалидности у человека, а его состоянием и потребностью в реабилитационных услугах.

С 2005 года медико-социальная экспертиза передана на федеральный уровень. Во всех федеральных учреждениях экспертизы было создано более 1600 филиалов. Предполагалось, что медико-социальная экспертиза должна стать идеальным инструментом социальной поддержки и реабилитации. Но на практике эти нововведения принесли дополнительные неудобства инвалидам.

Зачастую специалисты МСЭ на местах без достаточных обоснований, опираясь на субъективные оценки, обрекают инвалидов на нищенское существование. В результате многие инвалиды вообще боятся обращаться в бюро МСЭ. И это не голословное утверждение. Инвалиды из разных регионов обращаются с жалобами на то, что при прохождении освидетельствования им говорят о том, что на следующем освидетельствовании инвалидность с них будет снята. Это недопустимо.

Настало время серьезного анализа деятельности учреждений МСЭ и всех документов, регламентирующих их работу по освидетельствованию инвалидов.

Нашу первоочередную задачу мы видим в том, чтобы разработать объективные критерии оценки степени инвалидности. Кроме того, нам надо определиться, каким образом следует проводить реформирование системы медико-социальной экспертизы так, чтобы в кратчайшие сроки устранить все имеющиеся недостатки.

Второе. Индивидуальные программы реабилитации. Их содержание вызывает справедливые нарекания. Подчас для того, чтобы эту программу получить, инвалиду нужно потратить не один месяц.

Однако мало получить программу. Она должна быть реализована. И это уже полномочия регионов.

Реализация индивидуальных программ реабилитации осуществляется в реабилитационных учреждениях субъектов Российской Федерации. Регионы проводят в этом направлении большую работу. Особо хочется отметить субъекты, входящие в состав Приволжского федерального округа, Свердловскую, Тверскую, Московскую области, город Москву.

Однако система этих учреждений развита недостаточно. В прошлом году действовало 220 реабилитационных центров и свыше 700 социально-реабилитационных отделений в структуре центров социального обслуживания. Но, как уже отмечалось, потребности населения эти центры не обеспечивают.

Нам необходимо проводить более системную работу и по распространению передовых реабилитационных технологий. Особенно это касается создания системы непрерывной реабилитации инвалидов.

Сегодня некоторые понимают этот процесс как простую передачу документов по конкретному человеку от одного специалиста к другому, от одного учреждения к другому. Это не верно.

В системе непрерывной реабилитации мы должны обеспечить постоянное развитие реабилитационного потенциала инвалида. А это уже иная работа, требующая творческого подхода к каждому конкретному человеку.

Третье. Обеспечение техническими средствами и оказание протезно-ортопедической помощи.

В последнее время в Министерство поступает много жалоб на качество реабилитационной техники. Необходимо проанализировать – почему инвалиды жалуются на ту технику, которой мы их обеспечиваем.

Виноваты ли в этом российские производители, или на федеральные деньги закупаются дешевые технические средства реабилитации заведомо низкого качества.

В фойе развернута выставка ведущих  отечественных разработчиков и производителей технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий. Мы специально пригласили наиболее перспективные организации, использующие в своих разработках новейшие материалы.

К сожалению подобных выставок не было давно. И сегодня, я уверена, в структуре комплектующих, которые используются протезно-ортопедическими предприятиями регионов доля подобной наиболее передовой российской продукции невелика. Мы хотели, чтобы вы знали, как развивается отрасль, ознакомились с новой продукцией и разработками и могли определиться в том, по какому пути вам в дальнейшем развиваться.

Четвертое. В настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы. На нее выделено свыше 4,2 млрд. рублей, из них 2,5 млрд. рублей из федерального бюджета.

Реализация этой программы должна обеспечить возврат к трудовой деятельности около 160 тыс. инвалидов и частичную реабилитацию 2,2 млн. инвалидов.

Мы должны понять, насколько эффективно реализуются мероприятия этой программы, и позволит ли это достичь поставленных целей. И, самое главное, определить политику дальнейшего построения и развития системы реабилитации.

Необходимо провести дальнейшую модернизацию федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам, разработать медицинские показания и противопоказания к обеспечению конкретного инвалида конкретными техническими средствами реабилитации.

Пятое. Проблемы инвалидов не ограничиваются только вопросами реабилитации. Интеграция их в общество требует создания безбарьерной среды обитания.

Предстоит осуществить комплекс мер по обеспечению доступности для инвалидов  жилых и производственных помещений, транспорта,  учреждений здравоохранения, образования, культуры и других объектов социальной сферы. В регионах эту работу надо активизировать и ввести строгий административный контроль и ответственность за несоблюдение градостроительных стандартов.

Мы знаем, что в регионах – Владимирской и Ростовской областях, Ставропольском крае, городе Москве - такая работа уже ведется. Этот опыт надо шире использовать и развивать.

Крайне остро стоит проблема обучения и трудоустройства инвалидов. Здесь нам необходимо обеспечить условия для их независимого выхода на рынок труда.

На фоне сокращения численности трудоспособного населения инвалиды должны восприниматься как невостребованный трудовой ресурс. Необходимо переходить от абстрактных формулировок о «специально созданных условиях труда для инвалидов» на уровень решения практических задач трудоустройства.

 Шестое. Ни для кого не секрет, что многие инвалиды готовы и хотят продолжать трудовую деятельность. И тут важно создать такие условия, чтобы они имели возможность участвовать в общественном производстве. Это и создание специализированных рабочих мест для инвалидов, и вопросы квотирования, и, самое главное, профессиональной подготовки инвалидов.

На фоне сокращения численности трудоспособного населения инвалиды должны восприниматься как невостребованный трудовой ресурс. Необходимо переходить от абстрактных формулировок о «специально созданных условиях труда для инвалидов» на уровень решения практических задач трудоустройства конкретного человека, имеющего свои особые потребности на конкретную вакансию.

Предстоит обеспечить инвалидов средствами информационных технологий для организации дистанционного обучения, в том числе профессионального.

Эта работа уже ведется. В бюджете 2008 года предусмотрены средства для оснащения Интернетом учреждений, в которых находятся дети-инвалиды. В ближайшее время предстоит подключение к интернету квартир, в которых они проживают. Полагаем, что эта работа должна вестись на принципах софинансирования с регионами.

В заключении хочу сказать. Мы должны заложить основу для системных действий по развитию мер социальной поддержки инвалидов, направленных на повышение качества их жизни.

Спасибо за внимание.

Материалы по теме