Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Министр Максим Топилин в интервью «Российской газете» на ПМЭФ-2015 — о выплате 20 тысяч из средств маткапитала и индексации зарплат бюджетникам

19 июн. 2015 г.

- Что касается материнского капитала – этих антикризисных двадцати тысяч, когда людям идти за ними?

Максим Топилин, министр труда и социальной защиты РФ: Люди за ними идут, уже на первое июня было подано более шестисот тысяч заявлений в Пенсионный фонд. Это означает, что программа заработала, это означает, что была правильная предложена мера, к сожалению, антикризисная. Пенсионный фонд уже вчера или позавчера получил первый транш финансовых ресурсов из министерства финансов.

- Сколько миллиардов?

Максим Топилин: Всего? Или сколько получил?

- Вот первый транш.

Максим Топилин: Порядка, по-моему, двенадцати с половиной миллиардов. И выдача начнется где-то с понедельника, со вторника на следующей неделе. То есть заявления уже обработаны, те, кто подали в первую очередь. Там же есть время для того, чтобы обработать заявления. С понедельника, со вторника уже Пенсионный фонд, его региональные отделения начнут выплату тем людям, которые первые подали заявления.

- Сколько всего прогнозируется подавших заявления?

Максим Топилин: Мы планируем, что это будет более двух с половиной миллионов.

- И они до какого времени будут получать?

Максим Топилин: До 31 марта следующего года.

- То есть там не будет никаких ограничений, люди могут приходить, которые имеют право на..

Максим Топилин: Никаких ограничений. Не обязательно бежать сегодня, можно подать в сентябре, октябре, ноябре, все равно эта программа будет реализована.

- А уже известно, на какие цели это будет потрачено, ну, в принципе, статистически какие-то велись у вас…

Максим Топилин: Люди получат по 20 тысяч и будут тратить их на то, что они хотят. Мы не спрашивали.

- Ваши прогнозы, будет ли новая волна сокращений осенью? Какая сейчас ситуация?

Максим Топилин: Ну, мы фиксируем постоянное изменение ситуации, постоянные ее, так сказать, волнообразные развития. Вы же знаете, что летом безработица сокращается, это стандартное явление. Сейчас на протяжении нескольких недель происходит увеличение-сокращение, увеличение-сокращение, нас волнует даже не то, что происходит с численностью безработных, ну, за последнюю неделю произошел небольшой рост – это порядка, до процента, хотя предыдущую неделю было снижение, неделю раньше опять был рост.

Но нас больше волнует ситуация с неполной занятостью. Могу сказать, что за последнюю неделю почти на 30 тысяч количество тех, кто не занят в полных режимах, оно сократилось и составило 295 тысяч человек. Вот в пределах трехсот тысяч неполная занятость сейчас сохраняется. Это в основном машиностроение, это, в основном, транспортное машиностроение, автомобилестроение, это строительные организации, достаточно много строительных организаций. Эти две отрасли они вызывают наибольшую обеспокоенность. Вы знаете ситуацию с вагоностроением, там сейчас идет и контрактация, и идет доведение средств, соответствующих через РЖД, в том числе, машиностроению тоже меры поддержки сейчас начинают работать, в автомобилестроении тоже. Мы как раз поддерживаем те отрасли, которые, те предприятия, по программам занятости которые вот в такие ситуации попадают.

Буквально на днях вели переговоры с такими регионами, как Кировская область, Свердловская область, Челябинская область, там есть такие непростые пока сюжеты на «Уралвагонзаводе» в гражданском секторе, на «Челябинском тракторном заводе», пока достаточное количество людей на неполных режимах работают. Допустим, в Усть-Катаве производство трамваев, там тоже пока заказы формируются. Посмотрим, я не думаю, что будут какие-то серьезные сокращения к осени, но мы исходим из того, что, в общем-то, кризисом надо воспользоваться и с точки зрения того, чтобы некую избыточную численность сокращать. Всегда, когда есть возможность сокращения численности, это должно быть безболезненно.

- Это вот сейчас идет такой процесс?

Максим Топилин: Да, конечно, идет.

- В каких отраслях?

Максим Топилин: Это идет везде, это во всех отраслях происходит. Таких каких-то резких сокращений нет, но я считаю, что нужно постоянно заниматься оптимизацией, постоянно предприятия те, которые даже в наших программах участвуют, когда люди находятся в неполной занятости – работники, то чем они занимаются? – они занимаются, прежде всего, и мы на этом настаиваем, чтобы программы и переобучения прежде всего были нацелены на не просто повышение квалификации, не просто получение новых навыков, но чтобы эти новые навыки были в таких секторах, в таких сегментах, как, допустим, бережливое производство. Это же ведет же в дальнейшем к оптимизации не только численности занятых, безусловно, но и просто к оптимизации себестоимости. Этим надо постоянно заниматься, это лучшие практики, которые нужно применять, и предприятия наши сейчас этим плотно занимаются. Просто издержки нужно сокращать.

- И вот еще один из сложнейших вопросов о пенсионном возрасте, ожидается, что будет, в общем-то, на следующей неделе правительство рассмотрит вопрос пенсионного возраста, Вы и Пенсионный фонд будут докладывать, там какие, в общем-то, планируются предложения? Сегодня одно из них уже прозвучало, только женщинам повысить пенсионный возраст.

Максим Топилин: А от кого прозвучало? Кто такое предложение высказал по женщинам?

- Предложение по женщинам высказали в Пенсионном фонде, что да, мужчины у нас живут меньше.

Максим Топилин: Вы знаете, честно говоря, я не знаю про то, что на следующей неделе будет обсуждаться в правительстве пенсионный возраст. Мы не планировали этого и никаких предложений письменных не формулировали. Мы считаем, что пока нужно считать, анализировать, смотреть, никаких решений в рамках бюджета следующего года мы не планируем принимать по этому поводу. Это невозможно ни технически, ни юридически. Потому что сама тема повышения пенсионного возраста – это такой длительный процесс. Никогда не повышают пенсионный возраст на год или на пять лет, или на три года, все страны, которые этим занимались, выбирают какую-то для себя линейку, там допустим, в год один месяц. Или в год три месяца, но сейчас, если брать цифры, ну, давайте посмотрим в тех странах, где пенсионный возраст на уровне 63-65 лет. Продолжительность жизни 80-85 лет, а не 70, как у нас. Если брать показатели продолжительности жизни на пенсии, это несколько другие показатели, то мужчины у нас живут на пенсии меньше, чем в странах, где пенсионный возраст выше. Так что вот говорить сегодня, что есть основания для того, чтобы повышать пенсионный возраст, мне кажется, это пока преждевременно.

Готовиться, и считать, и анализировать, и вести переговоры с социальными партнерами, безусловно, надо, потому что тема пенсионного возраста она связана не с экономией, как я уже неоднократно говорил, ведь обычно коллеги из финансового блока говорят о том, зачем повысить пенсионный возраст, чтобы трансферты сократились в Пенсионный фонд. На самом деле, это совсем не так или не совсем так. Пенсионный возраст повышают для того, чтобы избежать будущих рисков, будущих расходов, потому что растет продолжительность жизни, и поэтому нужно балансировать всегда – сколько человек работает в трудовом возрасте и сколько потом получает пенсию. С тем, чтобы не было зашкаливаний, когда продолжительность жизни вырастает, а она будет расти, безусловно, у нас. Мы планируем, что она у нас вырастет до 74 лет где-то к 18-20 году, до 75 лет даже.

Нужно считать, балансировать, смотреть, что будет в перспективе, экономии это не даст, законодательство пенсионное и пенсионная формула предполагает, что количество взносов делится на количество баллов, которые есть в системе. И если у нас будет меньше пенсионеров при повышении пенсионного возраста, то будет больше размер пенсии, поэтому здесь нужно смотреть, как это все сбалансировать, мы сейчас думаем, и в том числе над формированием законодательства о том, чтобы возможно было резервирование определённое средств с тем, чтобы сбалансировать рост пенсионного коэффициента.

- Резервирование где? В чем?

Максим Топилин: Сразу спрашиваете, где, в чем… Я сказал резервирование, резервирование – это значит просто что средства, которые являются избыточными, они тогда будут каким-то образом где-то накапливаться. Поэтому это очень сложные расчеты экономические, я думаю, что в течение, двух-трех лет будет вестись просто диалог, дискуссии и построение неких финансовых моделей. Это мой прогноз, посмотрим, жизнь покажет.

Источник видеоматериала: "Российская газета"

Карта сайта