Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Директор Департамента Игнат Игнатьев в программе "Персона грата" "Радио России" рассказал о новой пенсионной формуле

14 нояб. 2013 г.

Ведущий: Уже даже не могу вспомнить, сколько раз мы в нашем эфире мы говорили о новациях в пенсионной сфере, в частности, о новой пенсионной формуле и о том, на что могут рассчитывать современные пенсионеры и на что могут надеяться пенсионеры будущие. В основном  в наших программах участвовали скептически настроенные эксперты, которым эти нововведения не слишком нравились. Давайте послушаем человека, который имеет непосредственное отношение к этим реформам.

Директор Департамента пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Игнат Игнатьев - желанная персона в нашей студни. Давайте сразу вот на какой вопрос ответим - почему именно сейчас решено эту пенсионную реформу на новые рельсы перевести?

Игнат ИГНАТЬЕВ: Надо сказать, что все что мы делаем, это чтобы максимально обеспечить социальные гарантии, уровень социальной защиты граждан. И сразу нужно сказать, что в результате пенсионных реформ уровень обеспечения повысится. То есть, на данный момент средний размер пенсии составляет около 11 тысяч, это примерно 1,75 прожиточных минимума пенсионера. В итоге по результатам реформ к 2030 году пенсия достигнет 2,5 прожиточных минимума пенсионера. Это  существенный рост, но вместе с тем есть и некоторый негативный демографический тренд. Всё больше становится пенсионеров, всё меньше тех граждан, которые платят страховые взносы, за которых платят страховые взносы работодатели. Здесь нет никакой катастрофы, всё достаточно контролируемо. Но тем не менее, определенный негативный тренд все-таки есть. И вот новые предложения по улучшению пенсионного законодательства предусматривает некоторые оптимизационные меры, меры которые направлены на совершенствование обязательного пенсионного страхования. Например, минимальный стаж, который сейчас составляет 5 лет  сейчас для входа в систему и для получения пенсии увеличивается до 15 лет. Также вводится минимальный объём тех взносов, которые должны быть уплачены за застрахованное лицо, чтобы ему была назначена пенсия. В нашей балльной формуле будет 30 баллов, которые нужно получить, чтобы ты  получил право на пенсию. Эти нововведения вводятся постепенно, в течение десяти лет. То есть, именно через 10 лет пенсионный стаж достигнет 15 лет. То есть, переходный период будет достаточно мягкий. И все эти требования легко выполнимы для трудолюбивых людей. То есть, достаточно работать и получать белую заработную плату и тогда пенсия будет гарантирована и выше, чем это есть сейчас.

ВЕДУЩИЙ: Я думаю, что многие вопросы у наших слушателей, у наших сограждан возникают потому, что в их головах есть такое представление о том, откуда берется пенсия. Вот для вышедших на пенсию государство достало откуда-то деньги, откуда эти деньги берутся большинство не понимают. Достали деньги и выплачивают. И вот реальная картина, я думаю, что не все эту реальную картину себе представляют.    Вот давайте мы на этот вопрос ответим. Деньги на пенсию, они откуда берутся?

Игнат ИГНАТЬЕВ: Деньги на пенсии сейчас берутся из страховых взносов, которые уплачивает работодатель за работников.  Основной момент - уплата работодателем за работников страховых взносов в пенсионный фонд с белой зарплаты. То есть, с той зарплаты, которая облагается взносами.

ВЕДУЩИЙ: А текущие пенсии откуда берутся?

Игнат ИГНАТЬЕВ:  Это вот как раз касается текущих пенсий. То есть, текущие пенсии выплачиваются полностью за счет страховых взносов работодателей, плюс есть еще ряд трансфертов федерального бюджета пенсионного фонда, то есть это те средства федерального бюджета, которые целенаправленно идут в пенсионный фонд на выплату пенсий, на обеспечение достойного пенсионного уровня.

ВЕДУЩИЙ: Это большие суммы?

Игнат ИГНАТЬЕВ:  Да, вообще в целом бюджет Пенсионного фонда составляет половину бюджета федерального. Что касается трансфертов, то тоже достаточно большие суммы. То есть, трансферт специально на пенсионные цели примерно 2 триллиона ежегодно.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, Вашему министерству совместно с министерство соцразвития помнится весной премьер поручал провести общественное обсуждение того, что вы намерены законодательно утвердить. Ну, у нас свежи в памяти примеры того, как общественное обсуждение других законопроектов в итоге оказывались пустой формальностью. Их проводили, в итоге на бумаге все было сделано, но вопросов у граждан меньше не становилось. У вас все всерьез, вот эти общественные обсуждения принесли какую-то пользу?

Игнат ИГНАТЬЕВ:  Ну, здесь нужно сказать, что наверное все площадки общественные, которые есть у нас в стране, они были нами задействованы и использованы. То есть, это и Государственная Дума и Совет Федерации, это профсоюзы. Мы очень много обсуждали формулу в профсоюзов. Российский Союз промышленников и предпринимателей, российская трехсторонняя комиссия и очень у нас большой объем взаимодействия с прессой.

ВЕДУЩИЙ: Вы услышали их какие-то идеи, какие предложения, их тревоги?  Или вы их выслушали, но в итоге ...

Игнат ИГНАТЬЕВ:  Нет, нет. Конечно, выслушали и на самом деле услышали. Потому что пенсионная сфера и вопросы пенсионного обеспечения - это такие вопросы, которые очень социально значимые и на самом деле первоначально планы, которые были, их конечно пришлось скорректировать. И конечно, в целом те нововведения, которые предлагаются, они максимально мягкие, комфортные для граждан. И может быть с точки зрения даже финансистов правительства где-то даже и недостаточно отвечают какой-то страховой сущности пенсионной системы, но они в значительной степени обеспечивают социальную защиту граждан.

ВЕДУЩИЙ: Я хочу понять, почему вот эти последние решения с опаской воспринимают многие эксперты. Ладно граждане, они до конца не разбираются. Ну, есть профессиональные люди, они эту пенсионную систему знают как свои пять пальцев. И они опасаются. Ну, например, просто конкретно чтобы было. Перевод пенсионных накоплений в антикризисный резерв. Вот то, что сейчас решено сделать. Эксперты называют новой продразвесткой. Вы сумеете доказать нашим слушателям, что это не так?

Игнат ИГНАТЬЕВ: Еще бы хотелось сказать гражданам тем, которые получают пенсии, тем, которые будут получать пенсию через 5, 10, 20 лет будут получать то, что все наши нововведения, все наши действия они обеспечивают новый уровень пенсионного обеспечения, гарантирует уровень пенсионного обеспечения. Уровень пенсий будет повышаться.  И граждане абсолютно ничего не проиграют. То есть, пенсии будут индексироваться, увеличиваться каждый год на уровень инфляции как минимум, а в дальнейшем еще и по доходам пенсионного фонда. От страховых взносов, то есть то, что платит работодатель. На уровень инфляции, это минимальная как бы гарантия ниже которой нельзя опускаться. Ниже которой размер пенсии не будет ежегодно увеличиваться. Что касается вопросов резерва - об антикризисном фонде, о накопительной пенсии, то опять-таки, страховые взносы фонда, которые не пойдут в накопительную часть они будут учтены на индивидуальных счетах граждан в распределительной части, как бы в распределительной составляющей и в полном объеме пенсия им будет выплачена в распределительной. Причем, как показывает опыт существования распределительной и накопительной составляющих, то рост и прав и средств в распределительной составляющей он за последние 10 лет был в 2 раза выше, чем по накопительной. То есть, средства накопительной составляющей росли на уровне инфляции, тогда как распределительная, рост средств распределительной составляющей превышали инфляцию. Поэтому граждане абсолютно ничего не проиграют. Что касается финансовых институтов, то действительно в 14-м году до того, как они не подтвердят свою состоятельность, до того как они не подтвердят, что они соответствуют достаточно жестким требованиям  - они не будут получать эти денежные средства, денежные средства пенсионной системы. Но пенсионная система и пенсионные деньги - это сфера государственного социального страхования. То есть, это поле, за которое абсолютно ответственно государство, в том числе по накопительной составляющей.  И государство в рамках государственного социального страхования вправе установить жесткие требования для финансовых институтов. А они должны их просто выполнить. Они также тогда будут получать деньги, денежные средства в рамках пенсионной системы и обеспечивать права граждан на пенсионное обеспечение как бы.

ВЕДУЩИЙ:  То есть, то что сейчас введут в распределительную часть, государство гарантирует, что эти деньги от человека никуда не денутся.

Игнат ИГНАТЬЕВ: Граждане абсолютно не пострадают, абсолютно не потеряют. Как бы у нас есть Конституционный суд, который рассматривает решения государства. И на предмет конституционности, я уверен, что вряд ли как бы здесь могут быть перспективы. Потому что права граждан будут сохранены и абсолютно обеспечены. Что касается финансовых институтов, то надо главное, чтобы они прошли эти проверки. И чем быстрее они пройдут, если они их пройдут через три месяца через полгода, то непосредственно  уже будут перечисляться им. Но мы должны быть уверены, что они смогут исполнить все обязательства в рамках накопительной. Поэтому это важно.

ВЕДУЩИЙ: В продолжение того, о чем мы говорили с Вами. Такой может быть не очень веселый вопрос, но надо его прояснить. Вот есть такое слово "дожитие". Ну, для профессионалов это нормально. С эмоциональной точки зрения это звучит достаточно трагично. Что будет с деньгами человека, который сейчас их потеряет , а до светлого дня, когда сможет их получить, не доживет. Наследники на них не могут претендовать?

Игнат ИГНАТЬЕВ: Ну, смотрите в накопительной части граждане до назначения пенсии, если все-таки произошел этот несчастный случай и гражданин умер, то до назначения пенсии, то соответственно правопреемники могут получить средства пенсионных накоплений. Что касается распределительной, солидарной составляющей пенсионной системы, то тут действительно при любом стечение обстоятельств наследование не предусматривается.  Только если брать с пенсии по потери кормильца, но это отдельная тема. Что касается именно того периода 14-го года, когда все-таки это проблема, на мой взгляд, такая локальная. Пенсионное обеспечение оно нацелено на замещение утраченного заработка в пожилом возрасте. Тут нельзя, ну пенсионное обеспечение не нацелено на наследование, на выплату средств наследникам и, конечно,  эти средства пойдут в распределительную, то они будут соответствовать целевому назначению пенсионного обеспечения. То есть, пойдут на выплату пенсий как нынешним пенсионерам, так и будущим пенсионерам.  То есть, в этом смысле эта часть средств, небольшая часть средств она правопреемникам уже не сможет быть выплачена. Именно в 14-м году те средства, которые пойдут в распределительную составляющую. Ну, опять же я повторюсь, если финансовые институты сработают быстро, четко. Если они за полгода или еще быстрее докажут, что они абсолютно состоятельны по закону, то они могут получить средства и опять-таки направить их в накопительную составляющую и выплачивать правопреемникам. Я считаю, что они просто должны поработать.

ВЕДУЩИЙ: С этим разобрались. Теперь давайте вот о чем с Вами поговорим. Смотрите, любые обязательства в денежном выражении они понятны и прозрачны. Сейчас предложено заменить их на обязательства в условных единицах - в баллах. И это, во-первых, требует какого-то разъяснения для граждан. И в конце концов, нормальный пытливый человек, даже далекий от финансовой сферы, он начинает понимать, что реальное денежное наполнение  этих баллов, этих условных единиц, оно зависит от этих баллов. Как будет с экономикой? Что у нас будет с бюджетом? Какой бюджет утвердят? Будет ли он тощим или тучным. Согласитесь, что такой порядок расчета для рядового гражданина выглядит не столь привлекательно, как прежний.

Игнат ИГНАТЬЕВ: Ну, действующая формула она условно накопительная. То есть, обязательства отражаются в действующих единицах  - в рублях. Но это как бы применимо может быть в накопительной составляющей, где деньги накапливаются. В распределительной составляющей они идут на выплату текущим пенсионерам. Поэтому этот как бы принцип он опять же условный, там денег за этими счетами нет. И если говорить о том, что в той формуле, которую мы предлагаем, все будет зависеть от наполнения бюджета, то ведь и в действующей формуле все зависит  в конечном итоге от развития экономики, от наполняемости бюджета. Потому что вот эти деньги, которые учитываются на счетах и которых нет реально, учитываются по условно накопительному принципу, они ежегодно индексируются. Увеличиваются. То есть, деньги, стоимость денег в 10-м году не та же, которая будет в 50-м. И если доходов в бюджете Пенсионного фонда не будет, то соответственно и вот эти вот учтенные на счетах деньги они также не будут расти. То есть, я это говорю к тому, что и в действующей формуле, если у бюджета не будет средств, то обязательства будут как бы сжиматься, стагнироваться и не будут расти теми темпами, которыми может быть хотелось. И в конечном итоге, все равно все зависит от  развития экономики и от наполняемости бюджета. И что касается баллов, то основной сутью баллов является даже не балансировка системы, а стимулированию граждан к более позднему выходу. Поскольку именно в балльной формуле мы применяем достаточно высокие коэффициенты с тем, чтобы если гражданин принял решение и отложил выход на пенсию, то соответственно и размер его пенсии стал значительно выше. При этом при введении этого порядка определяется размер балла. То есть, все пенсионные обязательства они уже сформированы, они фиксируются.  А размер пенсии не может упасть. И в дальнейшем это даже в силу Конституции российской, в дальнейшем стоимость балла она только увеличивается. Она не может сокращаться. И если даже доходов Пенсионного фонда при какой-то кризисной ситуации не хватить, то все равно федеральный бюджет обеспечить стоимость баллов по инфляции, это минимум. Поэтому говорить, что с помощью новой формулы каким-то образом можно сбалансировать жестко бюджет и снизить права граждан - это неправильно.  Поскольку ежегодно все равно будет увеличение стоимости баллов. Причем,  расчет стоимости баллов, расчет распределения баллов между гражданами - также четко будет прописан в законе.

ВЕДУЩИЙ: Один балл - он чему соответствует? Что нужно сделать, чтобы один балл на свой счет записать?

Игнат ИГНАТЬЕВ: Ну, вот смотрите, у нас есть в обязательном пенсионном страховании предел взносооблагаемой базы. То есть, это та заработная плата максимальная, с которой берутся взносы - 22 процента. Сейчас это в год - 568 тысяч.  И соответственно в месяц - это 47 000. Вот за зарплату в 47 тысяч в балльной формуле человек получает 10 баллов максимально. Соответственно, если зарплата в два раза меньше, то это пять баллов.

ВЕДУЩИЙ: А если в два раза больше, то все равно 10.

Игнат ИГНАТЬЕВ:  А если в два раза больше, там взносы по сути не платятся.  Как бы. Тут есть еще такой солидарный элемент пенсионной системы, там на большие зарплаты платится еще так называемый взнос с хвоста - 10 %, но это на самом деле отдельная тема. Это чисто распределительный солидарный механизм.  То есть, действительно там не учитывается в размере пенсии, но это как бы ответственность богатых перед бедными. В принципе, взносооблагаемый предел базы - 47 000 сейчас, как бы из них формируются права. И максимальное количество баллов - 10 можно получить за эти 47 000 зарплаты.

ВЕДУЩИЙ: Вы говорите, что новая пенсионная формула должна подталкивать человека к тому, чтобы он работал дольше. Может ли пенсионер, сохранив пенсию, прирарабывать еще где-то?

Игнат ИГНАТЬЕВ: У нас пенсия, если говорить о стандартном таком элементе страхования, у нас пенсия - замещение утраченного заработка. Поэтому граждане до выхода на пенсию работают и по идеи они должны прекращать работу и получать пенсию вместо заработной платы. Были идеи каким-то образом ограничить выплату пенсии в случае, если гражданин работает. От этих идей отказались. И гражданин сейчас, даже продолжая работать, он получает пенсию. То есть, в целом можно сказать, что это льготный порядок - гражданин и работает и получает пенсию одновременно. Хотя по идеи пенсия - это замещение утраченного заработка.

ВЕДУЩИЙ: Это потому что пенсии не очень большие.

Игнат ИГНАТЬЕВ: Да, правильно. Низкого материального уровня. Эта мера невозможна к реализации сейчас. Действительно, законопроектом, который внесен в Госдуму, в виду того, что порядок и так льготный нами предусмотрено сейчас, что если гражданин продолжает работать, при этом пенсия назначена. Естественно, работодатель за него уплачивает страховые взносы, то как бы ежегодный перерасчет пенсии у него осуществляется на общих основаниях. То есть, по инфляции и баллов с учетом роста доходов Пенсионного фонда.  

ВЕДУЩИЙ: Проблема досрочных пенсий каким образом решается с этими новыми порядками?

Игнат ИГНАТЬЕВ: Проблема досрочных пенсий в рамках проектов по новой пенсионной формуле не затронута вообще. То есть, это был принципиальный момент. И с профсоюзами обсуждали, с общественностью. Все очень взволнованы и все хотят, чтобы досрочные пенсии сохранились. Но у нас есть другой пакет законопроектов, где установлено, что работодатели проводят оценку условий труда на рабочем месте. Если оценка показывает, что условия труда оптимальные, допустимые, то тогда "темные" права в части досрочных пенсий не формируются. Но обязательно нужно подтвердить, что это рабочее место не вредное для гражданина.

ВЕДУЩИЙ: Когда новая пенсионная формула заработает?

Игнат ИГНАТЬЕВ: С 15-го года будет введена в целом пенсионная формула. Будут преобразованы старые пенсионные права по новой формуле. И 10 лет будет переходный период для как раз минимального трудового стажа - 15 лет и минимальный размер страховых взносов на уровне 30 баллов.

ВЕДУЩИЙ: За 12 лет последних было столько разных изменений.  Не получится так, что через год-полтора, два возникнут  какие-то новые идеи и мы опять все будем менять?

Игнат ИГНАТЬЕВ: Та формула, которую мы предлагаем, она, на мой взгляд, является практически идеальной. Еще раз повторюсь, что весь порядок будет прописан в законе. Права граждан гарантированы. И я даже, честно говоря, не знаю, какая формула может быть лучше этой. То есть, в чем будет совершенствование этой формулы. Возможно, к этой формуле будут предусмотрены какие-то дополнительные коэффициенты, но все опять-таки можно делать в рамках той формулы, которую мы предлагаем. Поэтому я думаю, что она будет действовать долго.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо. Три коротких вопроса у меня к Вам осталось. Блиц. Что самое сложное в работе чиновника?

Игнат ИГНАТЬЕВ:   Согласование документов с заинтересованными ведомствами.

ВЕДУЩИЙ: Вы задумывались о том, чем Вы будете заниматься на пенсии?

Игнат ИГНАТЬЕВ:  Я думаю, спорт, книги.

ВЕДУЩИЙ: И Вы полагаете, что Вам хватит на пенсии денег и на занятия спортом и на покупку книг?

Игнат ИГНАТЬЕВ:  Ну, информация сейчас общедоступна, поэтому я думаю, что хватит. А спорт я в общем-то, люблю пробежки. Это не затратно.  

Досье

Игнатьев Игнат Михайлович. Директор департамента пенсионного обеспечения министерства труда и социальной защиты России. Родился 6 августа 1979 года в городе Щелково, Московской области. Окончил Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина, по специальности: юриспруденция и Московский финансово-юридический университет по специальности: финансы и кредит. Работал в центре социального обслуживания "Мосфильмовский". В 2002 году стал главным специалистом Пенсионного фонда России. Работал в Минздравсоцразвития, в Негосударственном пенсионном фонде "Благосостояние", в правительственном департаменте социального развития и охраны окружающей среды. С 2012 возглавляет департамент пенсионного обеспечения в Минтруде. Действительный государственный советник Российской Федерации третьего класса. Холост. Игнат Игнатьев увлекается исторической и экономической литературой, занимается спортом.

Источник: "Персона Грата", "Радио России"

Карта сайта