Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Информация от 31 июля 2017 г.

«О развитии системы социального обслуживания семьи и детей, а также о предоставлении социальных услуг и услуг по социальному сопровождению детям и нуждающимся семьям с детьми »

Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Возможность получения социальных услуг в сфере социального обслуживания детьми и семьями, имеющими детей (далее – семьи с детьми), регламентирована статьей 15 Федерального закона, устанавливающей обстоятельства в соответствии с которыми, гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании.

В отношении семей, имеющих детей, таких оснований предусмотрено несколько:

  • наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними.

При этом перечень таких оснований не исчерпывающий и субъекты Российской Федерации могут установить иные обстоятельства, на основании которых гражданину может быть установлена нуждаемость в предоставлении тех или иных социальных услуг.

Согласно статье 20 Федерального закона получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

На основании статьи 19 Федерального закона социальные услуги предоставляются: в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, в стационарной форме.

Кроме того, в соответствии со статьей 22 Федерального закона гражданам, в том числе семьям и детям, при необходимости оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), которое осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 Федерального закона.

Утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом также установлено обязательное для исполнения всеми субъектами Российской Федерации условие бесплатного предоставления социального обслуживания для всех несовершеннолетних детей во всех формах социального обслуживания.

При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать своими нормативными правовыми актами иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

Вместе с тем федеральные органы исполнительной власти не наделены полномочиями по определению порядка предоставления социальных услуг, а также определения перечня мероприятий, оказываемых при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящихся к социальным услугам.

По информации, поступившей из субъектов Российской Федерации, во всех регионах определены подходы к предоставлению социальных услуг и социального сопровождения семьям с детьми, утверждены соответствующие регламенты, наработан практический опыт работы с семьями с детьми, признанных нуждающимися в таком сопровождении.

При этом каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет категории граждан, нуждающихся в социальном сопровождении.

Так, например, в Калужской области к категории нуждающихся в социальном сопровождении отнесены:

  • замещающие семьи, в том числе приемные;
  • многодетные семьи;
  • семьи с одним родителем, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних или имеющих условное осуждение;
  • семьи с несовершеннолетними детьми, в которых один или оба родителя страдают алкогольной зависимостью;
  • матери с новорожденными детьми, имеющие намерения отказаться от ребенка.

В Калининградской области в категорию нуждающихся в социальном сопровождении входят:

  • беременные женщины, находящиеся в кризисной ситуации;
  • семьи с детьми в возрасте до 3 лет, находящиеся в кризисной ситуации;
  • замещающие семьи, воспитывающие детей с особыми потребностями;
  • замещающие семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения;
  • семьи, находящиеся в социально опасном положении;
  • семьи, состоящие на профилактических учетах;
  • семьи, воспитывающие детей-инвалидов;
  • семьи с несовершеннолетними детьми, в которых родители являются инвалидами 1-2 группы.

В г. Санкт-Петербурге социальном сопровождение осуществляется по следующим направлениям:

  • социальное сопровождение детей, пострадавших от жестокого обращения;
  • социальное сопровождение женщин, находящихся в кризисной ситуации;
  • сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая выпускников государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти г. Санкт-Петербурга, в том числе, сбор сведений и ведение учета сведений о выпускниках указанных организаций.

Анализ представленной субъектами Российской Федерации информации об осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятиях по социальному сопровождению семей с детьми показал, что во всех регионах разработаны нормативные, методические, информационные и технологические инструменты организации социального сопровождения, существуют различные виды и формы социального сопровождения.

Например, в Ивановской области перечень проводимых в рамках социального сопровождения мероприятий определен Законом Ивановской области от
25 февраля 2005 г. № 59-ОЗ «О социальном обслуживании граждан и социальной поддержке отдельных категорий граждан в Ивановской области» (в редакции от 25 декабря 2015 г. № 136-ОЗ) и предусматривает, в том числе:

  • организацию помощи родителям (законным представителям) детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности;
  • организацию помощи в получении образования и (или) профессии инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями и состоянием здоровья;
  • содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.

В Ставропольском крае в целях обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми в организациях социального обслуживания созданы межведомственные комиссии по организации социального сопровождения, в состав которых вошли представители органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных, муниципальных и иных организаций края. К функциям межведомственных комиссий отнесено проведение оценки индивидуальной нуждаемости в социальном сопровождении семей с детьми, принятие решения о социальном сопровождении или об отказе в нем, утверждение индивидуальной программы социального сопровождения семьи с детьми, закрепление за каждой семьей с детьми, принятой на социальное сопровождение, ответственного специалиста организации социального обслуживания.

В Новгородской области организация социального сопровождения возложена на органы местного самоуправления. Во всех муниципальных районах и в городском округе созданы межведомственные рабочие группы, в которые входят руководители всех заинтересованных ведомств, работающих с семьями и детьми; возглавляют группы заместители глав администраций муниципальных районов. Такой административный ресурс позволяет быстро и качественно решать вопросы привлечения ведомств и организаций, необходимых для оказания адресной помощи семье с детьми. На заседаниях межведомственных рабочих групп утверждаются планы мероприятий по социальному сопровождению по каждой семье, рассматриваются сроки и качество их исполнения, принимаются решения о прекращении или продолжении работы по социальному сопровождению.

Необходимо отметить, что почти во всех субъектах Российской Федерации в рамках организаций социального обслуживания созданы и функционируют специальные службы социального сопровождения семей с детьми (с учетом специфики деятельности и особенностей контингента получателей социальных услуг), реализующие мероприятия социального сопровождения и оказывающие помощь в оформлении граждан на социальное обслуживание. На территориях, где отсутствуют организации социального обслуживания, работу по социальному сопровождению осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.

К примеру, в Ростовской области социальное сопровождение семей с детьми осуществляется территориальными службами социального сопровождения, которые для каждой семьи с детьми (в зависимости от проблемы и ее остроты) определяют уровень социального сопровождения (адаптационный, базовый (профилактический), кризисный, экстренный) и его продолжительность (от 3 до 6 месяцев). Для организации работы по социальному сопровождению семей с детьми городской округ (муниципальный район) делится на территориальные участки, за которыми закрепляется куратор, который организует предоставление необходимой семье с детьми в соответствии с индивидуальной программой социального сопровождения помощи, а также отвечает за конечный результат (в пределах заключенного с семьей соглашения о социальном сопровождении).

В Алтайском крае кураторы (специалисты по социальной работе) закреплены за каждой семьей с детьми, находящейся в социально опасном положении. В его обязанности входит устанавливать контакт с семьей, вести сбор информации о семье, совместно с семьей разрабатывать проект индивидуальной программы предоставления социальных услуг и организовывать выполнение мероприятий по социальному сопровождению.

Необходимо отметить межведомственный опыт Мурманской области, в рамках которого каждому получателю социальных услуг (социального сопровождения) определяется «реабилитационный маршрут» по которому специалист социальной службы сопровождает получателя социальных услуг (социального сопровождения) до получения необходимых для обеспечения его жизнедеятельности услуг (медицинских, юридических, образовательных, культурно-досуговых и др.).

В Республике Башкортостан в работу организаций социального обслуживания семьи и детей внедрена технология «Активная поддержка родителей», ориентированная на укрепление семьи, стимулирование ее социальной активности, решение острых социальных проблем.

В Воронежской области в рамках развития системы социального сопровождения семей с детьми-инвалидами и инвалидами, достигшими восемнадцатилетнего возраста, в 2016 году созданы новые службы:

социальная гостиница на 10 мест и группа дневного пребывания детей с расстройствами аутистического спектра на 20 мест в КУ «Борисоглебский зональный реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлик»;

служба домашнего визитирования и группа дневного пребывания для взрослых инвалидов с ментальными нарушениями в КУ «Воронежский центр реабилитации инвалидов».

В Тверской области в рамках службы социального сопровождения семей с детьми оказывается содействие семьям с детьми-инвалидами в трудоустройстве членов семьи. Задача специалистов при оказании помощи родителям (законным представителям) заключается в направлении их на консультирование в центры занятости населения по вопросам трудоустройства, а также в решении вопросов по частичной занятости родителей (законных представителей), осуществляющих уход за детьми-инвалидами.

Необходимо отметить, что работа, проводимая службами социального сопровождения семей с детьми, способствует повышению качества жизни семей и их детей, самореализации родителей (законных представителей) в трудовой и общественной деятельности, мобилизации внутренних ресурсов самой семьи, повышению правовой грамотности членов семей по вопросам действующего законодательства.

К примеру, в Волгоградской области в рамках обеспечения эффективной работы служб социального сопровождения, созданных на базе центров социального обслуживания населения, осуществлено расширение их сети до
74 служб. В структуре служб социального сопровождения открыты семейно-консультативные пункты для социального сопровождения женщин, созданы пункты проката детского оборудования (кроватки, коляски и пр.) для семей с детьми, нуждающихся в социальном сопровождении, в том числе матерей, изменивших свое решение отказаться от новорожденного ребенка.

В Свердловской области в 2016 году 296 участковыми специалистами по социальной работе:

  • принято в ходе личного приема около 37,6 тыс. человек;
  • проведено свыше 16,1 тыс. мероприятий по первичному диагностированию жизненной ситуации граждан;
  • выявлено более 13,1 тыс. граждан, нуждающихся в социальных услугах (социальном сопровождении);
  • обслужены в рамках патронажных мероприятий почти 21,3 тыс. граждан (по месту их проживания).

В Пермском крае в рамках реализации комплекса мер по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, утвержденного распоряжением правительства Пермского края от 12 сентября 2016 г. № 288-рп, Министерство социального развития Пермского края совместно с Автономной некоммерческой организацией «Центр социальных технологий «Согласие» подготовлен проект модельной программы социального сопровождения семей с детьми в Пермском крае, в которой определены основные цели и задачи социального сопровождения семей с детьми, содержание социального сопровождения, включающее в себя содействие в предоставлении семьям медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, порядок социального сопровождения и межведомственная организация и координация социального сопровождения.

В Иркутской области также разработан комплекс мер по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми на
2016-2017 годы. В целях его реализации Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области разработана и утверждена модельная программа по внедрению социального сопровождения семей с детьми, являющаяся обязательной для исполнения всеми организациями социального обслуживания, участвующими в решении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем семьи, повышении качества их жизни.

Подобные комплексы мер по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, разработаны во всех регионах Российской Федерации, участвовавших в реализации в 2014-2016 годах пилотного проекта по внедрению социального сопровождения семей с детьми, в том числе приемных и замещающих семей, организованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд), при поддержке Минтруда России и Минобрнауки России, а также в мероприятиях по повышению профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми, которые Фонд регулярно проводит на базе стажировочных площадок (ресурсных центров) по социальному сопровождению семей с детьми в Астраханской, Калужской, Новгородской, Псковской и Тверской областях.

В целях распространения эффективных практик реализации социального сопровождения семей с детьми на основе модельной программы Фондом в
2016 году проведен конкурсный отбор комплексов мер субъектов Российской Федерации по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи. По итогам конкурса в соответствии с решением правления Фонда (протокол заседания от 14 июля
2016 г. № 3) право на финансовую поддержку Фонда в 2016-2017 годах получили комплексы мер 21 субъект Российской Федерации (Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Забайкальский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Архангельская, Волгоградская, Вологодская, Иркутская, Курганская, Ленинградская, Новосибирская, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).

В настоящее время в субъектах Российской Федерации, реализующих указанные комплексы мер, осуществляются мероприятия:

  • по разработке (доработке) нормативной базы, обеспечивающей развитие социального сопровождения на основе модельной программы;
  • по созданию (модернизации) и внедрению информационных ресурсов, позволяющих аккумулировать данные о семьях, находящихся на социальном сопровождении, в целях обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия, координации работы по социальному сопровождению, оценки эффективности такого вида помощи и другое;
  • по повышению профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих работу по организации социального сопровождения семей с детьми, в том числе с обязательным проведением их стажировки на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда по социальному сопровождению семей с детьми;
  • по обобщению и распространению инновационного опыта социального сопровождения семей с детьми, созданию ресурсных центров, проведение семинаров, конференций, включая их проведение на межрегиональном уровне;
  • по подготовке, изданию и распространению информационных и методических материалов, обеспечивающих внедрение социального сопровождения семей с детьми как особого вида помощи таким семьям;
  • по поддержке добровольческих инициатив, направленных на социальное сопровождение детей и семей с детьми.

К примеру, в Республике Северная Осетия – Алания в рамках комплекса мер разработаны модели социального сопровождения различных категорий семей с детьми: замещающих семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающих детей, находящихся в конфликте с законом и др., где отражены основные показатели развития ребенка, ситуация в семье. Мобильные группы при территориальных управлениях социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания осуществляют работу по выявлению семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях развития социального неблагополучия. Все сведения о семье, о работе с семьей вносятся в «социальный паспорт семьи». Проведение работы по оказанию своевременной помощи выявленным семьям позволяет не доводить ситуацию до изъятия из семьи ребенка, предотвратить угрозу попадания семьи в «группу риска». Кроме того, проводятся различные профилактические акции, в том числе акция «Помоги пойти учиться», направленная на выявление детей от 7 до 17 лет 11 месяцев, не обучающихся в образовательных организациях, и оказание им помощи в получении образования.

В Республике Татарстан в 2016 году созданы условия для эффективного функционирования межведомственной системы по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении, по предупреждению детского и семейного неблагополучия, профилактике социального сиротства:

  • разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая внедрение социального сопровождения семей с детьми в Республике Татарстан;
  • создана «Республиканская служба супервизоров», оказывающая методическую поддержку специалистам отрасли, оказывающим услуги по социальному сопровождению семей в РТ;
  • создана «Служба семейного сопровождения» на базе 45 учреждений социального обслуживания (44 комплексных центра социального обслуживания населения и территориальный центр социальной помощи семье и детям).

Существенным фактом является то, что к предоставлению социальных услуг и осуществлению социального сопровождения семей с детьми стали подключаться социально ориентированные некоммерческие и общественные организации, в том числе не входящие в число поставщиков социальных услуг.

Так, например, в Брянской области в рамках мероприятий государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» в
2015-2016 годах реализовывались социальные проекты по социальному сопровождению инвалидов и детей-инвалидов, исполнителями которых являлись 11 общественных организаций:

  • Брянской городской общественной организацией родителей детей-инвалидов Брянской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» осуществляется реабилитация инвалидов старше 18 лет;
  • Брянскими областными организациями Общероссийских общественных организаций «Всероссийское общество инвалидов» и «Всероссийское общество глухих» осуществляется культурно-просветительская и физкультурно-спортивная реабилитация инвалидов;
  • Брянской областной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» предоставляется широкий спектр реабилитационных услуг инвалидам по зрению;
  • Автономной некоммерческой организацией «Центр реабилитации инвалидов» и Брянской региональная общественной организацией «Физкультурно-спортивный клуб инвалидов «Пересвет» осуществляется физкультурно-спортивная реабилитация инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов-колясочников, организуется бесплатная доставка инвалидов в Центр на социальном такси по коллективным заявкам и индивидуальная доставка по социальному тарифу;
  • Трубчевской районной общественной организацией Всероссийского общества инвалидов осуществляется культурно-просветительскую реабилитацию;
  • Региональной Чернобыльской общественная организация «Радимичи – детям Чернобыля» реализуется социальные проекты для детей и молодежи с ограниченными возможностями;
  • Автономной некоммерческой организацией «Центр психологии и развития человека «Сфера» реализуется социальные проекты для детей с аутизмом;
  • Автономной некоммерческой организацией «Гармония» реализуется социальные проекты для детей с синдромом Дауна;
  • Брянской региональной общественной организацией «Художники – детям» осуществляется социальный проект «Социализация глухонемых подростков «Делай как я!»;
  • Брянской областной общественной организацией «Конно-спортивный клуб «Казачок» реализуется социальный проект «Живая надежда».

В рамках реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2016 г. 1640-З № 737-V «Об ответственном родительстве» организациями социального обслуживания семьи и детей заключены соглашения с Некоммерческой организацией (фонд) «Семья для ребенка» на осуществление сотрудничества в целях реализации совместных мероприятий и проектов в области социальной поддержки и социального обслуживания семей с детьми, профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказания социальной, психологической помощи несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, содействия возвращению несовершеннолетних в семьи, содействия органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей.

В 2016 году в целях развития механизмов продвижения мероприятий по социальному сопровождению в 31 субъекте Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Коми, Республика Хакасия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Забайкальский край, Краснодарский край, Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Иркутская, Кемеровская, Ленинградская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Псковской, Сахалинская, Свердловская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ульяновская области, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ) функционируют службы «Мобильная бригада», основной задачей которых является выявление потребностей граждан в услугах социального сопровождения, адресная оперативная социально-медицинская помощь, психологическая помощь, лекарственное обеспечение.

Одновременно сообщается, что согласно данным федеральной статистической отчетности, в 2016 году число организаций социального обслуживания семьи и детей в субъектах Российской Федерации составило 2 906 единиц (в 2011 году – 3 295 организаций, в 2012 году – 3 180 организаций, в 2013 году – 3 058, в 2014 году – 3 047 организаций, в 2015 году – 2 851), в том числе:

644 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних (в 2011 году – 768 центров, в 2012 году – 748 центров, в 2013 году – 709 центров, в 2014 году – 699 центров, в 2015 году – 643 центра);

264 центра социальной помощи семье и детям (в 2011 году – 508 центров, в 2012 году – 483 центров, в 2013 году – 389 центров, в 2014 году – 375 центров, в 2015 году – 343 центра);

81 социальный приют для детей и подростков (в 2011 году – 286 приютов, в 2012 году – 229 приютов, в 2013 году – 198 приютов, в 2014 году – 142 приюта, в 2015 году – 107 приютов);

241 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (в 2011 году – 282 центра, в 2012 году – 259 центров, в 2013 году – 256 центров, в 2014 году – 248 центров, в 2015 году – 244 центра);

109 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей (в 2011 году – 17 центров, в 2012 году – 14 центров, в 2013 году – 11 центров, в 2014 году – 17 центров; в 2015 году – 92 центра);

16 центров психолого-педагогической помощи населению (в 2011 году – 15 центров, в 2012 году – 15 центров, 2013 году – 15 центров, в 2014 году – 15 центров, в 2015 году – 17 центров);

2 центра экстренной психологической помощи по телефону (в 2011 году – 2 центра, в 2012 году – 2 центра, в 2013 году – 3 центра, в 2014 году – 2 центра, в 2015 году – 2 центра);

422 отделения по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения (в 2011 году – 371 отделений, в 2012 год – 331 отделений, в 2013 год – 358 отделений, в 2014 году – 282 отделения, в 2015 году – 419 отделений);

885 отделений по работе с семьей и детьми в комплексных центрах социального обслуживания населения (в 2011 году – 884 отделения, в 2012 году – 949 отделения, в 2013 год – 905 отделений, в 2014 году – 1 020 отделений, в 2015 году – 874 отделения).

В организациях социального обслуживания семьи и детей насчитывалось 1 407 стационарных отделений и 758 отделения дневного пребывания (в 2011 году – 1 555 и 957 отделений соответственно, в 2012 году – 1 543 и 904 отделений соответственно, в 2013 году – 1 498 и 801 отделений соответственно, в 2014 году – 1460 и 811 отделений соответственно, в 2015 году – 1 438 и 872 отделений соответственно); в качестве структурных подразделений работало:

258 семейных воспитательных групп (в 2011 году – 1 040 групп, в 2012 году – 1 067 групп, в 2013 году – 943 группы, в 2014 году – 498 групп, в 2015 году – 283 группы);

10 974 отделения реабилитации для детей с ограниченными возможностями (в 2011 году – 660 отделений, в 2012 году – 634 отделения, в 2013 году – 687 отделений, в 2014 году – 639 отделений, в 2015 году – 7 921 отделение);

766 отделений профилактики безнадзорности несовершеннолетних (в 2011 году – 897 отделений, в 2012 году – 940 отделений, в 2013 году – 687 отделений, в 2014 году – 838 отделений, в 2015 году – 798 отделения».

Численность работников социальных служб, оказывающих помощь семьям, женщинам и детям, в 2016 году составила 140,7 тыс. человек, в том числе 79,2 тыс. специалистов (в 2011 году – 136,7 тыс. человек, в том числе 81,3 тыс. специалистов, в 2012 году – 138,4 тыс. человек, в том числе 82,7 тыс. специалистов, в 2013 году – 130,4 тыс. человек, в том числе 78,5 тыс. специалистов, в 2014 году – 133,7 тыс. человек, в том числе 78,8 тыс. специалистов, в 2015 году – 136,6 тыс. человек, в том числе 79,8 тыс. специалистов).

Повышение квалификации в 2015 году прошли свыше 23,4 тыс. специалистов (в 2011 году – 14,9 тыс. специалистов, в 2012 году – 14,7 тыс. специалистов, в 2013 году – 17,3 тыс. специалистов, в 2014 году – 21,3 тыс. специалистов, в 2015 году – 22,0 тыс. специалистов).

Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей, и детям, в том числе находящимся в социально опасном положении

Количество семей, которым в 2016 году были предоставлены социальные услуги, составило около 3,2 млн. семей (в 2011 году – 4,8 млн. семей, в 2012 году – 5,0 млн. семей, в 2013 году – 4,8 млн. семей, в 2014 году – 4,8 млн. семей, в 2015 году – 4,0 млн. семей), в том числе 356,6 тыс. семей с детьми-инвалидами.

На социальном патронате (постоянном сопровождении семьи с детьми, нуждающейся в социальном обслуживании) в 2016 году находилось 377,1 тыс. семей (в 2011 году – 606,2 тыс. семей, в 2012 году – 604,7 тыс. семей, в 2013 году – 546,9 тыс. семей, в 2014 году – 526,0 тыс. семей, в 2015 году – 456,0 тыс. семей).

В 2016 году, по сравнению с 2015 годом, количество организаций социального обслуживания для детей и семей, имеющих детей, уменьшилось на 55 единиц.

Это свидетельствует о проводимых в субъектах Российской Федерации мероприятиях по реструктуризации в целом сети организаций социального обслуживания населения в целях устранения неэффективных, мало востребованных социальных услуг и подразделений, развития наиболее актуальных и популярных форм работы.

В 2016 году численность несовершеннолетних, получивших социальную реабилитацию, составила 183,0 тыс. человек (в 2011 году – 202,6 тыс. человек, в 2012 году – 255,4 тыс. человек, в 2013 году – 249,7 тыс. человек, в 2014 году – 189,4 тыс. человек, в 2015 году – 193,3 тыс. человек).

В 2016 году число детей, вернувшихся в родные семьи после пребывания в учреждениях социального обслуживания, составило 104,9 тыс. человек или 57,3% от общего числа детей, прошедших реабилитацию (в 2011 году – 112,5 тыс. человек или 55,5%, в 2012 году – 112,1 тыс. человек или 43,8%, в 2013 году – 112,7 тыс. человек или 45,1%, в 2014 году – 113,7 тыс. человек или 60 %, в 2015 году – 113,5 тыс. человек или 58,5 %).

Число усыновленных детей в 2016 году составило 219 человек (в 2012 году – 266 человек, в 2013 году – 299 человек, в 2014 году – 581 человек). Передано под опеку и попечительство в 2015 году 7681 ребенок (в 2011 году – 6 412 детей, в 2012 году – 6 487 детей, в 2013 году – 6 647 детей, в 2014 году – 7 438 детей, в 2015 году – 208 человек).

Предоставление социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов

В Российской Федерации наблюдается некоторая тенденция роста числа детей-инвалидов. На 1 января 2017 года число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет по данным Пенсионного фонда Российской Федерации составило 628 276 человек, что на 2,5% больше по сравнению с 2016 годом (в 2012 году – 571 465 детей-инвалидов, в 2013 году – 582 234 ребенка-инвалида, в 2014 году – 590 400 детей-инвалидов, в 2015 году – 612 944 человека).

За 2016 год численность семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги, составила 292,1 тыс. семей с детьми-инвалидами (в 2012 году – 367,0 тыс. семей с детьми-инвалидами; в 2013 году – 360,0 тыс. семей с детьми-инвалидами; в 2014 году – 384,7 тыс. семей с детьми-инвалидами, в 2015 году – 320,5 тыс. семей с детьми-инвалидами).

Дети-инвалиды, в том числе с тяжелыми и множественными нарушениями развития, получают социальные услуги в специализированных стационарных организациях социального обслуживания. По данным официальной статистической отчетности на 1 января 2017 года в Российской Федерации функционирует 141 стационарная организация социального обслуживания, в том числе 130 детских домов-интернатов для умственно отсталых детей (включая детские психоневрологические интернаты, детские отделения в психоневрологических интернатах для взрослых) и 11 детских домов-интернатов для детей с физическими недостатками; общая численность воспитанников – 12,8 тыс. человек.

doc20170825_124525
doc 42,89 КБ
Карта сайта