Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Методические рекомендации по определению критериев нуждаемости детей в получении ими услуг ранней помощи

(в рамках реализации Концепции развития ранней помощи в России)

1. Общие положения

Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 5 плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. N 2723-р.

Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие термины:

- "дети целевой группы" - дети от 0 до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска;

- "дети группы риска" - дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении;

- "ранняя помощь" - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7 - 8 лет;

- "программа ранней помощи" - программа, направленная на обеспечение реализации в регионе комплекса услуг ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации;

- "индивидуальная программа ранней помощи" - программа, в которую включены объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых конкретному ребенку и семье по программе ранней помощи. Индивидуальная программа ранней помощи формируется на бумажном носителе или в форме электронного документа междисциплинарной командой специалистов ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации;

- "междисциплинарная команда специалистов" - группа специалистов, работающих в организации, предоставляющей услуги ранней помощи, и участвующих в разработке и реализации индивидуальной программы ранней помощи. Все решения принимаются ими совместно по итогам обсуждения, при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу. В междисциплинарную команду могут входить специалист в сфере ранней помощи, врачи различных специальностей, психолог, специалист по социальной работе и другие специалисты;

- "специалист в сфере ранней помощи" - специалист, имеющий высшее образование в области дошкольной или специальной педагогики или психологии детей раннего возраста, а также дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации "Ранняя помощь";

- естественные (для ребенка) жизненные ситуации - жизненные ситуации дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников;

Междисциплинарная команда специалистов в процессе работы должна осуществить комплекс профессиональных действий, направленных на:

- оценку соответствия состояния ребенка критериям составления ИПРП;

- мониторинг развития ребенка группы риска;

- проведение оценочных процедур для составления ИПРП;

- разработку, реализацию ИПРП и оценку ее эффективности;

- консультирование специалистов организаций образования, здравоохранения и социального обслуживания по вопросам, связанным с поддержкой развития и адаптации ребенка.

Формирование перечня услуг ранней помощи в регионе предлагается строить исходя из необходимости обеспечения комплексных потребностей ребенка и семьи с учетом базовых (отраслевых) перечней государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в сфере здравоохранения, социальной защиты и образования, посредством выявления детей целевой группы на основе проведения скринингов, профилактических медицинских осмотров, включения ребенка и семьи в программу ранней помощи, предоставления информации о доступных услугах ранней помощи с учетом разработанных критериев включения в программу ранней помощи, координации и содействия в получении услуг ранней помощи, необходимых ребенку и семье, информирования об имеющихся в регионе соответствующих ресурсах, оценки развития ребенка и факторов, влияющих на его развитие в различных сферах.

Выявление детей целевой группы в возрасте до 3 лет осуществляется в следующих организациях и учреждениях:

- организациях здравоохранения (включая женские консультации, организациях родовспоможения [в соответствии с Методическими рекомендациями по профилактике отказов от новорожденных, разработанных Минздравом России, 2014], стационары, детские поликлиники [Приказ Минздравсоцразвития России от 18.01.2006 N 28 "Об организации деятельности врача-педиатра участкового"]);

- организациях системы социальной защиты (социальные службы, центры помощи ребенку и семье), органы опеки и попечительства;

- организациях системы образования (дошкольные образовательные организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогические комиссии);

- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 г. N 481]).

1.2. Родители (законные представители) детей в возрасте до 3 лет могут первично обратиться в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи самостоятельно в случае их обеспокоенности отставанием ребенка в развитии, наличием трудностей в поведении и/или адаптации. <...>

Методические рекомендации
doc 85,50 КБ
Карта сайта