Итоги года в сфере трудовых отношений
28 декабря 2018

Минимальный размер оплаты труда

Повышение минимального размера труда (МРОТ) в 2018 году осуществлялось дважды: с 1 января МРОТ был установлен в сумме 9 489 рублей, с 1 мая – в сумме 11 163 рублей. Таким образом, в 2018 году МРОТ увеличился на 43,1 %. Повышение МРОТ затронуло 3,7 млн работников, в том числе 2,2 млн работников государственных и муниципальных учреждений.

Кроме того, в законодательстве предусмотрен механизм ежегодного (начиная с 1 января 2019 года) установления МРОТ в сумме равной 100 % величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года.

С 1 января 2019 года МРОТ составит 11 280 рублей. 

Индексация заработных плат бюджетников

С 1 января 2018 года на 4 % повышена оплата труда работников бюджетного сектора экономики, занятых в учреждениях федерального подчинения. К таким учреждениям относятся учреждения социальной сферы и науки, а также учреждения гидрометеорологической службы, медико-социальной экспертизы, ветеринарные лаборатории, центры гигиены Роспотребнадзора, спасательные центры МЧС России, центры стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта и другие.

Повышение затронуло свыше 2 млн работников федерального уровня. На эти цели в федеральном бюджете выделено 22,2 млрд рублей.

С 1 января 2018 года региональные и муниципальные власти произвели повышение фонда оплаты труда работников региональных и муниципальных бюджетных учреждений на 4 %.

Федеральным законом от 29 ноября 2018 года № 458-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены финансовые средства на индексацию фонда оплаты труда работников федеральных государственных учреждений на 4,3 % с 1 октября 2019 года. 

Регулирование трудовых отношений

Минтруд России разработал законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации  (в части формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде)» и сопутствующие проекты федеральных законов.

Согласно законопроекту сведения о трудовой деятельности работника (о выполняемой работе и должности, переводах на другую постоянную работу, об увольнении, а также основания прекращения трудового договора) формируются путем передачи работодателем этих сведений в информационную систему Пенсионного фонда России в электронном виде по утверждаемой ПФР форме. В эту форму включаются сведения, содержащиеся в действующей трудовой книжке, за исключением сведений об образовании и награждениях (поощрениях).

Сведения об образовании предлагается не включать, поскольку  работодатели имеют возможность самостоятельно осуществлять соответствующую проверку подлинности данных документов в Федеральном реестре сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении при предъявлении работником при трудоустройстве.

Планируется, что сведения о трудовой деятельности работников работодатели будут передавать в информационную систему ПФР с 1 января 2020 года. При этом, с 1 января 2020 года такие сведения представляются работодателями ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, а с 1 января 2021 года в случаях приема на работу и  увольнения – не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения) или иного документа, являющегося основанием для представления указанных сведений.

Если работник хочет, чтобы параллельно работодатель продолжал вести бумажную трудовую книжку, то необходимо подать соответствующее письменное заявление работодателю. В этом случае бумажная трудовая книжка будет вестись до окончания трудовой деятельности работника. 

Для работников, впервые оформляющихся на работу с 1 января 2021 года, работодатель будет вести сведения о трудовой деятельности только в электронном виде без права подачи работниками заявлений о ведении работодателями их трудовых книжек на бумажном носителе. 

Развитие системы квалификаций

В 2018 году продолжена работа по развитию национальной системы квалификаций.

При Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям образовано 34 совета по профессиональным квалификациям (на базе объединений работодателей) в таких областях как машиностроение, жилищно-коммунальное хозяйство, электроэнергетика, автомобилестроение, информационные технологии, железнодорожный транспорт, наноиндустрия, сварка, лифтовое хозяйство, атомная энергия, индустрия гостеприимства и др.

В настоящее время полномочиями центров оценки квалификации наделено 304 организации в 62 регионах России. Более 22 тыс. соискателей прошли профессиональные экзамены на соответствие квалификации профессиональным стандартам. Гражданам, успешно сдавшим экзамен, выданы свидетельства о квалификации; гражданам, получившим неудовлетворительную оценку при прохождении экзамена, выданы заключения с рекомендациями.

По состоянию на 27 декабря 2018 года утверждено 1225 профессиональных стандартов, которые затрагивают такие основные сферы экономики как машиностроение, энергетика, наноиндустрия, сельское хозяйство, космическая отрасль, атомная промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство,  образование, здравоохранение и ряд других. 

Социальное партнерство

В январе 2018 года подписано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2018 – 2020 годы.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Генеральное соглашение содержит семь разделов, в которых определены совместные действия социальных партнеров в следующих областях:

  • экономическая политика;
  • заработная плата, доходы и уровень жизни населения;
  • развитие рынка труда и содействие занятости населения;
  • социальное страхование, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы;
  • условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность;
  • социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • развитие социального партнерства и координация действия Сторон Соглашения.

В Генеральном соглашении на 2018-2020 годы предусмотрено обязательство сторон обеспечить поддержание минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения и провести консультации по дальнейшему соотношению данных показателей при совершенствовании их содержания.

Также сторонами предлагаются обязательства сторон по реализации мер, направленных на предотвращение возникновения просроченной задолженности по заработной плате, а также защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) или неплатежеспособности организации.

В рамках реализации Генерального соглашения на 2018-2020 годы предусмотрено дальнейшее развитие Национальной системы квалификаций, в том числе на основе активного внедрения профессиональных стандартов, модернизации системы профессионального образования, развитию его технологической базы, системы независимой оценки квалификаций.

В качестве одного из основных государственных приоритетов страны в новом Генеральном соглашении установлено создание достойных рабочих мест, обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения.

Предлагается продолжить и активизировать работу по следующим основным направлениям:

  • модернизация механизма социальной поддержки граждан, потерявших работу, а также проведение консультаций по вопросу внедрения механизма страховых принципов защиты от безработицы и по вопросу установления размера пособия по безработице не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и порядка и сроков его индексации;
  • расширение возможностей трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями;
  • совершенствование регулирования привлечения на рынок труда иностранной рабочей силы с учетом принципа приоритетности трудоустройства граждан Российской Федерации;
  • снижение занятости без оформления трудовых отношений;
  • развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
  • внедрение принципа превентивности при организации работы службы занятости населения в случае возникновения риска высвобождения работников, прежде всего в монопрофильных населенных пунктах;
  • повышение качества государственных услуг в сфере занятости, в том числе эффективности взаимодействия органов службы занятости населения с работодателями и гражданами, ищущими работу.

Одним из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала стороны Генерального соглашения считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Первоочередными задачами в сфере охраны труда являются:

  • внедрение управления профессиональными рисками через выявление и минимизацию рисков, связанных с профессиональной деятельностью или обусловленных производственной средой;
  • устранения причин совершения правонарушений в сфере охраны труда, и сокращения их числа;
  • внедрение передовых достижений в области охраны труда, в том числе лучших мировых практик;
  • формирование культуры безопасного труда и ее внедрение в систему трудовых отношений;
  • повышение мотивации работников к сохранению и укреплению здоровья, ведению здорового образа жизни.
  • В этих целях планируется:
  • внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в целях совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • изменения в госпрограмму «Содействие занятости населения» посредством добавления подпрограммы «Безопасный труд»;
  • увеличение объема сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направляемых работодателями на проведение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (предлагается увеличение с 20 % объема страховых взносов до 30 %). 

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии»

Конкурс проводится Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей. Его основные цели – повышение престижа рабочих профессий, востребованных на рынке труда; пропаганда достижений и передового опыта участников конкурса; содействие в привлечении молодежи для обучения и трудоустройства по рабочим профессиям.

В 2018 году конкурс состоялся в следующих номинациях:

  • «Лучший кондитер» (г. Тамбов, Тамбовская область),
  • «Лучший матрос речного флота» (г. Тольятти, Самарская область),
  • «Лучший лаборант химического анализа» (г. Томск, Томская область),
  • «Лучший дежурный электромонтер ГЭС» (г. Волжский, Волгоградская область),
  • «Лучший оператор по добыче нефти и газа» (г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Призерам конкурса в каждой номинации выплачивается денежное поощрение: 300 тыс. рублей – занявшим первые места, 200 тыс. рублей – занявшим вторые места и 100 тыс. рублей – занявшим третьи места.

Материалы по теме