В целях применения новых подходов к организации федеральной государственной гражданской службы и обеспечению деятельности федеральных государственных гражданских служащих Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2020 г. № 536 установлен порядок организации и требования к проведению экспериментов, направленных на развитие федеральной гражданской службы (далее – эксперимент).
Кроме того, во исполнение пункта 7 плана мероприятий («дорожной карты») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2019 г. № 1646-р, Минтрудом России разработаны Методические рекомендации по проведению экспериментов, направленных на развитие государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – Методические рекомендации).
Методическими рекомендациями раскрываются цели и детализируется процедура проведения экспериментов как в одном, так и в нескольких государственных органах, что позволит более комплексно прорабатывать новые подходы к развитию государственной гражданской службы, в том числе по оптимизации ее структуры и процедур функционирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2021 г. № 721 утверждено Положение о проведении эксперимента по определению соответствия квалификационным требованиям для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы профессионального уровня лиц, претендующих на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы и включение в кадровый резерв федерального государственного органа, с использованием базы оценочных заданий (далее – эксперимент).
Согласно указанному постановлению № 721 эксперимент проводился с 18 мая по 13 августа 2021 г. в следующих федеральных государственных органах:
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
- Министерство энергетики Российской Федерации;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Экспертно-аналитическое сопровождение эксперимента, а также техническую поддержку проведения эксперимента осуществляли РАНХиГС и Минцифры России соответственно.
В порядке достижения цели решены ключевые задачи эксперимента.
Так, в ходе эксперимента проведение оценки соответствия профессионального уровня претендентов на замещение должностей государственной гражданской службы и включение в кадровый резерв квалификационным требованиям для замещения должностей государственной гражданской службы (далее – оценка профессионального уровня претендентов) осуществлялась как в ходе конкурсов на замещение вакантных должностей и включение в кадровый резерв, так и при назначении на должности, конкурс по которой не проводится или может не проводиться.
Апробирован новый подход, позволяющий проводить оценку профессионального уровня претендентов с использованием информационно-коммуникационных технологий, в частности, сервисов федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» (далее - единая система) и единой базы оценочных заданий, сформированной в рамках эксперимента в единой системе.
В качестве методов оценки профессионального уровня претендентов участниками эксперимента использовались тестирование на оценку базовых квалификационных требований, тестирование на оценку квалификационных требования в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, анкетирование, решение практических задач (кейсы), индивидуальное собеседование. В рамках проведения эксперимента претенденты также проходили оценку профессиональных и личностных качеств.
Тестирование на оценку базовых квалификационных требований и тестирование на оценку квалификационных требования в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих проводились в электронном виде с использованием сервисов единой системы и автоматическим подсчетом результатов оценки через личные кабинеты претендентов.
Анкетирование и решение практических задач (кейсов) также проводились в электронном виде с использованием сервисов единой системы посредством формирования и назначения представителем кадровой службы оценочного задания в личные кабинеты претендентов для их прохождения.
По результатам внедрения новых подходов к оценке участниками эксперимента установлена возможность проведения данной процедуры оценки при внеконкурсных процедурах замещения должностей с применением методов оценки профессиональных и личностных качеств, используемых при проведении конкурсов.
Определена целесообразность использования тестирования для оценки базовой квалификации претендентов, а именно уровня владения государственным языком Российской Федерации (русским языком), знаниями основ Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о государственной службе и о противодействии коррупции, знаниями и умениями в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Цель проведения эксперимента достигнута и заключается в проведении апробации и определении целесообразности последующего внедрения процедуры проведения оценки профессионального уровня претендентов, вне зависимости от способа поступления на государственную гражданскую службу с использованием информационно-коммуникационных технологий и единой базы оценочных заданий, сформированной в единой системе.
Положительные результаты проведения эксперимента к применению новых подходов по оценке профессионального уровня претендентов на государственной гражданской службе могут быть распространены на иные государственные органы.