Госдума России одобрила в первом чтении законопроекты по демографии, внесенные Президентом России 6 декабря 2017 года.
Законопроект «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» устанавливает основания и порядок
назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением
(усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением
(усыновлением) второго ребенка.
«Законопроект
предусматривает, что поддержку получат семьи, у которых первый и второй ребенок
родится с 1 января 2018 года, –
отметил Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин, официальный
представитель Президента России при рассмотрении законопроектов в Госдуме
России. – При этом размер
пособия предлагается установить в размере прожиточного минимума ребенка за
второй квартал предыдущего года».
Семья
будет один раз предоставлять данные о доходах за год, предшествующий дате
обращения. Следующий раз нужно будет подавать через год – на оставшиеся для
выплат полгода. Такая схема определена, по словам главы Минтруда России, «чтобы
граждане не обращались ежеквартально или ежемесячно с различными документами в
органы исполнительной власти субъектов».
Как
рассказал Министр, предлагается ввести критерий для предоставления пособий –
среднедушевой доход семьи не должен превышать 1,5-кратную величину прожиточного
минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской
Федерации за второй квартал предыдущего года.
«В
доходах граждан, которые будут оцениваться, предусматриваются лишь текущие
денежные доходы за предыдущий год, деленные на 12 месяцев, с тем, чтобы
получить среднемесячный доход, – сообщил Максим Топилин. – В законопроекте
мы не предусматривали учет доходов от вкладов в банках, от сдачи имущества в
аренду, то есть только доходы, связанные с осуществлением текущей деятельности:
заработная плата, пенсии, пособия».
«За
пособием на первого ребенка родители будут обращаться в органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, – отметил руководитель министерства. –
За пособием на второго ребенка граждане будут обращаться в органы Пенсионного
фонда одновременно с заявлением на материнский (семейный) капитал, который, как
вы знаете, предоставляется при рождении второго ребенка».
По
оценке Минтруда России, расходы федерального бюджета на выплаты пособий при
рождении первого ребенка и на выплаты при рождении второго ребенка составят: в
2018 году – 21,4 млрд рублей и 24,6 млрд рублей соответственно, в 2019 году –
55,1 млрд рублей и 63,4 млрд рублей соответственно, в 2020
году – 68 млрд рублей и 78,2 млрд рублей соответственно.
«Средства
на эти цели предусмотрены в федеральном бюджете на 2018-2020 годы, – заявил Министр Максим Топилин. – Сейчас мы с Министерством
финансов отрабатываем схему доведения этих средств до субъектов и Пенсионного
фонда. Это все должно быть осуществлено до конца текущего года».
По
его словам, законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных
мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает
две позиции: продление материнского капитала на три года – на 2019-2021 годы, и
возможность направления средств материнского (семейного) капитала на оплату
образовательных услуг сразу после рождения ребенка. В настоящее время потратить
средства маткапитала на образование детей можно лишь после достижения вторым
ребенком возраста трех лет.
Дополнительные
общие расходы федерального бюджета на реализацию законопроекта составят в 2018
году 1 млрд рублей (на оплату образовательных услуг для детей), в 2019
году – 37,9 млрд рублей, в 2020 году – 69,7 млрд рублей.
Отвечая
на вопрос о целесообразности реализации демографических мер лишь в регионах с
неблагополучной демографической ситуацией, Министр Максим Топилин
отметил, что Правительство России дифференцированно подходит к мерам поддержки,
вводимым Федерацией.
«Когда
шла речь о введении материнского (семейного) капитала в 2007 году, мы исходили
из того, что рождения вторых детей нужно стимулировать безусловно, везде: во
всех регионах, по всей стране, – подчеркнул он. – Тогда стояла задача прорыва в
сфере демографии, потому что суммарный коэффициент рождаемости, я
напомню, в 2006 году был 1,3, сегодня это 1,7. То есть у нас вообще
вторые дети не рождались».
«Когда
вводилось пособие на третьего ребенка в 2012 году, и в 2013 году эта программа
начала реализовываться, здесь принималось решение идти через регионы, в которых
низкий суммарный коэффициент рождаемости и, соответственно, плохие показатели
по смертности, – пояснил Министр. – Именно эти регионы вводят пособие на
третьего ребенка, а Федерация субсидирует».
Глава
Минтруда России также особо отметил, что «меры демографической политики
работают лишь тогда, когда они постоянно обновляются и добавляются». «В 2007
году были инициативы, очень эффективно сработавшие: это материнский (семейный)
капитал, строительство перинатальных центров, введение пособий для
незастрахованных граждан и увеличение пособий застрахованным, – напомнил
он. – В 2010 году это земельные участки при рождении третьих детей и
материнский капитал на уровне региона. В 2012-2013 годах это программа садов
для детей от трех до семи лет и программа поддержки третьих детей на уровне
прожиточного минимума ребенка в регионе».
Максим
Топилин также подчеркнул, что пакет демографических мер, предложенный
Президентом России, включает больше мер, чем обозначено в двух представленных
законопроектах. «Это не только выплата пособий, но и строительство детских
садов и яслей, льготное ипотечное кредитование в размере 6 процентов, вопросы
детского здравоохранения», – отметил он.
«Мы очень рассчитываем, что этот пакет мер позволит нам стабилизировать ситуацию с рождаемостью и ситуацию по суммарному коэффициенту рождаемости», – заключил Министр.