5 мая отмечается Международный день борьбы за права инвалидов
05 мая 2015

Оказание инвалидам необходимой поддержки и содействия в более полной интеграции в общество рассматривается Российской Федерацией как важнейшая задача деятельности в социальной сфере.

В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. По истечении двух лет, в 2014 году, в Комитет ООН по правам инвалидов направлен первоначальный доклад.

В период подготовки и после ратификации Конвенции принят ряд мер по улучшению правового и экономического положения инвалидов. Основным планирующим и организационным документом в этой работе является государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы. Мероприятия программы будут дополнены и продолжены на период 2016 – 2020 годов.

Реализация государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы позволила сформировать методологическую базу для поэтапной работы на всех уровнях по обеспечению доступности для инвалидов приоритетных объектов. С учетом пилотных проектов проведена их паспортизация, разработаны и реализуются с федеральным софинансированием региональные программы создания безбарьерной среды в 75 субъектах Российской Федерации.

Значительный опыт формирования комфортной для инвалидов среды жизнедеятельности получен при подготовке к Паралимпийским играм 2014 года в г. Сочи и Сурдлимпийским играм 2015 года в г. Ханты-Мансийске.

Положительно сказалось на формирование толерантного отношения общества к проблемам инвалидности проведение общественно-просветительной компании, в том числе информационные мероприятия о Паралимпийских чемпионах.

В настоящее время в Российской Федерации завершается разработка новой государственной программы «Доступная среда» на период до 2020 года. В ней предусматривается продолжить системную работу, направленную на устранение препятствий и барьеров во всех наиболее значимых для инвалидов сферах жизнедеятельности.

Наряду с продолжением формирования доступной среды для инвалидов, в проекте госпрограммы предусматривается комплекс мероприятий по созданию системы организаций и методик, обеспечивающих проведение реабилитационного и абилитационного процессов на самом современном уровне.

Программой также планируются меры, направленные на повышение уровня профессионального образования и последующего трудоустройства инвалидов с учетом лучшего мирового опыта.

В соответствии с требованиями Президента Российской Федерации в программу включены мероприятия по формированию отрасли производства товаров для инвалидов в соответствии с принципом «универсального дизайна».

Проводится и будет продолжена работа по поэтапному приведению законодательства в соответствии с Конвенцией.

В 2013 году в Российской Федерации изменено законодательство, и начата реализация более широкого перечня условий доступности для инвалидов воздушных перевозок. Повышены требования к доступности аэропортов и воздушных судов для инвалидов, определены обязательные услуги при регистрации на рейс при обеспечении посадки в воздушное судно и высадки из него, а также в ходе полета.

В 2012 году существенно повышен статус русского жестового языка и расширены сферы его использования в соответствие с требованиями Конвенции о правах инвалидов. Это продиктовано тем, что данная проблема относится к числу наиболее жизненно важных для 190 тысяч инвалидов по слуху и слабослышащих граждан, для которых жестовый язык является основным средством общения.

Законодательно расширены возможности государственной поддержки общественных организаций инвалидов как со стороны органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Предусмотрено, в частности,  возможность предоставления им в безвозмездное пользование имущества (в том числе зданий, нежилых помещений, используемых ими не менее 5 лет).

В действующем законодательстве о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов оптимизирован механизм применения установленных квот, понижен порог численности со 100 до 35 работников, при которой устанавливается квота по трудоустройству инвалидов. Определены основные требования к оснащению специальных рабочих мест для инвалидов.

В сфере избирательного права установлены дополнительные требования для обеспечения инвалидам доступности информации в ходе избирательных кампаний и особенности реализации их прав при голосовании на выборах всех уровней.

Большое внимание уделено обеспечению равных возможностей и реализации особых потребностей инвалидов в ходе реформы системы образования. В базовом законе об образовании впервые предусмотрен отдельный блок норм, посвященный организации обучения инвалидов, как в частности, инклюзивном, так и в коррекционном, дистанционном и надомном режимах. Данным законом установлены конкретные специальные условия доступности образования для инвалидов.

В конце 2014 года принят системный Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Законом вносятся системные изменения в 25 федеральных законов, регулирующих правоотношения в приоритетных сферах жизнедеятельности, в том числе социальной защиты, занятости, культуры, здравоохранения, транспорта, связи и информации, доступа к правосудию и избирательному процессу, жилищно-коммунального сектора и пенитенциарной системы.

Законом заложена основа для установления и развития в Российской Федерации антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов. До ратификации Конвенции и принятия закона в российском законодательстве отсутствовало общее для всех сфер правового регулирования определение понятия «дискриминации по признаку инвалидности». Впервые дается такое определение и устанавливается механизм, позволяющий, в частности, оценивать бездействие по созданию безбарьерной среды как проявление дискриминации по признаку инвалидности.

С этой целью Законом определяются основные условия доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и оказываемых услуг и устанавливается дифференцированный подход к их обеспечению в зависимости от нарушенных функций организма и от отраслевой специфики объектов и услуг.

Такой подход позволяет обеспечить единое понимание всеми участниками предоставления и получения услуг в сфере социального обслуживания, культуры, транспорта, связи и информации, избирательной системы своих действий по обеспечению условий доступности и оказанию инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Закон содержит базовые нормы, направленные на формирование системы оказания инвалидам помощи при пользовании объектами и получении услуг.

Законом установлена корреспондирующая с нормами Конвенции система полномочий органов власти по определению и соблюдению порядков обеспечения для инвалидов условий доступности объектов, услуг и информации наравне с другими лицами.

Закон вступает в силу с 1 января 2016 года. Для реализации его норм Правительством Российской Федерации, федеральными министерствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации будут приняты более 50 нормативных правовых актов, содержащих правила обеспечения условий доступности объектов и услуг для инвалидов, оказания им необходимой помощи.

Законом установлено, что все вновь вводимые в эксплуатацию объекты должны полностью соответствовать требованиям доступности.

Что касается действующих объектов, транспорта, средств индивидуальной мобильности, то для этого Законом вводится механизм поэтапного их доведения до уровня требований законодательства, для чего устанавливается переходный период. В течение этого переходного периода федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления будут реализовываться планы мероприятий («дорожные карты») по повышению доступности для инвалидов всех действующих объектов и услуг до уровня требований Конвенции и Закона.

В настоящее время органами исполнительной власти и местного самоуправления уже начата работа по разработке и утверждению указанных планом мероприятий («дорожных карт»).

Важным требованием Закона является то, что все органы власти и организации обязаны проводить инструктаж специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам оказания им услуг в доступных форматах с учетом нарушенных функций организма.

В соответствии с Законом в качестве единого механизма персонифицированной оценки эффективности процесса реабилитации и интеграции инвалидов будет создан федеральный реестр инвалидов.

Формирование и использование федерального реестра инвалидов позволит оценивать эффективность деятельности органов государственной власти по улучшению их положения, совершенствовать национальное законодательство и определять основные задачи политики в сфере социальной защиты инвалидов. 

Материалы по теме