Минтруд России подготовил проект приказа об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2019 года.

«Данный документ утверждает размер прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, фактически сложившийся за четвертый квартал 2019 года», – пояснил на брифинге Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

Величина прожиточного минимума рассчитана в соответствии с нормами Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на основании потребительской корзины и данных Росстата о потребительских ценах на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

По расчетам, фактически сложившаяся величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2019 года составляет на душу населения 10609 рублей, для трудоспособного населения –11510 рублей, пенсионеров – 8788 рублей, детей – 10383 рублей. Величина прожиточного минимума за IV квартал 2019 года по отношению к III кварталу 2019 года уменьшилась на душу населения на 3,7 %, для трудоспособного населения – на 3,6 %, для пенсионеров – на 3,3 %, для детей – 4,2 %.

Глава Минтруда России обозначил, что снижение величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2019 года по сравнению с предыдущим кварталом соответствует изменению фактических потребительских цен на продукты питания, входящих в состав потребительской корзины, и обусловлено сезонным фактором. «Действительно, мы видим, что прожиточный минимум за четвертый квартал на 3,7 % ниже, чем уровень аналогичного показателя за третий квартал 2019 года. Это связано, в первую очередь, с сезонным изменением стоимости отдельных продуктов питания, которые входят в состав потребительской корзины. Это в основном фрукты, овощи и картофель, – отметил Антон Котяков. – Соответственно, анализируя динамику данного показателя за последние пять-шесть лет, мы можем увидеть, что эта ситуация является уже сложившейся практикой, когда в силу сезонного изменения стоимости отдельных продуктов питания происходит изменение размера прожиточного минимума. То есть мы традиционно видим за последние пять лет, что размер прожиточного минимума в четвертом квартале ниже, чем в третьем. В качестве примера приведу, что в 2015 году размер прожиточного минимума в четвертом квартале был ниже аналогичного размера в третьем квартале на 2,3 %, в 2016 году – на 2 %, в 2017 году – на 5,2 %, в 2018 году – на 3,3 %».

Министр сообщил, что величина прожиточного минимума за IV квартал 2019 года выросла по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и превысила уровень инфляции. «Если мы сопоставим размер прожиточного минимума за четвертый квартал 2019 года с размером прожиточного минимума за четвертый квартал 2018 года, то увидим, что эта величина выросла на 3,9 %. То есть это чуть выше, чем показатель инфляции, который сложился в четвертом квартале 2019 года по отношению к аналогичному периоду 2018 года», – сказал он.

«Мы не изменяем структуру прожиточного минимума, мы фиксируем только ту стоимость, которая сложилась по факту, по завершению четвертого квартала 2019 года, – подчеркнул руководитель министерства. – Краткосрочное влияние цен наблюдается ежегодно, при этом этот уровень прожиточного минимума учитывается нами для определения уровня бедности в нашей стране».

«Независимо от пересмотра методики формирования и структуры прожиточного минимума мы никогда не уйдем от ценовых колебаний внутри финансового года. Это обусловлено экономическими реалиями в силу уборки урожая в третьем квартале, формирования повышенного предложения на рынке и, соответственно, снижения стоимости на отдельные продукты питания, поэтому при сохранении подходов к ежеквартальному определению размера прожиточного минимума, мы никуда не сможем уйти от сезонных колебаний внутри одного года», – добавил Антон Котяков.

Министр также дал пояснения относительно взаимосвязи прожиточного минимума с размерами различных социальных выплат и гарантий. «Отмечу, что обоснования размера социальных выплат и для определения основных параметров расходной части, которую предусматриваем для осуществления этих социальных выплат, мы используем среднегодовое значение прожиточного минимума. Для определения такого важного показателя как минимальный размер оплаты труда мы традиционно используем размер прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предшествующего года. Если мы посмотрим с вами динамику, мы увидим, что минимальный размер оплаты труда на 2020 год соответствует размеру прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал 2019 года: сумма составляет 12 130 рублей», – рассказал он.

«Размер прожиточного минимума, который будет установлен за четвертый квартал, не применяется при назначении мер социальной поддержки. Во всех параметрах выплат мы используем среднегодовое значение», – сообщил руководитель ведомства.

Глава Минтруда России добавил, что в связи с уменьшением величины прожиточного минимума социальные выплаты не пересчитываются в сторону уменьшения. «В субъектах Российской Федерации очень часто используется так называемая защитная норма, когда в случае если происходит снижение показателя прожиточного минимума, то меры социальной поддержки не пересчитываются, а используется показатель предыдущего периода», – сказал он.

Антон Котяков проинформировал журналистов о подготовке проекта новой потребительской корзины. Министр рассказал, что ведомство продолжает двигаться с точки зрения совершенствования методологии определения потребительской корзины и прожиточного минимума. «Срок, когда мы должны прийти к новой структуре потребительской корзины – это 1 января 2021 года, – сообщил он. – Создана рабочая группа в Министерстве труда, в которую вошли ведущие эксперты в этой области». По его словам, в работе по изменению состава потребительской корзины также помогают специалисты сферы здравоохранения.

Министр  отметил, что новая потребительская корзина будет приближена к рациональным нормам здорового питания. «На сегодняшний день эксперты высказываются о целесообразности изменения отдельной группы продуктов питания, входящей в потребительскую корзину. То есть с учетом общего тренда на увеличение продолжительности жизни, изменения подходов к здоровому образу жизни специалисты Министерства здравоохранения и сферы здравоохранения высказываются о целесообразности перевода части продуктов питания в плоскость более здорового питания. Поэтому вполне вероятно, что набор продуктов питания и их количественные параметры внутри потребительской корзины изменятся», – сказал Антон Котяков.