«Приоритетные направления деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2008-2010 годы»

Утверждены решением заседания Попечительского совета Фонда от 16 октября 2008 года.

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

25 августа 2008 г. Фонд зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Настоящие Приоритетные направления деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовлены во исполнение положений Устава Фонда для обеспечения достижения целей и выполнения основных задач Фонда.

Документ определяет основные направления работы Фонда, группы населения, которым помощь будет оказываться в приоритетном порядке, основные принципы и механизмы деятельности Фонда по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

1. Введение

1.1. Проблемы, требующие принятия неотложных мер по улучшению положения детей

В последние годы деятельность по улучшению положения детей значительно активизировалась как в содержательном плане, так и в ресурсном обеспечении. В большинстве случаев новые меры поддержки адресованы детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В ряде регионов и учреждений выработаны и успешно применяются новые эффективные методики профилактики социального сиротства, безнадзорности детей, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной реабилитации детей-инвалидов, помощи семьям и детям в трудной жизненной ситуации.

Несмотря на это, фундаментальные условия социального благополучия детей, такие как соблюдение права ребенка жить и воспитываться в семье, права детей на защиту от нищеты и лишений, жестокого обращения в семье, права детей-инвалидов на социальную интеграцию и всестороннее развитие без какой-либо дискриминации, права детей, находящихся в конфликте с законом, на социальную реабилитацию, в полной мере пока не обеспечены.

1.2. Причинами этого являются:

долговременный характер проблем, обусловленный неблагоприятной социально-экономической ситуацией в России в конце XX века;

передача полномочий по социальной поддержке детей и семей с детьми субъектам Российской Федерации в условиях больших различий в уровнях экономического развития российских регионов при отсутствии эффективного механизма координации деятельности регионов по этим направлениям, выявления, распространения и внедрения лучшего опыта работы;

дефицит средств региональных бюджетов, препятствующий выделению достаточных финансовых ресурсов, необходимых для перехода к эффективным моделям организации профилактики попадания детей в трудную жизненную ситуацию и их социальной защиты.

1.3. В результате:

растет семейное неблагополучие и число лишений родительских прав;

на учете в органах социальной защиты населения в 2007 г. состояло 274,8 тыс. семей в трудной жизненной ситуации, в которых воспитывалось 489,5 тыс. детей;

в 2007 г. численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, составила 77,4 тыс. человек или 145,9% к уровню 2000 г.; число удовлетворенных исков по делам о лишении родительских прав возросло по сравнению с 2000 г. на 52,8% и составило 65,6 тыс.;

остается высоким число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

на конец 2007 г. учтено 712,1 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (из них 570,7 тыс. детей, воспитывается в семьях усыновителей, опекунов, приемных родителей); ежегодно выявляется более 120 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

значительное число детей-сирот по-прежнему воспитывается в интернатных учреждениях, что лишает таких детей возможности успешной социализации;

численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях различного типа, составила в 2007 г. 156 тыс. человек или 0,59% численности детского населения (0-17 лет). Для сравнения – в 1990 г. этот показатель составлял 0,35%, в 2000 г. – 0,55%, в 2004-2005 гг. – 0,65%;

дети подвергаются преступным посягательствам взрослых, в том числе членов семьи; не снижается численность родителей, состоящих на учете в органах внутренних дел в связи с ненадлежащим воспитанием детей;

по данным МВД России в 2007 г. зарегистрировано более 161,6 тыс. несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, 2,5 тыс. из них погибло, а 2,8 тыс. получило тяжкий вред здоровью;

на конец 2007 г. на учете в органах внутренних дел состояло 172,6 тыс. родителей или законных представителей несовершеннолетних, отрицательно влияющих на детей. Также на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состояло 334,4 тыс. детей и подростков;

высок уровень подростковой преступности и правонарушений, вовлечения детей в преступную деятельность.

в 2007 г. органами милиции учтено 132 тыс. детей и подростков, совершивших преступления. При этом уровень преступности среди подростков 14-15 лет составил 1,22% (в 2002 г. – 0,8%), среди подростков 16-17 лет - 2,4% (в 2002 г. – 1,98%).

2. Миссия Фонда

Создание нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми.

Деятельность Фонда должна содействовать выполнению политических задач, выдвинутых в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 и 2007 годах, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года, улучшению демографической ситуации и положению детей и семей с детьми.

3. Ниша Фонда (отличие от действующих институтов):

содействие развитию межведомственной и межсекторной координации в решении проблем детского неблагополучия как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, выработка успешных моделей построения такой работы на местном уровне (создание реальной сети безопасности для ребенка);

выявление, распространение и поддержка лучших практик работы;

продвижение программно-целевого подхода в решении задач по улучшению положения детей;

целенаправленное содействие инфраструктурным изменениям, необходимым для сокращения распространенности детского неблагополучия;

содействие сокращению разрыва между территориями в организации социальной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

поддержка профессиональных сообществ специалистов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

4. Основные направления работы Фонда:

реализация программ поддержки детей в трудной жизненной ситуации;

привлечение финансовых средств для выполнения уставных задач.

5. Реализация программ поддержки детей в трудной жизненной ситуации

5.1. Приоритетные программные направления:

профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество;

социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.

5.2. Принципы работы с целевыми группами программ:

работа с ребенком через семью;

профилактика и раннее выявление социального неблагополучия ребенка, семьи;

индивидуальное социальное сопровождение ребенка, семьи, формирование института сопровождения сложных жизненных ситуаций.

5.3. Финансирование программ следующих уровней:

системные долговременные программы по приоритетным направлениям работы Фонда при участии в них субъектов Российской Федерации в соответствии со сформированными критериями; ротация регионов-участников программ; поэтапное расширение перечня программ.

Минимальная продолжительность программы для субъекта Российской Федерации - 3-4 года. Минимальное число регионов, участвующих в программе на первом этапе – 10-15. При последовательном поэтапном включении в программу большей части субъектов Российской Федерации в соответствии с принципом ротации общая продолжительность программы до 6-8 лет.

программы (проекты) субъектов Российской Федерации, реализуемые как государственными, так и некоммерческими организациями, при формировании в рамках таких программ эффективных путей решения проблем детского неблагополучия.

Продолжительность программ (проектов) – от 2 до 3 лет.

программы (проекты) «экспериментальных площадок» (муниципальных образований, учреждений и организаций, в том числе некоммерческих) для практической отработки новых моделей и методик работы с детьми, родителями, специалистами и иным аспектам улучшения положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Продолжительность проектов – от 1 до 3 лет.

собственные программы (проекты) Фонда, обеспечивающие обобщение и распространение положительного опыта, экспертно-аналитическое сопровождение системных изменений в деятельности по улучшению положения детей, содействующих внедрению эффективных моделей в практику управления.

5.4. Подходы к формированию системных долговременных программ:

общенациональный характер стоящей задачи;

необходимость изменений инфраструктуры;

межведомственный подход, взаимодействие с институтами гражданского общества;

долговременный социально-экономический эффект при достижении цели программы.

5.5. Подходы к отбору программ (проектов) субъектов Российской Федерации для финансирования их Фондом:

конкурсный отбор программ на основе разработанных формализованных требований, максимальная простота и прозрачность конкурсных процедур;

комплексный характер программ, нацеленность на укрупненные темы (зонтичный характер программ);

эффективность программ и четкая обоснованность получения заявленного результата;

возможность тиражирования программ (опыт должен быть воспроизводим при применении предлагаемой программой технологии работы);

участие неправительственных организаций (добровольческих, благотворительных, иных общественных организаций), работающих в сфере поддержки семей и детей в трудной жизненной ситуации;

поддержка семей и детей услугами, направленными на укрепление собственного потенциала семей;

долевое финансирование программ (не менее 70-80% общего объема бюджета программы) за счет средств субъектов Российской Федерации и привлеченных ими средств партнеров из числа коммерческих и некоммерческих организаций;

обязательства по продолжению программ после прекращения финансирования программ Фондом (обеспечение устойчивости программ).

5.6. Подходы к отбору «экспериментальных площадок» для финансирования их Фондом:

разработка инновационных методик, технологий и моделей работы по приоритетным направлениям деятельности Фонда;

практическая значимость предлагаемой программы (проекта) с точки зрения решения проблем ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию;

запрос на финансирование программы (проекта) Фондом в объеме не более 2 млн. рублей.

5.7. Подходы к формированию собственных программ Фонда:

выявление факторов, обусловливающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию (собственные исследования, постоянные консультации с экспертным сообществом, включая создание постоянно действующего экспертного совета при Фонде);

выявление, поддержка и распространение лучших практик работы;

продвижение современных управленческих технологий, обеспечивающих системное проектирование и постоянное обучение кадров;

поддержка становления и укрепления профессиональных сообществ специалистов, оказывающих помощь детям и семьям в трудных жизненных ситуациях (проведение обучения, съездов, конференций и пр.);

поддержка инициатив общественных объединений, добровольческих сообществ, деятельность которых направлена на поддержку детей и соответствует приоритетным направлениям деятельности Фонда;

формирование позитивного и конструктивного отношения общества к детям в трудной жизненной ситуации (детям-сиротам, детям-инвалидам, детям-правонарушителям и пр.) – работа со СМИ, сообществами предпринимателей, использование возможностей Интернета (создание сайта и пр.);

оказание экстренной помощи детям в случаях природных и техногенных катастроф, в иных чрезвычайных ситуациях;

создание ресурсного центра новых эффективных методик и технологий по работе с детьми в трудной жизненной ситуации, профилактике семейного неблагополучия.

6. Привлечение финансовых средств для выполнения уставных задач

6.1. Приоритетные направления деятельности Фонда по привлечению финансовых средств:

формирование пула благотворителей из числа корпораций и физических лиц;

формирование целевого капитала;

эффективное размещение финансовых средств.

6.2. Реализация указанных приоритетов основана на следующих принципах:

информированность благотворителей о целях, задачах Фонда и конкретных результатах использования пожертвований;

прозрачность финансовой деятельности Фонда, ежегодная публикация финансового отчета и отчета по реализованным программам;

получение максимально возможной прибыли от размещения финансовых средств Фонда при обеспечении гарантии их сохранности.