Утверждены решением заседания Попечительского совета Фонда от 16 октября 2008 года.
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта
25 августа
Настоящие Приоритетные направления деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовлены во исполнение положений Устава Фонда для обеспечения достижения целей и выполнения основных задач Фонда.
Документ определяет основные направления работы Фонда, группы населения, которым помощь будет оказываться в приоритетном порядке, основные принципы и механизмы деятельности Фонда по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
1. Введение
1.1. Проблемы, требующие принятия неотложных мер по улучшению положения детей
В последние годы деятельность по улучшению положения детей значительно активизировалась как в содержательном плане, так и в ресурсном обеспечении. В большинстве случаев новые меры поддержки адресованы детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В ряде регионов и учреждений выработаны и успешно применяются новые эффективные методики профилактики социального сиротства, безнадзорности детей, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной реабилитации детей-инвалидов, помощи семьям и детям в трудной жизненной ситуации.
Несмотря на это, фундаментальные условия социального благополучия детей, такие как соблюдение права ребенка жить и воспитываться в семье, права детей на защиту от нищеты и лишений, жестокого обращения в семье, права детей-инвалидов на социальную интеграцию и всестороннее развитие без какой-либо дискриминации, права детей, находящихся в конфликте с законом, на социальную реабилитацию, в полной мере пока не обеспечены.
1.2. Причинами этого являются:
долговременный характер проблем, обусловленный неблагоприятной социально-экономической ситуацией в России в конце XX века;
передача полномочий по социальной поддержке детей и семей с детьми субъектам Российской Федерации в условиях больших различий в уровнях экономического развития российских регионов при отсутствии эффективного механизма координации деятельности регионов по этим направлениям, выявления, распространения и внедрения лучшего опыта работы;
дефицит средств региональных бюджетов, препятствующий выделению достаточных финансовых ресурсов, необходимых для перехода к эффективным моделям организации профилактики попадания детей в трудную жизненную ситуацию и их социальной защиты.
1.3. В результате:
растет семейное неблагополучие и число лишений родительских прав;
на учете в органах социальной защиты населения в
в
остается высоким число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
на конец
значительное число детей-сирот по-прежнему воспитывается в интернатных учреждениях, что лишает таких детей возможности успешной социализации;
численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях различного типа, составила в
дети подвергаются преступным посягательствам взрослых, в том числе членов семьи; не снижается численность родителей, состоящих на учете в органах внутренних дел в связи с ненадлежащим воспитанием детей;
по данным МВД России в
на конец
высок уровень подростковой преступности и правонарушений, вовлечения детей в преступную деятельность.
в
2. Миссия Фонда
Создание нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми.
Деятельность Фонда должна содействовать выполнению политических задач, выдвинутых в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 и 2007 годах, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года, улучшению демографической ситуации и положению детей и семей с детьми.
3. Ниша Фонда (отличие от действующих институтов):
содействие развитию межведомственной и межсекторной координации в решении проблем детского неблагополучия как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, выработка успешных моделей построения такой работы на местном уровне (создание реальной сети безопасности для ребенка);
выявление, распространение и поддержка лучших практик работы;
продвижение программно-целевого подхода в решении задач по улучшению положения детей;
целенаправленное содействие инфраструктурным изменениям, необходимым для сокращения распространенности детского неблагополучия;
содействие сокращению разрыва между территориями в организации социальной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;
поддержка профессиональных сообществ специалистов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
4. Основные направления работы Фонда:
реализация программ поддержки детей в трудной жизненной ситуации;
привлечение финансовых средств для выполнения уставных задач.
5. Реализация программ поддержки детей в трудной жизненной ситуации
5.1. Приоритетные программные направления:
профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество;
социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.
5.2. Принципы работы с целевыми группами программ:
работа с ребенком через семью;
профилактика и раннее выявление социального неблагополучия ребенка, семьи;
индивидуальное социальное сопровождение ребенка, семьи, формирование института сопровождения сложных жизненных ситуаций.
5.3. Финансирование программ следующих уровней:
системные долговременные программы по приоритетным направлениям работы Фонда при участии в них субъектов Российской Федерации в соответствии со сформированными критериями; ротация регионов-участников программ; поэтапное расширение перечня программ.
Минимальная продолжительность программы для субъекта Российской Федерации - 3-4 года. Минимальное число регионов, участвующих в программе на первом этапе – 10-15. При последовательном поэтапном включении в программу большей части субъектов Российской Федерации в соответствии с принципом ротации общая продолжительность программы до 6-8 лет.
программы (проекты) субъектов Российской Федерации, реализуемые как государственными, так и некоммерческими организациями, при формировании в рамках таких программ эффективных путей решения проблем детского неблагополучия.
Продолжительность программ (проектов) – от 2 до 3 лет.
программы (проекты) «экспериментальных площадок» (муниципальных образований, учреждений и организаций, в том числе некоммерческих) для практической отработки новых моделей и методик работы с детьми, родителями, специалистами и иным аспектам улучшения положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Продолжительность проектов – от 1 до 3 лет.
собственные программы (проекты) Фонда, обеспечивающие обобщение и распространение положительного опыта, экспертно-аналитическое сопровождение системных изменений в деятельности по улучшению положения детей, содействующих внедрению эффективных моделей в практику управления.
5.4. Подходы к формированию системных долговременных программ:
общенациональный характер стоящей задачи;
необходимость изменений инфраструктуры;
межведомственный подход, взаимодействие с институтами гражданского общества;
долговременный социально-экономический эффект при достижении цели программы.
5.5. Подходы к отбору программ (проектов) субъектов Российской Федерации для финансирования их Фондом:
конкурсный отбор программ на основе разработанных формализованных требований, максимальная простота и прозрачность конкурсных процедур;
комплексный характер программ, нацеленность на укрупненные темы (зонтичный характер программ);
эффективность программ и четкая обоснованность получения заявленного результата;
возможность тиражирования программ (опыт должен быть воспроизводим при применении предлагаемой программой технологии работы);
участие неправительственных организаций (добровольческих, благотворительных, иных общественных организаций), работающих в сфере поддержки семей и детей в трудной жизненной ситуации;
поддержка семей и детей услугами, направленными на укрепление собственного потенциала семей;
долевое финансирование программ (не менее 70-80% общего объема бюджета программы) за счет средств субъектов Российской Федерации и привлеченных ими средств партнеров из числа коммерческих и некоммерческих организаций;
обязательства по продолжению программ после прекращения финансирования программ Фондом (обеспечение устойчивости программ).
5.6. Подходы к отбору «экспериментальных площадок» для финансирования их Фондом:
разработка инновационных методик, технологий и моделей работы по приоритетным направлениям деятельности Фонда;
практическая значимость предлагаемой программы (проекта) с точки зрения решения проблем ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию;
запрос на финансирование программы (проекта) Фондом в объеме не более 2 млн. рублей.
5.7. Подходы к формированию собственных программ Фонда:
выявление факторов, обусловливающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию (собственные исследования, постоянные консультации с экспертным сообществом, включая создание постоянно действующего экспертного совета при Фонде);
выявление, поддержка и распространение лучших практик работы;
продвижение современных управленческих технологий, обеспечивающих системное проектирование и постоянное обучение кадров;
поддержка становления и укрепления профессиональных сообществ специалистов, оказывающих помощь детям и семьям в трудных жизненных ситуациях (проведение обучения, съездов, конференций и пр.);
поддержка инициатив общественных объединений, добровольческих сообществ, деятельность которых направлена на поддержку детей и соответствует приоритетным направлениям деятельности Фонда;
формирование позитивного и конструктивного отношения общества к детям в трудной жизненной ситуации (детям-сиротам, детям-инвалидам, детям-правонарушителям и пр.) – работа со СМИ, сообществами предпринимателей, использование возможностей Интернета (создание сайта и пр.);
оказание экстренной помощи детям в случаях природных и техногенных катастроф, в иных чрезвычайных ситуациях;
создание ресурсного центра новых эффективных методик и технологий по работе с детьми в трудной жизненной ситуации, профилактике семейного неблагополучия.
6. Привлечение финансовых средств для выполнения уставных задач
6.1. Приоритетные направления деятельности Фонда по привлечению финансовых средств:
формирование пула благотворителей из числа корпораций и физических лиц;
формирование целевого капитала;
эффективное размещение финансовых средств.
6.2. Реализация указанных приоритетов основана на следующих принципах:
информированность благотворителей о целях, задачах Фонда и конкретных результатах использования пожертвований;
прозрачность финансовой деятельности Фонда, ежегодная публикация финансового отчета и отчета по реализованным программам;
получение максимально возможной прибыли от размещения финансовых средств Фонда при обеспечении гарантии их сохранности.