Министр Максим Топилин на пленарном заседании Госдумы России – об изменениях в пенсионном законодательстве
19 июля 2018

Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина на пленарном заседании Государственной Думы Российской Федерации 

Топилин М. А., официальный  представитель  Правительства  Российской Федерации  Министр труда и социальной  защиты Российской Федерации.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы. Вынося на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" хотел бы обратить ваше принципиальное внимание на то, что данный законопроект преследует своей целью, прежде всего, увеличение роста пенсий неработающим пенсионерам и сохранение в перспективе страховых основ, страховых принципов пенсионной системы в Российской Федерации.

Я напомню, что последние годы мы с вами очень часто дискутировали и принимали решение по поводу индексации пенсий, были периоды, когда нам приходилось индексировать пенсию ниже уровня инфляции и потом компенсировать это различными дополнительными мерами.

В прошлом году мы принимали решение о некотором опережающем размере индексации пенсий для неработающих пенсионеров с 1 января текущего 2018 года и вопрос о том, что пенсии стали отставать от динамики прожиточного минимума, размеры пенсий остаются на таком достаточно неудовлетворяющем нас уровне, он все время стоял перед нами и мы всегда искали конструкции для того, чтобы выйти из этой ситуации. Последние годы пенсии индексировались, как правило, меньше, чем на 500 рублей в год для неработающих пенсионеров, и это не всегда даже в среднем компенсировало параметры инфляции.

Означает ли, что в Пенсионном фонде есть какие-то проблемы, не хватает финансовых ресурсов? Нет, такой проблемы нет, Пенсионный фонд имеет эти ресурсы, но эти ресурсы позволяют лишь вот поддерживать максимально эти соотношения, но не позволяют нам сделать никаких прорывных решений для того, чтобы обеспечить уровень пенсионного страхования в России. Если не принимать этого решения, то мы будем оставаться именно в такой ситуации.

Что позволит сделать законопроект? Законопроект, его принятие позволят нам обеспечить, начиная с 2019 года, увеличение пенсий неработающим пенсионерам в среднем на тысячу рублей в среднегодовом исчислении – это 12 тысяч рублей в год. Когда я говорю "в среднем", это очень важно, потому что конкретная прибавка каждому пенсионеру будет соответствовать его пенсии, и будет пропорциональный рост.

В 2019 году, по нашим расчетам, увеличение пенсий, вот эта тысяча рублей в среднем, 12 тысяч рублей в год будет означать индексацию всей пенсии в районе 7 процентов, не ниже 7 процентов. Напомню, что прогнозируемая инфляция за 2018 год составит чуть более 3 процентов. Это означает, что индексация, реальная индексация пенсий произойдет, и это будет означать, что пенсии будут проиндексированы темпами более чем в 2 раза выше инфляции. Такого не было никогда в истории Российской Федерации, я прошу на это обратить внимание.

Следующие периоды в течение последующих лет до 2024 года мы предполагаем выйти в 2024 году на уровень пенсии неработающих пенсионеров – около 20 тысяч рублей, это будет означать, что вот этот темп по среднемесячному... среднегодовому приросту в тысячу рублей  будет сохраняться на протяжении 6 лет, и в последующем мы будем также обеспечивать эту задачу.

К 2024 году соотношение пенсий и неработающих пенсионеров составит около 200 процентов прожиточного минимума пенсионера, а сейчас мы, напомню, с вами находимся на уровне 163–164 процентов. Это позволит очень серьезно нам изменить ситуацию с пенсионным обеспечением.

Поэтому это главная цель, главная задача, и, как я уже сказал, сохранение страховых принципов пенсионной системы в России это очень важно, имея в виду, что достаточно часто задаются вопросы о том, какими иными способами можно решить задачу повышения пенсий. Вот если говорить о сохранении страховых принципов пенсионной системы, иных способов просто не существует.

Какие предпосылки для такого решения, для таких параметров, для таких предложений, которые заложены в законопроект об изменении параметров пенсионной системы. Я скажу, что эти предпосылки сложились ещё в конце, наверное, советского периода. Если мы с вами обратимся к исследованиям советских ученых, тех людей, которые занимались пенсионным обеспечением, классические исследования проводили в этом направлении уже в конце 80-х годов, даже в середине 80-х годов, в литературе, в советской литературе эта тема поднимается, но, как вы понимаете, в то время, к сожалению, это решение не могло быть принято, наверное, по политическим мотивам.

Что касается российского времени, то в 1995 году Правительство Российской Федерации, готовя очередную концепцию изменения пенсионной системы и принимая соответствующее распоряжение правительства, озвучило, и это публичный документ – это документ Правительства Российской Федерации, подписанный Виктором Степановичем Черномырдиным, в котором написано о том, что вот сейчас, в начале 90-х годов этих предпосылок... с этими предпосылками ещё над ними нужно думать, но к концу 10-х годов XXI века, то есть к тому времени, в котором мы сейчас с вами находимся, такие предпосылки будут, и для изменения параметров пенсионной системы, для повышения требований к возрасту выхода на пенсию такие предпосылки сложатся, поэтому что и сейчас нас с вами подталкивает к тому, чтобы принять это решение.

Когда были приняты параметры пенсионной системы? Я напомню, что приняты они были в Российской Федерации в конце 20-х, в начале 30-х годов. Мы взяли такую систему, которая была предусмотрена, и которая была... заработала первый раз в Германии, которая была внедрена Бисмарком, канцлером Бисмарком, и, конечно же, уровень продолжительности жизни, показатели продолжительности жизни тогда были совершенно другими. Если мы говорим о 30-х годах, то это 43 года в среднем, это 40 лет для мужчин и 45,5 лет для женщин. Согласитесь, что это совершенно иные параметры продолжительности жизни, которые в два раза практически ниже нежели, чем мы имеем сегодня. При этом пенсионный возраст, при этом возраст выхода на пенсию в то время был установлен 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Время меняется, меняется экономика, и, безусловно, сегодня люди работают не в тех условиях, в которых работали в 30-е годы. Я напомню, что это была совершенно другая экономика, мы это все прекрасно с вами знаем. Это была индустриальная экономика, это был тяжёлый труд, это был труд совершенно в других условиях, если мы посмотрим даже, как сегодня работают наши граждане в тех секторах, в которых сохраняются и вредные и опасные условия труда, это совершенно несопоставимые вещи.

Изменился характер труда: появился офисный труд, интернет-работники и так далее, и так далее, и так далее. То есть всё поменялось, условия труда очень сильно поменялись. 

И напомню, что в 30-е годы мы с вами имели количество пенсионеров от численности населения – 2 процента. Сегодня доля пенсионеров в численности населения Российской Федерации – более 30 процентов.

То есть говорить о том, что у нас пенсионная система при тех параметрах, которые были заданы в 30-е годы и тех параметрах продолжительности жизни, соотношение и количество работающих и неработающих тогда и сегодня – это совершенно разные экономики, совершенно разные экономические и совершенно разные социальные и совершенно разные демографические ситуации. Жизнь серьёзным образом изменилась, мы не можем оставаться  в 30-х годах прошлого столетия.

Что говорит международный опыт. Международный опыт говорит о том, что мы последние, мы последняя страна, кроме Узбекистана, которые ещё не приняли этого решения, но уже к нему, что называется, подбираются, кто этого не сделали.   

Правильно ли это или неправильно, своевременно это, несвоевременно, я к этому вопросу ещё вернусь, но скажу о том, что большинство стран, в том числе и страны СНГ находятся уже в других параметрах пенсионной системы, в других параметрах требований к возрасту выхода на пенсию.

Мы все материалы представляли, эти справки есть. Во всех странах эти требования составляют достаточно высокие возраста. Более того, все страны это сделали в 80-е годы. Да, конечно же, страны СНГ, страны Восточной Европы делали это несколько позже, делали это как антикризисную меру.

Я прошу обратить ваше внимание: мы тоже, вот когда эти вопросы исследовали, это очень важно, во всех практически странах повышение пенсионного возраста было реакцией именно на текущую нехватку средств в пенсионных системах, это были антикризисные меры.

Вспомните, что происходило в странах Евросоюза, как эти меры принимались, например, в Греции? Это было спонтанно –  это было повышение пенсионного возраста на два года сразу, то есть это были такие резкие движения, резкие решения в связи именно с тем, что системы были серьёзным образом в текущем моменте не сбалансированы.

Мы же, ещё раз повторяю, предлагаем принять это решение для того, чтобы на перспективу сбалансировать и на перспективу обеспечивать страховой характер, обеспечить страховой характер пенсионной системы. Мы хотим, кроме этого, и это самое главное, непросто сохранить уровень пенсий, а в большинстве стран как раз этот уровень он тогда снижался даже, он замораживался, а мы хотим увеличить, так как никогда в нашей истории не увеличивали размер пенсий неработающим пенсионерам.

Я ещё раз хочу подчеркнуть, что все средства, все средства от повышения пенсионного возраста, эффекты от повышения пенсионного возраста идут исключительно на увеличение пенсий неработающим пенсионерам. Все средства.

Когда нам говорят о том, что нет расчётов, я просто заявляю это, что это так. И мы сейчас вместе с коллегами из комитетов, профильных комитетов готовим, уже готовим в открытом режиме проекты федеральных законов и о федеральном бюджете на 2019-2010 год и о бюджете Пенсионного фонда на 2019-2021 годы. Безусловно, в этом процессе все эти цифры, они видны, они видны в параметрах, в проектировках, на них можно посмотреть и не говорить о том, что цифр каких-то нет, они все есть.

Несколько слов о темпах и о демографии – это очень важно. Как я уже сказал, что мы очень сильно увеличили продолжительность жизни, в нашей стране увеличилась продолжительность жизни по сравнению с тридцатыми годами. Но к вопросу о том, почему не в 90-е годы принимали это решение, прошлого века, почему именно сейчас? Это очень важно, я прошу обратить на это очень серьёзное внимание. В 90-е годы это решение не могло быть принято, наверное, потому что резко снижались доходы, росла смертность, практически очень резко упала рождаемость, все показатели снижались, это были серьезные изменения и, наверное, на этом фоне принимать решение о повышении возраста, было, наверное, тоже практически невозможно.

2000 годы. Мы достигали нормального уровня пенсионного обеспечения. Я напомню, что мы проводили, в том числе, и валоризацию пенсионных прав для того, чтобы вывести пенсии на более-менее приемлемый уровень для тех пенсионеров, которые имели советский стаж, принимались решения для того, чтобы пенсии подтянуть до приемлемого уровня. Даже во время кризиса      2008 года мы в отличие от западных стран принимали решение не о повышении возраста,  а о валоризации,  о которой я сказал, это очень важно, мы выходили, мы вытягивали, вытягивали размер пенсии.

Сейчас мы имеем серьезные успехи, с точки зрения, мы зафиксировали уровень пенсионного обеспечения, но он нас все равно не устраивает, мы должны идти вперед.

Но сегодня мы имеем успехи с точки зрения демографии. Давайте, посмотрим 2000 год и, кстати, если посмотреть на линейку демографическую и продолжительность жизни в прошлые периоды, советские периоды, то где-то 60-е и 70-е,  и 80-е годы, вы увидите, что была стагнация продолжительности жизни, стагнация, она колебалась между шестьюдесятью и шестьюдесятью шестью годами, вот где-то в этих параметрах колебалась продолжительность жизни, не было прорыва.

Когда произошел прорыв? После того, как мы с вами принимали решения и приняли решения, они воплотились по линии национальных проектов в сфере здравоохранения, в сфере демографии. Продолжительность жизни мужчин, если мы ее посмотрим в 2000 году и сейчас, это плюс 8 лет. А, если мы посмотрим на прогноз и ту задачу, которая перед нами поставлена на 30-й год, то с 2000-го по 30-й год продолжительность жизни мужчин увеличиться на 18 лет. И когда мне говорят о том, что это только прогноз, откуда вы взяли эти цифры? Это та задача и мы сейчас вместе с коллегами из других министерств и ведомств готовим национальные проекты, национальные программы по здравоохранению, образованию, по демографии, в которых ключевой задачей, и все мероприятия которых направлены на то, чтобы выйти на эти показатели продолжительности жизни. Это наша задача, которую мы обязаны с вами выполнить. И мы с вами вместе будем рассматривать эти проекты, и под них будут приниматься, безусловно, дополнительные законы. И будут предусмотрены соответствующие бюджетные расходы при рассмотрении вами проекта федерального бюджета на следующие периоды – это все будет происходить на наших глазах, и мы должны будем это все обеспечить. Это наша задача. Она перед нами стоит, и мы должны будем ее выполнить. Так вот это 18 лет плюс. 18 лет плюс. В такой динамике, безусловно, в таких изменениях, когда мы вкладываемся в систему здравоохранения, мы обязаны просто изменить параметры пенсионной системы.

Коллеги, учитывая Регламент, я очень коротко остановлюсь на ещё одном аргументе. 1959 год, чуть-чуть позже, когда принимался пенсионный возраст. Пять человек трудоспособного возраста и один пенсионер. Сегодня это лишь 2 человека и один пенсионер. Я напомню, у нас система солидарная, это солидарность поколений. Те, кто работает, за них уплачиваются страховые взносы. И, соответственно, эти деньги идут на выплату страховых пенсий. Поэтому в таких соотношениях, при таком соотношении оно будет ухудшаться. Мы обязаны с вами внести коррективы и изменить параметры пенсионной системы.

Говоря о законопроекте, хотел бы сказать, что мы предлагаем увеличить требования к пенсионному возрасту для мужчин на 5 лет, для женщин на 8 лет. Это поэтапный переход, это серьезный переходный период до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин. Это возможность досрочного выхода на пенсию на 2 года при страховом стаже 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Это сохранение льгот, сохранение льготного выхода на пенсию для тех, кто работает на списках 1 и 2, малых списках, тех, кто получает пенсию по чернобыльским законам, тех, кто получает пенсию по социальным основаниям. Еще раз подчеркну, что все расходы, все средства от изменения параметров пенсионной системы предлагается направить на увеличение размеров пенсии неработающим пенсионерам.

В ходе обсуждения мы затрагивали разные вопросы, связанные с изменениями, которые могут происходить на рынке труда, с изменениями, которые должны происходить в системе здравоохранения, с изменениями, которые должны происходить в других различных сферах. Эти вопросы действительно есть, и правительство вместе с депутатами их отрабатывает. Мы давали свои предложения, мы постоянно корректируем свои действия и готовы отвечать на любые вопросы и формулировать наши предложения, с тем чтобы обеспечить плавную реализацию данного законопроекта.

Я обращаюсь к вам с просьбой поддержать правительственный законопроект. Спасибо.

Госдума России одобрила законопроект о совершенствовании пенсионной системы в первом чтении.

Материалы по теме