Доклад Министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова на «Правительственном часе» в Государственной Думе
14 June 2023

<...>

Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!

Прежде всего, я хочу поблагодарить за обстоятельные встречи с фракциями и профильными комитетами в преддверии сегодняшнего мероприятия. В социальной политике за последний год произошли существенные изменения, они связаны как с новыми требованиями граждан в качестве социальных услуг, так и с теми вызовами, с которыми столкнулась наша страна.

Введение санкций, необходимость оперативной перенастройки производственных цепочек, ограничения поставок привели в начале прошлого года к росту инфляции и рискам безработицы. Проведение специальной военной операции и частичная мобилизация потребовали дополнительных решений по обеспечению гарантий гражданам, вставшим на защиту нашей Родины. Всё это предопределило те новые модели и решения, которые принимались в социальной политике.

Одним из ключевых отраслевых документов является национальный проект «Демография», он объединяет пять направлений. Это «Финансовая поддержка семей», «Старшее поколение», «Содействие занятости», «Укрепление общественного здоровья» и «Массовый спорт». За Минтрудом первые три блока. Поскольку каждое из этих направлений объёмное и требует комплексной работы, остановлюсь в докладе не только на тех мерах, которые включены в структуру нацпроекта, но и на связанных с ними решениях.

Первоочередная задача – это защита и поддержка доходов наших граждан. В условиях быстрого роста цен благодаря принятым Государственной Думой нормам появилась возможность внутри года дополнительно увеличивать пенсии, основные пособия, минимальный размер оплаты труда. По решению Президента с 1 июня 2022 года они выросли на 10%.

Сейчас МРОТ составляет 16242 рубля, и это почти на 4% больше прожиточного минимума трудоспособного человека. А с 1 января 2024 года по решению Президента увеличение МРОТ составит 18,5% – до уровня 19242 рубля. То есть минимальный размер оплаты труда будет почти на 17% превышать прожиточный минимум.

Целевая задача – обеспечить к 2030 году превышение прожиточного минимума на 30%.

Ещё один инструмент повышения доходов граждан – это социальный контракт. Мы продолжили развитие этого механизма, в прошлом году увеличили максимальные размеры выплат для открытия своего дела и ведения личного подсобного хозяйства.

Такой госпомощью было охвачено почти 900 тысяч наших граждан в рамках заключённых 276 тысяч социальных контрактов. По итогам 2022 года более 70% из этих граждан смогли увеличить свои доходы, а почти 29% получателей вышли из бедности.

С 1 января 2024 года рассчитываем упростить процедуру обращения за этой мерой поддержки.

Благодарен депутатам за прохождение в первом чтении законопроекта, который переводит социальный контракт на принципы социального казначейства. Надеюсь на его принятие в весеннюю сессию.

В Послании 2020 года президент назвал низкие доходы «прямой угрозой нашему демографическому будущему». Тогда глава государства поставил задачу выстроить «эффективно работающую систему поддержки». Мы последовательно двигались в этом направлении. Сначала были введены адресные выплаты на дошкольников, в 2022 году помощь смогли получать семьи с детьми от 8 до 17 лет. Эти пособия предоставлялись на основе комплексной оценки нуждаемости. Совместно с общественными организациями, родительским сообществом, депутатами, регионами последовательно донастраивали критерии.

Благодаря этим оперативным и последовательным решениям, по прошлому году уровень бедности достиг отметки 9,8%. Снизилось и социальное неравенство. Адресные меры поддержки позволили более чем на 40% повысить доходы тех, кто в 2021 году относился к числу 10 процентов наименее обеспеченных граждан.

Задача – добиться достижения национальной цели: к 2030 году обеспечить снижение уровня бедности до 6,5%. Большой вклад в достижение этой цели внесет целостная система поддержки семей с детьми.

С вашей помощью с 1 января 2023 года ввели единое пособие на детей и беременных женщин. Только в этом году на ежемесячные выплаты будет направлено совокупно 1,7 триллиона рублей. За три года объем средств, направляемых на эти цели, был увеличен почти вдвое.

В новых регионах такая мера поддержки тоже доступна. Сейчас единые пособия в них получают родители 167 тысяч детей и более 3 тысяч беременных женщин.

Назначение выплат без бюрократической волокиты, сбора многочисленных справок стало возможным, благодаря развитию механизмов социального казначейства. Цифровая трансформация обеспечила быструю обработку заявлений на основе межведомственного обмена данными. Сейчас в таком формате предоставляется более 30 федеральных мер поддержки.

Для того чтобы ускорить цифровую трансформацию социальной сферы, сделали серьезный административный шаг – с 1 января 2023 года объединили Пенсионный фонд и Фонд социального страхования в Социальный фонд России.

То большое внимание, которое уделяли депутаты, социальные партнеры деталям проекта, обеспечило возможность провести объединение в максимально комфортном для наших граждан режиме.

Сейчас можно обращаться за всеми федеральными мерами поддержки в режиме «одного окна» в единые клиентские службы Социального фонда.

До конца этого года переведем на принцип социального казначейства еще 11 мер, которые также можно будет оформить через Соцфонд онлайн или при личном визите.

Символично, что самые первые отделения Социального фонда появились в новых регионах нашей страны еще до наступления нового года.

Сейчас в ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областях работают уже более 100 клиентских служб.

С 1 марта здесь начались назначение пенсий и других выплат по российскому законодательству.

Федеральные пенсии уже получают более 250 тысяч человек. Кроме того, проактивно подготовлено свыше 340 тысяч проектов решений. Это позволит пожилым гражданам получать пенсии сразу после оформления гражданства и подачи заявления.

Страховые выплаты в виде больничных, декретных, пособий по уходу за ребенком за 3 месяца перечислены более 32 тысячам работников.

Одновременно с объединением фондов был осуществлен и переход на единый тариф страховых взносов. Для бизнеса эти изменения существенно сократили объем отчетности и позволили уплачивать взносы на все виды социального страхования одним платежом.

Единый тариф повысил и защищенность работников. Уже с этого года в систему социального страхования включены 4 миллиона занятых по гражданско-правовым договорам. Они получили возможность пользоваться оплачиваемым больничным, пособиями по беременности и родам, выплатами по уходу за ребенком до полутора лет.

Работает эта мера и на решение главнейшей государственной задачи – повышение рождаемости.

Со следующего года, благодаря внедрению единого тарифа, получим рост максимальных сумм страховых пособий, то есть работающие граждане с заработной платой выше среднего, смогут получать пособие в большем размере.

Так, например, в этом году максимальная сумма пособий по уходу за ребёнком до полутора лет составляет 33 тысячи рублей, в следующем году она вырастет до 49 тысяч, а в 2025-м – превысит 66 тысяч рублей в месяц.

Демографическая ситуация действительно непростая. Малочисленное поколение, рождённое в 90-е годы – это 20-30-летние мужчины и женщины. Численность этой возрастной группы снижается и это следствие долгосрочных демографических трендов. Фактор, с которым мы можем работать – это интенсивность рождений.

Поэтому наша с вами общая задача – создать все условия для того, чтобы семьи принимали решения о рождении первого, второго и третьего ребёнка. Совместно с учёными-демографами разработали систему мониторинга рождаемости. С её помощью составили «портреты» женщин и семей по возрастам, чтобы адресно воздействовать на каждый фактор, сдерживающий рождаемость. На федеральном уровне ряд решений в этой сфере уже действует.

Напомню, по национальному проекту «Демография» свыше 13 миллионов семей получили сертификаты на материнский капитал, более 8,6 миллиона семей смогли улучшить свои жилищные условия, благодаря этой мере поддержки.

Материнский капитал, как поручал Президент, предоставляется и в новых регионах нашей страны на детей, рождённых с 2007 года, с момента запуска программы. Сейчас сертификат уже оформили почти 80 тысяч семей.

Наряду с материнским капиталом для решения жилищного вопроса на федеральном уровне введены выплаты на погашение ипотеки при рождении третьего ребёнка, развёрнута программа льготного ипотечного кредитования. При этом анализ демографической ситуации в разрезе регионов показал существенное влияние культурных и социально-экономических особенностей. Поэтому важны адресные решения по каждому субъекту.

Минтрудом совместно с экспертным сообществом разработаны методические рекомендации по оценке демографического потенциала субъектов и мерам, необходимым для работы с тем или иным фактором. На основе этого сейчас формируются региональные программы повышения рождаемости, к началу июля они должны быть утверждены.

Ряд дополнительных шагов необходим и на федеральном уровне. В первую очередь – законодательное закрепление статуса многодетной семьи. Обновлённая редакция проекта Указа внесена в Правительство. Предлагается установить, что многодетная семья – это семья с тремя и более несовершеннолетними детьми.

При этом такой статус и право на меры поддержки сохраняется и в том случае, если дети не достигли 23 лет и продолжают обучение по очной форме. У регионов останется право расширять общефедеральный статус.

Демографическая ситуация влияет и на организацию социального обслуживания. Растет продолжительность жизни. И для того чтобы это было здоровое, благополучное долголетие, нужно расширять услуги и возможности для пожилых людей. В каждом субъекте действуют свои программы «Активное долголетие» с учетом локальной специфики. Это дополнительное образование, спорт, творчество, волонтерство. В прошлом году они охватили 3,5 миллиона человек.

Ещё одно направление социального обслуживания – это поддержка тех, кому требуется постоянный уход. По мере роста продолжительности жизни возрастает число тех, кому такая помощь просто необходима. В этом вопросе действуем комплексно по нескольким направлениям.

Во-первых, развиваем сеть государственных домов-интернатов. Пересмотрели подход к таким проектам, с тем чтобы условия жизни в этих учреждениях были максимально приближены к домашним. Благодаря национальному проекту «Демография» с 2019 по 2022 год построено 39 объектов почти на 4 тысячи мест. В этом году запланировано открытие ещё 18 таких учреждений на 2100 мест.

Наряду со строительством новых зданий постепенно меняем условия проживания в уже действующих организациях. Введены новые требования к оснащению оборудованием, дневной занятости. Меняются штатные расписания интернатов. В них появляется всё больше новых должностей: социальные педагоги, психологи, ассистенты по оказанию технической помощи и другие специалисты.

Во-вторых, поддерживаем бизнес, который строит негосударственные учреждения. В прошлом году началась реализация первых проектов на условиях ГЧП в Самаре и Тамбовской области.

И, наверное, самый сложный это третий блок – это развитие системы долговременного ухода на дому. Сегодня в пилотном проекте участвуют 34 региона. К концу текущего года наша задача, как поручил Президент, распространить эту систему на все субъекты Российской Федерации, включая новые регионы нашей страны. В первоочередном порядке долговременным уходом будут охвачены ветераны специальной военной операции. Пакет долговременного ухода – это комплекс из 50 социальных услуг, включающих поддержку здоровья, гигиены и питания.

Особая помощь – родственникам. У них появляется возможность частично или полностью вернуться на работу. При этом проект также позволяет пройти обучение, и самим трудоустраиваться помощниками по уходу с официальной занятостью и заработной платой, а самое главное – меняется качество жизни самих получателей услуг – пожилых людей и граждан с инвалидностью.

Полностью пересмотрели и сам порядок установления инвалидности и прохождения медико-социальной экспертизы. Теперь все необходимые документы поступают в МСЭ из медицинских организаций преимущественно в электронном виде. Состав документов и исчерпывающий перечень обследований по каждой нозологии определён в совместном приказе с Минздравом. Выбрать предпочтительную форму проведения экспертизы (очно или заочно) гражданин может ещё на этапе его направления в медицинской организации. И как результат – сегодня 80% граждан проходят экспертизу заочно. Основная часть экспертиз проводится в течение 10-дневного срока, в случае травмы потери конечности – это три дня. Установили жёсткий контроль за соблюдением этого норматива. Развернули работу медико-социальной экспертизы и в новых субъектах Российской Федерации.

Важный вопрос – обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов. В прошлом году под влиянием санкций произошёл скачок цен, по отдельным позициям – кратный. Регулярность поставок по ряду позиций была нарушена. Для стабилизации ситуации на рынке совместно с коллегами из Минздрава и Росздравнадзора оперативно выводили на рынок продукцию из дружественных стран, привлекли к этой работе производителей из Белоруссии. Помогали отечественным разработчикам электронных модулей для протезов заместить поставщиков из недружественных стран. Речь в первую очередь идёт о разработках коленных модулей «Кинез-1», «Кинез-2» и «Актив 2».

Также поддерживаем отечественных поставщиков технических средств реабилитации на торгах через национальный режим «второй и третий лишний». Введение механизма единого поставщика по подгузникам, кало-мочеприёмникам и ортопедической обуви позволило стабилизировать цены и наладить регулярные поставки по этим категориям.

Развивается и механизм электронного сертификата. На сегодняшний день уже оформлено более 344 тысяч электронных сертификатов на сумму почти 7 миллиардов рублей.

Напомню, что электронный сертификат начал свою работу в конце 2021 года. За это время к продажам с его использованием присоединились 750 поставщиков и производителей. А с 1 июня текущего года электронный сертификат распространён и на протезы верхних и нижних конечностей.

Сейчас приоритет – это развитие реабилитационной помощи.

Спасибо вам за решение о законодательном закреплении таких понятий, как «социальная занятость» и «сопровождаемое проживание».

С учётом опыта по организации ранней помощи и пилота по комплексной реабилитации детей от 4 до 17 лет мы подготовили законопроект о комплексной реабилитации, планируем внести его летом и рассчитываем на вашу поддержку, уважаемые депутаты.

Ещё один важный приоритет нашей работы – это рынок труда. Вы помните, на фоне массовых заявлений об уходе иностранных компаний звучали самые пессимистичные прогнозы, отдельные эксперты буквально соревновались, обещая нам то 5, а то и 10 миллионов безработных.

Всего этого не произошло. Правительство, законодатели, региональные органы власти, работодатели и профсоюзы, все мобилизовались для удержания занятости. Оперативно были развёрнуты меры поддержки, которые охватили почти полмиллиона соискателей и сотрудников. Всплеска безработицы не произошло. Более того, сегодня она находится на минимальных отметках – 3,3% или 2,5 миллиона человек.

В условиях высокого спроса на рабочую силу сформировался рынок труда соискателя, по ряду отраслей мы сталкиваемся с нехваткой кадров, с дефицитом отдельных специалистов. И это серьёзный вызов для системы занятости и образования, поэтому сохраняем меры поддержки рынка труда и перенастраиваем их с акцентом на текущие потребности.

По нацпроекту «Демография» можно по-прежнему получить востребованные у работодателей навыки. В этом году привлекли к проекту организации, которые ведут обучение по программам профессионалитета. Поможем подготовить почти 140 тысяч будущих сотрудников с приоритетом на рабочие специальности.

Продолжает своё действие и программа субсидирования найма. Она нацелена в первую очередь на уязвимую категории соискателей. Работу благодаря этой программе получили уже более 15 тысяч человек.

Меры, связанные с временными и общественными работами, в основном востребованы на сегодняшний день в новых регионах нашей страны.

Ещё одна мера стартовала в этом году – это стимулирование трудовой мобильности.

Это программа содействия в переезде под запросы конкретных предприятий. Организация может получить в среднем 260 тысяч рублей, если перевозит работника из другого региона или даже отдаленного района.

Отдельное внимание – молодым ребятам, которые заканчивают обучение. Мы запустили мониторинг трудоустройства выпускников. На основе этих данных сформировали долгосрочную программу содействия молодежной занятости до 2030 года.

Для успешной интеграции на рынок труда ребятам необходимо еще в процессе обучения получить практические навыки. Поэтому с сентября запускаем новый сервис на портале «Работа России» – «Стажировки и практики».

В единой открытой базе будут объединены предложения о стажировках со всей страны. В следующем году – дополним функционал портала витриной предложений о целевом приеме в соответствии с принятыми вами изменениями в законодательство.

Изменившийся рынок труда требует и обновления самой государственной службы занятости. Такая работа по нацпроекту «Демография» также ведется и охватывает сразу три направления: стандартизация и цифровизация услуг, обучение сотрудников, модернизация инфраструктуры.

Новая Служба занятости во всех регионах страны должна стать институтом, ответственным за кадровое обеспечение экономики и карьерное сопровождение граждан на всем его жизненном пути. Основа для этого закладывается в проекте Закона о занятости. Он востребован рынком и профессиональным сообществом. Рассчитываем, что совместными усилиями сможем доработать его с тем, чтобы принять закон уже в ходе этой весенней сессии.

Особая задача – поддержка участников специальной военной операции и членов их семей. В прошлом году оперативно были приняты решения, позволяющие сохранить за участниками СВО рабочие места. Эти нормы распространены и на мобилизованных, и на добровольцев, и на военнослужащих-контрактников. Обеспечен учет этого периода при назначении пенсии, пособий по временной нетрудоспособности. Внесены изменения в подходы к оценке доходов при назначении детских выплат, чтобы такая помощь была более доступна семьям мобилизованных граждан.

Скорректированы правила участия в программах содействия занятости, ветераны СВО и члены их семей выделены в приоритетные категории.

Некоторые наши защитники уже возвращаются. И такие граждане должны получить всю необходимую поддержку в максимально простом проактивном режиме.

С 1 июня во всех регионах нашей страны начали работу отделения государственного фонда «Защитники Отечества». В каждом субъекте Федерации сформирована межведомственная рабочая группа под руководством вице-губернатора для взаимодействия с фондом. Это позволит снять административные барьеры при отработке конкретных жизненных ситуаций. Совместно с РАНХиГС подготовили более трёх тысяч социальных координаторов, которые станут персональными помощниками для наших ветеранов СВО и семей погибших героев. Их задача: обеспечить предоставление полного пакета всех предусмотренных законодательством мер поддержки, проконтролировать неукоснительное выполнение обязательств перед ветеранами.

В завершение доклада хотел бы ещё раз поблагодарить Вас, Вячеслав Викторович, и всех депутатов за то большое внимание и содействие, которое мы получаем в ходе своей ежедневной работы.

Спасибо за внимание!

<...>