Первый зампредседателя Правления ПФР Лилия Чижик рассказала «Комсомольской правде» об онлайн-сервисах Пенсионного фонда
28 июля 2016

О том, что сейчас можно сделать онлайн, зачем это нужно ПФР и что планируется в будущем, «Комсомолка» поговорила с первым зампредом Пенсионного фонда России Лилией Чижик.

- Лилия Ивановна, зачем ПФР в принципе начал развивать электронные услуги?

- В первую очередь из-за того, что это востребовано обществом. Страна стала другой. 80% взрослого населения обращаются в Интернет. Общение в онлайн-пространстве стало привычным и необходимым. Но чтобы удовлетворить этот спрос, нужно было пройти долгий путь. Нужно было внести изменения в законодательную базу, подготовить технологии…

- То есть это не просто так, захотели и сделали онлайн-сервисы?

- Нет, конечно. Нужно было для начала создать внутри нашей собственной системы полностью электронный процесс. Было бы смешно, если бы мы принимали электронные заявления, а внутри все делали на бумаге. И наконец, надо было установить онлайн-взаимодействие с другими организациями (загсами, соцзащитой, МСЭ, например), чтобы мы могли у них запросить документы и не требовать их от граждан. Большой плюс для граждан - электронными сервисами можно пользоваться в любое удобное время (хоть ночью).

- Когда появились первые сервисы?

- На сайте ПФР они появились в 2014 году. Тогда можно было запросить выписку из лицевого счета и ознакомиться с пенсионными правами. Но этот год стал абсолютно прорывным по увеличению количества введенных сервисов для граждан.

- Как вы отбирали, какие запускать в первую очередь, а какие – во вторую?

- Проанализировали все услуги, которые мы оказываем. И выявили те, которые наиболее востребованы населением. И в отношении этих услуг мы стали делать электронные сервисы. Сейчас самым востребованным оказывается возможность обращения владельца сертификата на маткапитал за единовременной выплатой (25 тысяч рублей). Как только опубликовали закон, мы буквально на следующий день запустили этот сервис – 1 июля. Нужно лишь заполнить одно заявление в электронном виде, не нужно никуда ходить – и деньги через некоторое время перечисляются на счет заявителя.

- Какие еще сервисы пользуются наибольшей популярностью?

- На втором месте – заявления о назначении и доставке пенсии. Первой услугой пользуются те граждане, которые только выходят на заслуженный отдых. И они в большей степени на «ты» с компьютером. Тем не менее оказалось, что сервис по доставке пенсий (им пользуются только пенсионеры) – даже больше востребован.

- Они, наверное, внуков просят…

- Возможно. Плюс мы активно используем институт консультантов. В наших клиентских службах есть администраторы. Ставим гостевые компьютеры, которыми люди могут воспользоваться. Плюс обучаем пенсионеров компьютерной грамотности. В прошлом году курсы прошли 42 тыс. пенсионеров. Даже сделали самоучитель «Азбука Интернета».

Но важный нюанс – сначала нужно быть зарегистрированным в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). В ней гражданин идентифицирован по СНИЛС и паролю, который он получает либо лично, либо заказным письмом.

- Вы сказали, что обратиться за пенсией сейчас тоже можно удаленно? То есть, сейчас не надо собирать справки, запрашивать из архивов документы?

- Именно так в большинстве случаев. Заблаговременно нужно запросить выписку из лицевого счета, чтобы еще раз перепроверить. Если человек видит расхождения с трудовой книжкой или есть периоды, которые не учтены на его счете, обратиться к нам, и до выхода на пенсию, внести необходимые изменения, которые в будущем повлияют на размер пенсии.

- А есть ли разница, если это пенсия по инвалидности?

Разницы нет. Более того, для инвалидов дистанционное обслуживание более удобно. Для подтверждения статуса инвалида Пенсионный фонд сам запрашивает справку в органах МСЭ, с которыми у нас тоже налажено взаимодействие в электронном виде.

- Если человек видит неточности в той информации, которая есть в индивидуальном лицевом счете, то что он должен в первую очередь сделать? Каков алгоритм действий?

- Если это неточности конкретного работодателя, в первую очередь, надо обратиться к нему. Если этого работодателя уже нет или человек находится в другом городе, то запрос в архивы можем сделать мы. Наши терорганы всегда оказывают помощь человеку.

Другое дело, если у человека есть запись в трудовой книжке, а работодатель, к примеру, не начислял страховые взносы. Это раньше в трудовой книжке можно было иметь «липовые» записи, с 2002 года важно своевременное представление сведений о начисленных взносах работодателей за указанные периоды о стаже.

- Каким образом можно увеличить будущую пенсию?

- Во-первых, нужно работать с белой зарплатой, на которую начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд. Во-вторых, можно отсрочить дату выхода на пенсию. Если обратиться за ней на пять лет позже установленного возраста выхода на пенсию, то пенсия будет больше в полтора раза. И в-третьих, стаж должен быть как можно больше. Тогда будет большой период, в течение которого суммировались баллы.

- Какие еще удаленные сервисы планируете ввести?

- В первую очередь мы внедрили сервисы, которые наиболее востребованы: назначении пенсии, доставка пенсии, извещение о состоянии лицевого счета, выдача сертификата на материнский капитал, единовременная выплата из материнского капитала и распоряжение материнским капиталом по другим направлениям. Сейчас продолжаем эту работу. Ввели недавно обращение за ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), возможность получения справки о размере пенсии. Дальше планируем предусмотреть возможность обращения за перерасчетом пенсии и компенсационной выплатой по уходу за инвалидом и по компенсации стоимости проезда северянам. Но это уже немногочисленные категории.

- Основная цель какая?

- Мы планируем максимально уменьшить количество посещений территориальных органов ПФР. В некоторых случаях, чтобы подать заявление, нужно приходить в офис и представлять документы личного хранения (договор купли-продажи и др.). Но, например, выдача сертификата на маткапитал в скором будущем будет в электронном виде. Мама обратится в ПФР, мы все необходимые проверки осуществим сами, а дальше решение о выдаче в электронной форме направим ей вместе с электронным сертификатом. Приходить в офис для получения бумаги не потребуется. Тем более что предъявление сертификата на материнский капитал требуется при обращении в ПФР – а у нас вся информация и так имеется.

- Если все-таки посещать территориальный орган ПФР требуется, нужно обращаться только по прописке или можно в ближайший территориальный орган?

- У нас федеральные базы персонифицированного учета, пенсионеров, льготников, владельцев сертификатов на маткапитал. Это позволяет гражданину, где бы он ни был, обратиться за услугой. Мы всегда можем идентифицировать, что за назначением пенсии или другой выплаты обращается именно этот гражданин и в первый раз. Раньше мы вынуждены были проверять, делая запросы в другой регион. Сейчас доступ к федеральным базам имеют все органы ПФР. Поэтому мы переходим на оказание госуслуг по экстерриториальному принципу, т. е. не по прописке.

- Если человек прописан во Владивостоке, а живет в Москве, то может в столице и обратиться – например, за тем же маткапиталом…

- Да, это возможно.

- Как введение сервисов повлияло на работу территориальных органов фонда?

- Частично разгрузились клиентские службы. В прошлом году до введения удаленного сервиса по единовременной денежной выплате в клиентских службах было «жарко». Мамочки записывались на прием предварительно, чтобы подать заявление. Сейчас этого напряжения нет. Мы помним, что указ президента допускает максимальное время ожидания в очереди не более 15 минут. Введение электронных сервисов очень хорошо помогает решать эту задачу. Возможность обращения в электронном виде к 2018 году должна достигнуть 70% из всех предоставляемых услуг.

- Но для этого не менее 70% граждан должны быть зарегистрированы на портале госуслуг…

- Именно так. И наши территориальные органы имеют право регистрировать или подтверждать учетную запись в ЕСИА (Единой системе идентификации и аутентификации). Поэтому количество пользователей этих услуг растет. Мы агитируем граждан регистрироваться на ЕПГУ – сейчас на портале госуслуг зарегистрировано почти 30 млн человек. Они являются пользователями услуг в электронном виде. Нужно и дальше увеличивать число таких граждан. Это общая задача для всех госорганов.

- Чем еще собираетесь облегчить жизнь нынешних и будущих пенсионеров и других клиентов ПФР?

- Сейчас у нас заключены соглашения с крупными работодателями. Кадровые службы этих организаций могут направлять заявление гражданина и необходимые документы для назначения пенсии в ПФР. В некоторых регионах доля таких заявлений, направленных от работодателей, составляет 70%. Это удобно и компании: не надо отпускать человека, чтобы он мог подать заявление о назначении пенсии, и работнику – не надо никуда ходить, тратить силы и время. 

Источник: "Комсомольская правда"

Материалы по теме