Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Порядок и условия замещения должностей государственной гражданской службы

1. О возможности приема на государственную гражданскую службу граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, которое не прекращено по независящим от них причинам

Вопросы, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее – гражданская служба), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ гражданин Российской Федерации не может быть принят на гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В случае отсутствия международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством, регулирующего вопросы поступления на гражданскую службу гражданина Российской Федерации, имеющего гражданство этого государства, данный гражданин не может быть принят на гражданскую службу.

В случае выхода из гражданства иностранного государства в порядке, установленном соответствующим государством, гражданин Российской Федерации в соответствии с законодательством может быть принят на гражданскую службу при условии соответствия его требования, установленным статьей 21 Федерального закона № 79-ФЗ, а именно достижения возраста 18 лет, владения государственным языком Российской Федерации и соответствия квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом № 79-ФЗ.

Вместе с тем положения статьи 26 Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривают в исключительных случаях возможность принятия на государственную службу граждан Российской Федерации, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам, в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, и назначения их на должности, при замещении которых не требуется оформление допуска к государственной тайне.

Порядок признания невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина Российской Федерации причинам определяется Положением о порядке признания Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина Российской Федерации причинам, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 августа 2021 г. № 493 (далее соответственно – Положение, Указ № 493).

Исходя из требований подпункта «а» пункта 1 Указа № 493 гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, может быть принят на государственную службу и назначен на соответствующую должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне в исключительных случаях в связи со служебной необходимостью и при условии, что это не противоречит интересам государственной службы.

При этом оценка необходимости назначения гражданина Российской Федерации на должность, продолжения прохождения им службы на замещаемой должности, осуществляется руководителем соответствующего государственного органа, в котором гражданин Российской Федерации будет замещать должность (подпункт «в» пункта 1 Указа № 493).

В случае принятия представителем нанимателя решения о целесообразности такого назначения, руководителем государственного органа направляется соответствующее обращение в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации в порядке, установленном Положением.

2. О порядке замещения должности государственной гражданской службы на период отсутствия государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральными законами сохраняется эта должность

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) для замещения должности государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) представитель нанимателя может заключать с государственным гражданским служащим (далее – гражданский служащий) служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт.

Частью 2 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен данным Федеральным законом.

На основании пункта 2 части 4 статьи 25 Федерального № 79-ФЗ срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с вышеназванным Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы.

Из указанных положений Федерального закона № 79-ФЗ следует, что с гражданским служащим (гражданином), замещающим должность гражданской службы на период отсутствия основного сотрудника, заключается только срочный служебный контракт, срок которого ограничен периодом отсутствия основного гражданского служащего. При этом данный срок не ограничен продолжительностью в 1 – 5 лет, а зависит от даты выхода основного гражданского служащего на службу, в связи с чем является исключением из общего правила, установленного частью 2 статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ.

Таким образом, с гражданским служащим (гражданином) может быть заключен срочный служебный контракт на период отсутствия основного гражданского служащего, в том числе в случае, если выход на службу указанного гражданского служащего запланирован ранее, чем через год.

При этом в таком контракте целесообразно указывать, что он заключается на период временного отсутствия гражданского служащего с указанием его фамилии, имени и отчества, за которым в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняется должность гражданской службы. В таком случае срочный контракт действует в течение всего периода сохранения за отсутствующим гражданским служащим должности гражданской службы (отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком (в случае, если право на этот отпуск реализуется непосредственно после отпуска по беременности и родам без выхода на службу)).

3. Об установлении государственным гражданским служащим режима работы (службы), отличного от установленного служебным распорядком государственного органа

Положениями статьи 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлено, что нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

Отдельным гражданским служащим как при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба), так и в период ее прохождения может устанавливаться особый режим служебного времени.

При поступлении гражданина Российской Федерации или гражданского служащего на должность гражданской службы, при замещении которой предусматривается особый режим служебного времени, в служебном контракте гражданского служащего в обязательном порядке указывается данный режим (пункт 7 части 3 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ). В случае установления гражданскому служащему при прохождении гражданской службы режима служебного времени, отличного от режима служебного времени, предусмотренного служебным контрактом или служебным распорядком государственного органа, с гражданским служащим заключается дополнительное соглашение к действующему служебному контракту. Дополнительное соглашение содержит условие об установлении гражданскому служащему иного режима служебного времени и, при необходимости, срок установления данного режима.

Виды и особенности режимов рабочего времени регламентированы главой 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), положения которой субсидиарно применяются к правоотношениям, связанным с гражданской службой.

В соответствии со статьей 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором.

При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон. При этом работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других) (статья 102 ТК РФ).

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

Графики составляются исходя из установленной нормы рабочего времени за учетный период и содержат информацию о продолжительности рабочего времени в течение смены, перерывах на отдых между сменами и порядке их чередования. При этом при составлении графика необходимо учитывать положения статьи 110 ТК РФ, согласно которым продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

После составления график сменности утверждается работодателем (представителем нанимателя) и вводится в действие посредством издания соответствующего приказа. При этом работники (гражданские служащие) должны быть ознакомлены под роспись с утвержденным графиком сменности не менее чем за месяц до введения его в действие.

При применении указанных режимов служебного времени может быть не соблюдена ежедневная и (или) еженедельная продолжительность служебного времени, установленная для гражданских служащих.

В данном случае представителю нанимателя следует вести суммированный учет служебного времени с тем, чтобы обеспечить гражданским служащим, осуществляющим профессиональную служебную деятельность в таких режимах, отработку суммарного количества рабочих (служебных) часов в течение определенного учетного периода (как правило, недели или месяца в целях обеспечения увязки такого режима службы с выплатой месячного денежного содержания в установленном размере).

Порядок введения суммированного учета служебного времени согласно статье 104 ТК РФ должен быть определен правилами внутреннего служебного распорядка.

Для учета рабочего (служебного) времени могут применяться формы № Т-12 (табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда) и № Т-13 (табель учета рабочего времени), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, не являющиеся обязательными для организаций, поскольку первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем организации.

Таким образом, для гражданских служащих, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменности) или в режиме гибкого служебного времени, начало и окончание служебного времени должно определяться локальными актами государственного органа, графиками дежурства (сменности) и служебным контрактом соответственно.

При этом с учетом обеспечения отработки такими гражданскими служащими суммарного количества рабочих (служебных) часов в течение месяца исходя из установленной для гражданских служащих еженедельной продолжительности служебного времени (40 часов в неделю), денежное содержание указанным лицам выплачивается в полном размере, установленном в служебных контрактах.

В случае если служебный день при указанных режимах работы продолжается в ночное время (с 22.00 до 06.00), то согласно статье 154 ТК РФ каждый час работы в такое время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В порядке реализации указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», в соответствии с которым минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Прохождение гражданским служащим службы в условиях сменного режима в соответствии с графиком дежурств может предусматривать попадание рабочих дней на общие выходные дни (субботу и воскресенье). При этом такой случай не считается работой в выходные дни, так как выходными для гражданского служащего, работающего по графику, являются другие дни недели.

Что касается случая, при котором служебный день гражданского служащего, работающего по графику дежурства (сменности), совпадает с праздничным днем, то часы, отработанные в праздничные дни, оплачиваются в повышенном размере.

При определении размера оплаты труда гражданского служащего, осуществляющего профессиональную служебную деятельность по графику дежурства в праздничный день, следует руководствоваться статьей 153 ТК РФ.

В соответствии с данной статьей ТК РФ работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июля 2018 г. № 26-П, часть первая статьи 153 ТК РФ предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

В этой связи при расчете размера оплаты труда гражданского служащего, работающего по графику дежурства (сменности), за работу в нерабочие праздничные дни следует исходить не только из должностного оклада, но и из стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных в составе денежного содержания гражданских служащих в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ.

4. Об установлении сокращенной продолжительности служебного времени государственным гражданским служащим, имеющим инвалидность

Нормальная продолжительность служебного времени для государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) установлена частью 2 статьи 45 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) и составляет 40 часов в неделю.

Вопросы, связанные с установлением гражданскому служащему сокращенной продолжительности служебного времени или неполного служебного времени, Федеральным законом № 79-ФЗ не урегулированы, в связи с чем в силу положений статьи 73 Федерального закона № 79-ФЗ к данным правоотношениям применяются нормы трудового права.

Статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ТК РФ и Федеральный закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что работникам, являющимся инвалидами I или II группы, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

При этом конкретная продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов не может превышать продолжительность, установленную в медицинском заключении, выданном в порядке, установленном законодательством (статья 94 ТК РФ, статья 11 Федерального закона № 181-ФЗ).

В таком медицинском заключении может быть предусмотрена и продолжительность ежедневной работы, предусматривающая рабочее время в неделю менее 35 часов (например, 20 часов).

Перечисленные выше положения законодательных актов носят императивный характер, в связи с чем гражданскому служащему, являющемуся инвалидом I или II группы, представитель нанимателя обязан установить сокращенную продолжительность служебного времени в соответствии с медицинским заключением (индивидуальной программой реабилитации) с выплатой денежного содержания в полном объеме.

При установлении гражданскому служащему режима служебного времени, отличного от режима служебного времени, предусмотренного служебным контрактом или служебным распорядком государственного органа, с гражданским служащим заключается дополнительное соглашение к действующему служебному контракту. Дополнительное соглашение содержит условие об установлении гражданскому служащему иного режима служебного времени.

Также сообщаем, что любому работнику как при приеме на работу, так и впоследствии по соглашению сторон трудового договора может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок (статья 93 ТК РФ).

Данные положения применяются и на государственной гражданской службе.

Вместе с тем неполное рабочее время, предусмотренное статьей 93 ТК РФ, следует отличать от сокращенного рабочего времени, предусмотренного статьей 92 ТК РФ.

Отличие состоит в том, что сокращенное рабочее время устанавливается лишь для определенных категорий работников и гарантирует сохранение заработка в полном объеме. Неполное рабочее время по соглашению сторон может быть установлено любому работнику, при этом оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ.

5. О порядке временного возложения на государственного гражданского служащего дополнительных обязанностей

В случае необходимости временного возложения на государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) дополнительных обязанностей по другой должности гражданской службы следует руководствоваться положениями статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), которые в силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) субсидиарно применяются к отношениям, связанным с гражданской службой.

Так, в соответствии с указанной статьей 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Из части 2 указанной статьи ТК РФ следует, что поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Указанная статья ТК РФ фактически устанавливает три вида выполнения работником с его согласия дополнительной работы в свое основное рабочее время по поручению работодателя (совмещение должностей (профессий), увеличение объема работ (расширение зон обслуживания), а также исполнение обязанностей отсутствующего работника).

Совмещение должностей (профессий) представляет собой выполнение работником по поручению работодателя в свое основное время дополнительных обязанностей по другой должности (профессии), увеличение объема работ (расширение зон обслуживания) заключается в выполнении работником по поручению работодателя в свое основное рабочее время дополнительной работы, входящей в его трудовую функцию, но в объеме, превышающем установленный трудовым договором, а к исполнению обязанностей временно отсутствующего работника относится исполнение должностных обязанностей (их части или в полном объеме) по другой должности на период отсутствия основного работника, за которым в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняется его рабочее место (на период временной нетрудоспособности, нахождения в отпусках и т.д.).

Данная процедура осуществляется путем возложения на гражданского служащего с его согласия наряду с должностными обязанностями по замещаемой должности также обязанностей по иной должности гражданской службы, о чем издается соответствующий акт.

В вышеназванном случае срок исполнения должностных обязанностей по иной должности определяется по согласию сторон.

Рассматривая выше процедура возложения на гражданского служащего дополнительных обязанностей по иной должности осуществляется в условиях, когда гражданский служащий продолжает замещать свою должность и, соответственно, назначение на иную должность не производится.

Следует отметить, что согласно статье 47 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий исполняет свои должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, в котором может предусматриваться положение об исполнении им должностных обязанностей временно отсутствующего гражданского служащего.

Это означает, что на период отсутствия основного сотрудника гражданский служащий, в должностном регламенте которого содержится требование об исполнении обязанностей указанного сотрудника, должен осуществлять эти функции и не может отказаться от них в рамках соблюдения условий служебного контракта. Т.е. в отличие от положений статьи 60.2 ТК РФ, предусматривающих обязательное получение согласия работника на выполнение дополнительной работы, в рассматриваемом случае такое согласие не требуется, так как это является частью его служебных обязанностей.

Что касается вопросов, связанных с установлением доплаты в случае совмещения профессий (должностей), увеличения объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника (гражданского служащего) без освобождения от работы, определенной трудовым договором (служебным контрактом), то необходимость ее произведения прямо предусмотрена статьей 151 ТК РФ.

Так, согласно указанной статье ТК РФ в рассматриваемых случаях работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Исполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей, а также должностных обязанностей по иной должности гражданской службы ведет к существенному увеличению служебной нагрузки на гражданского служащего.

В этой связи в целях обеспечения должного уровня защищенности гражданских служащих и их прав на справедливые условия и оплату труда в рассматриваемом случае гражданскому служащему, по нашему мнению, следует производить доплату, размер которой устанавливается по соглашению сторон служебного контракта с учетом содержания и объема дополнительной работы, а также наличия финансовых средств, содержащихся в фонде оплаты труда гражданских служащих, в том числе за счет экономии.
6. О проведении специальной оценки условий труда на федеральной государственной гражданской службе

Трудовым кодексом Российской Федерации урегулированы вопросы, связанные с обеспечением охраны труда работников, ключевым элементом которой является проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ).

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации СОУТ проводится в отношении условий труда всех категорий работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, вне зависимости от того, связана ли их деятельность напрямую с особыми условиями труда.

В отношении СОУТ государственных гражданских служащих Федеральным законом № 426-ФЗ установлена отсылочная норма (пункт 4 статьи 3) к федеральным законам и иным нормативными правовыми актами Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере прохождения государственной гражданской службы.

Исходя из содержания вышеуказанных положений Федерального закона № 426-ФЗ не имеется оснований для применения общих норм законодательства о специальной оценке условий труда в отношении указанной категории лиц.

В настоящее время на федеральном уровне Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также иными специальными нормативными правовыми актами не урегулирован данный вопрос, в связи с чем правовые основания для проведения СОУТ в отношении федеральных государственных гражданских служащих отсутствуют.

7. О порядке организации работы государственных органов в связи с призывом на военную службу государственных гражданских служащих по мобилизации, а также заключением контракта о прохождении военной службы либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации

В целях установления правовой защищенности государственных гражданских служащих Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации, а также заключивших контракты о прохождении военной службы либо контракты
о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (далее также – гражданские служащие), принят Федеральный закон от 7 октября 2022 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 379-ФЗ), устанавливающий дополнительные гарантии для гражданских служащих и вступивший в силу 7 октября 2022 г.
До вступления в силу Федерального закона № 379-ФЗ предоставление дополнительных гарантий гражданским служащим осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2022 г. № 1677 «О внесении изменений в особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах», которым предусматривалось приостановление действия служебного контракта, заключенного с гражданскими служащими, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».

1. Порядок приостановления и возобновления прохождения гражданской службы
Согласно статье 531 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 379-ФЗ гражданским служащим приостанавливается прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба), при этом денежное содержание в этот период не начисляется и не выплачивается.
Понятие «приостановление прохождения гражданской службы» означает, что стороны служебного контракта (представитель нанимателя и гражданский служащий) приостанавливают осуществление прав и обязанностей, установленных Федеральным законом № 79-ФЗ, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, за исключением отдельных прав и обязанностей, связанных с предоставлением социально-бытовых гарантий.
Основанием для приостановления прохождения гражданским служащим гражданской службы, и, соответственно, действия служебного контракта является акт государственного органа, содержащий ссылку на повестку о призыве на военную службу по мобилизации или уведомление федерального органа исполнительной власти о заключении с гражданским служащим контракта о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации. При этом указанное уведомление предоставляется федеральным органом исполнительной власти, с которым гражданский служащий заключил соответствующий контракт.
Служебный контракт приостанавливает свое действие с даты, указанной в повестке о призыве на военную службу по мобилизации или уведомлении федерального органа исполнительной власти о заключении с гражданским служащим контракта о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона № 53-ФЗ либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, что устанавливается актом государственного органа.
Действие служебного контракта считается приостановленным до момента возобновления его действия. Действие служебного контракта возобновляется в день выхода гражданского служащего на гражданскую службу на основании акта государственного органа.
При этом гражданский служащий обязан предупредить представителя нанимателя или непосредственного руководителя о своем выходе на гражданскую службу не позднее чем за три служебных дня.
Информация о дате окончания прохождения гражданским служащим военной службы по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона № 53-ФЗ, или о дате окончания действия заключенного гражданским служащим контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, предоставляется федеральным органом исполнительной власти, с которым был заключен соответствующий контракт.
В случае если гражданский служащий не вышел на гражданскую службу по истечении трех месяцев после окончания прохождения им военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона № 53-ФЗ, либо после окончания действия заключенного им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, расторжение служебного контракта с таким служащим осуществляется по инициативе представителя нанимателя по основанию, предусмотренному пунктом 84 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 379-ФЗ.
На должность гражданской службы, замещаемую гражданским служащим на основании служебного контракта, действие которого приостановлено, может быть принят гражданин Российской Федерации или гражданский служащий по срочному служебному контракту на период отсутствия основного гражданского служащего
в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 79-ФЗ.
В случае если после прохождения военной службы гражданский служащий по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, ему предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы в соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона № 79-ФЗ.
В случае смерти (гибели) гражданского служащего либо признания гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу, служебный контракт прекращается в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона № 79-ФЗ.

2. Гарантии, предоставляемые гражданским служащим
Гражданским служащим гарантируется сохранение замещаемой должности гражданской службы на дату призыва на военную службу по мобилизации, заключения контракта о прохождении военной службы либо контракта
о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Расторжение служебного контракта с гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя в период приостановления прохождения гражданской службы не допускается, за исключением случая упразднения государственного органа.
Гражданскому служащему, с которым приостанавливается действие служебного контракта, гарантируется выплата всех причитающихся ему выплат, в частности, денежного содержания за фактически отработанное время до даты, указанной в акте государственного органа о приостановлении действия служебного контракта.
По письменному заявлению гражданского служащего ему также выплачиваются денежная компенсация за часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, а также единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.
Право на государственные гарантии, предоставляемые гражданскому служащему и членам его семьи в соответствии с нормами законодательства о гражданской службе до приостановления действия служебного контракта (например, касающиеся медицинского обслуживания (страхования), а также иные государственные гарантии (при наличии оснований), сохраняются на период приостановления действия служебного контракта.
Период прохождения военной службы по призыву по мобилизации или по контракту о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона № 53-ФЗ либо контракту о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, включается в стаж гражданской службы.
Вместе с тем классные чины гражданской службы (классные чины юстиции, дипломатические ранги) в период приостановления действия служебного контракта не присваиваются. Присвоение классных чинов гражданской службы (классных чинов юстиции, дипломатических рангов) осуществляется после возобновления действия служебного контракта гражданского служащего.
Период военной службы либо оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, засчитывается в стаж гражданской службы, учитываемый для расчета дополнительного оплачиваемого отпуска.
Гражданскому служащему, завершившему прохождение военной службы либо оказание добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в течение шести месяцев после возобновления прохождения гражданской службы по его заявлению предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в любое удобное для него время.

3. Заключительные положения
Нормы Федерального закона № 379-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 г.
В связи с изложенным возможность восстановления действия служебных контрактов, ранее заключенных с гражданскими служащими, которые в добровольном порядке заключили контракты о прохождении военной службы и были уволены с гражданской службы по собственной инициативе до 21 сентября 2022 г., не предусматривается.
При этом Федеральным законом № 379-ФЗ предусмотрена дополнительная гарантия в отношении граждан, которые в период с 24 февраля по 21 сентября 2022 г. заключили в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона № 53-ФЗ контракт о прохождении военной службы или контракт об оказании добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и с которыми в указанный период были расторгнуты служебные контракты, которая предоставляет в течение трех месяцев после завершения прохождения военной службы по мобилизации или военной службы по контракту либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных
на Вооруженные Силы Российской Федерации, преимущественное право трудоустройства на гражданскую службу по ранее занимаемой должности у представителя нанимателя, с которым они состояли в служебных отношениях до заключения соответствующего контракта. В случае невозможности предоставления такой должности представитель нанимателя предлагает другую имеющуюся у него службу, не противопоказанную указанным гражданам по состоянию здоровья.
Указанная гарантия не изменяет порядка поступления граждан Российской Федерации на гражданскую службу, установленного Федеральным законом № 79-ФЗ, в том числе в части оценки соответствия квалификационным требованиям и профессионального уровня.
Под преимущественным правом следует понимать, что в случае если на должность гражданской службы претендуют двое и более граждан с сопоставимым профессиональным уровнем, то учитывается преимущественное право гражданина, определенное Федеральным законом № 379-ФЗ.

8. О возможности в 2022 и 2023 годах по решению представителя нанимателя назначения без проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации

Федеральным законом от 4 ноября 2022 г. № 424-ФЗ «О внесении изменений в статьи 22 и 25.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 424-ФЗ) вносится изменение в часть 4 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» и устанавливается возможность в 2022 и 2023 годах по решению представителя нанимателя не проводить конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно – конкурс, гражданская служба) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к высшей, главной, ведущей и старшей группам должностей гражданской службы.

Установленная Федеральным законом № 424-ФЗ возможность не отменяет необходимость проведения конкурсов, а дает право представителю нанимателя оперативно решать вопросы, связанные с замещением вакантных должностей гражданской службы, проведение конкурса по которым представляется затруднительным, в том числе в сложившейся социально-экономической обстановке, а также в случае невозможности назначения гражданина Российской Федерации или государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее соответственно – гражданин, гражданский служащий) на вакантную должность гражданской службы из кадрового резерва.

В данном случае решение представителя нанимателя о назначении без проведения конкурса должно носить индивидуальный характер применительно к конкретной должности гражданской службы, в этой связи такое решение следует принимать в отношении назначения гражданина или гражданского служащего на определенную вакантную должность гражданской службы.

В этой связи издание акта государственного органа, которым определяется перечень должностей гражданской службы, по которым в 2022 и 2023 годах конкурс может не проводиться, является избыточным.

При принятии решения представителем нанимателя о назначении гражданина или гражданского служащего на вакантную должность гражданской службы без проведения конкурса в акте государственного органа о соответствующем назначении необходимо указать основание такого назначения, т.е. ссылку на статью 2 Федерального закона № 424-ФЗ.

Принятие решения представителем нанимателя о назначении без проведения конкурса на должности гражданской службы, относящиеся к высшей, главной, ведущей и старшей группам должностей гражданской службы, невозможно без проведения оценки соответствия профессионального уровня кандидатов на замещение должностей гражданской службы.

До принятия проекта федерального закона № 212385-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 ноября 2022 г. в первом чтении (далее – законопроект № 212385-8),
и, которым в том числе предусматривается введение механизмов комиссионной оценки профессионального уровня для замещения должностей гражданской службы, осуществляемой как при назначении на должности гражданской службы по конкурсу, так и без его проведения, целесообразно руководствоваться основными положениями единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397 (далее – единая методика).

В частности, в соответствии с пунктом 5 единой методики для оценки профессионального уровня кандидатов, их соответствия квалификационным требованиям могут использоваться не противоречащие федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методы оценки, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, подготовку проекта документа, написание реферата и иных письменных работ, решение практических задач или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы.

Согласно пункту 7 единой методики методы оценки должны позволить оценить профессиональный уровень кандидатов в зависимости от областей и видов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, такие профессиональные и личностные качества, как стратегическое мышление, командное взаимодействие, персональная эффективность, гибкость и готовность к изменениям, – для всех кандидатов, а также лидерство и принятие управленческих решений – дополнительно для кандидатов, претендующих на замещение должностей гражданской службы категории «руководители» всех групп должностей и категории «специалисты» высшей, главной и ведущей групп должностей.

При этом, учитывая обязательность проведения тестирования и индивидуального собеседования в ходе конкурсной процедуры, также отмечаем целесообразность использования данных методов оценки при отборе кандидатов на бесконкурсной основе.

Одновременно при проведении соответствующей оценки возможно применение иных не противоречащих положениям федеральных законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации методов оценки, аналогично проводимой оценке при конкурсной процедуре, в зависимости от категорий и групп должностей, таких как, например, собеседование с руководителем структурного подразделения государственного органа, психологические исследования, опросники и иное.

Обращаем внимание, что обоснованность применения определенных методов оценки осуществляется исходя из анализа потребности государственного органа в кадрах, специфики должностных обязанностей гражданских служащих, которые не могут быть реализованы без наличия соответствующих знаний и умений, а также объективной возможности представителя нанимателя обеспечить эффективное применение указанных методов оценки.

Кроме того, учитывая тенденцию к цифровизации кадровой работы, также сообщаем о приоритетности использования методов оценки с применением информационно-коммуникационных систем в указанной деятельности.

После принятия законопроекта № 212385-8 оценку кандидатов при назначении на должности гражданской службы необходимо осуществлять на основании соответствующих норм данного законопроекта.

9. О некоторых вопросах применения положений статьи 202 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях методического обеспечения вопросов представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), на которых гражданин Российской
Федерации (далее - гражданин), претендующий на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба), государственный гражданский служащий Российской Федерации (далее - гражданский служащий) размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать (далее - сведения о сайтах), предусмотренных статьей 202 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ), подготовлены Методические рекомендации по заполнению формы представления сведений о сайтах, размещенные на официальной сайте Минтруда России (далее - Методические рекомендации).

Положениями части 2 статьи 202 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено представление сведений о сайтах по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 2867-р (далее - форма).

Обращаем внимание, что согласно положениям части 1 статьи 202 Федерального закона № 79-ФЗ, сайт и (или) страница сайта подлежит(-ат) отражению в форме при соблюдении одновременно следующих условий:

1) на сайте и (или) странице сайта размещалась общедоступная информация;

2) на сайте и (или) странице сайта размещались данные, позволяющие идентифицировать личность гражданина или гражданского служащего;

3) общедоступная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта непосредственно гражданином или гражданским служащим;

4) указанная информация размещалась на сайте и (или) странице сайта в течение отчетного периода, определенного положениями части 1 статьи 202 Федерального закона № 79-ФЗ.

  1. Предоставление сведений о сайтах в случае, если гражданином или гражданским служащим в отчетном периоде не размещалась общедоступная информация, позволяющая их идентифицировать.

Частью 1 статьи 202 Федерального закона № 79-ФЗ (далее - Федеральный закон № 79) предусмотрено, что сведения о сайтах представителю нанимателя представляют:

1) гражданин - при поступлении на гражданскую службу за три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу;

2) гражданский служащий - ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего.

В случае, если в течение отчетного периода на персональной странице сайтов социальных сетей, доступ к которым не был ограничен, гражданином или гражданским служащим не размещалась общедоступная информация, позволяющая их идентифицировать, форма представления сведений о сайтах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 2867-р, представляется с указанием того, что гражданином или гражданским служащим общедоступная информация, а также данные, позволяющие их идентифицировать, в соответствующий период не размещались.

Вместе с тем в соответствии с положениями пункта 12 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе
в случае непредставления сведений, предусмотренных статьей 202 Федерального закона № 79-ФЗ.

Учитывая установленные ограничения, а также обязанность гражданского служащего представлять вышеуказанные сведения, в случае их неразмещения в сети «Интернет» форма о сайтах не заполняется в части указания адресов сайтов и (или) страниц сайтов и представляется с указанием того, что гражданином (гражданским служащим) обозначенные сведения в соответствующий период не размещались.

  1. Отражение в форме информации о закрытых аккаунтах гражданина или гражданского служащего и сайтах, на которых ими размещались сведения в связи с поиском работы.

При определении необходимости указания сайта и (или) страницы сайта в сведениях о сайтах следует руководствоваться вышеперечисленными условиями, а также исходить из понятия общедоступной информации.

Так, данное понятие установлено частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ), в соответствии с которой под общедоступной информацией понимаются общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

При этом отсутствие ограничения в доступе к информации предполагает возможность неограниченного круга лиц беспрепятственно получать и по своему усмотрению использовать размещенную информацию без согласия и ведома гражданина или гражданского служащего.

В качестве данных, позволяющих идентифицировать личность гражданина или гражданского служащего, может выступать совокупность или одно из следующих сведений: фамилия и имя, фотография, место службы (работы).

В этой связи в форме не указываются сайты и (или) страницы сайтов, на которых размещена информация, доступ к которой имеет только гражданин или гражданский служащий или ограниченный круг лиц, установленный непосредственно гражданином или гражданским служащим, администратор (администраторы) сайтов, представители органов публичной власти и организаций, уполномоченные на обработку данной информации для целей предоставления государственных или муниципальных услуг и исполнения государственных или муниципальных функций.

Таким образом, учитывая, что при размещении гражданином или гражданским служащим информации (резюме) на сайтах, связанных с поиском работы, как правило, публикуется фотография, а также указываются фамилия и имя, и иные данные, позволяющие идентифицировать его личность, в случае размещения такой информации (резюме) или его дальнейшего уточнения в течение отчетного периода, страница соответствующего сайта подлежит отражению в форме.

  1. Отражение в форме информации о мессенджерах и персональных страницах (блогах) гражданина или гражданского служащего.

Согласно пункту 1.7 Методических рекомендаций адреса сайтов и (или) страниц сайтов электронной почты, сервисов мгновенных сообщений (например, ICQ, WhatsApp, Viber, Skype) не указываются при заполнении формы. При этом в случае использования мессенджера в качестве персональной страницы социальной сети, к примеру, ведение Telegram-канала (блога), адрес данной страницы сайта подлежит отражению в форме.

  1. Предоставление информации об аккаунтах гражданина или гражданского служащего в социальной сети, используемых третьими лицами.

В случае использования аккаунта гражданина или гражданского служащего в социальной сети третьими лицами считаем целесообразным обращение гражданина или гражданского служащего к администратору соответствующего сайта.

При этом гражданином или гражданским служащим может быть представлено лицу, уполномоченному на обработку сведений о сайтах, письмо администратора данного сайта с подтверждением факта использования его аккаунта в социальной сети третьими лицами, а также принятых мерах по удалению аккаунта в социальной сети.

В целях недопущения возможных затруднений в исполнении положений статьи 202 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим рекомендуется обеспечивать безопасность аккаунтов в социальных сетях, отслеживать факты использования аккаунта третьими лицами и в случае выявления принимать соответствующие меры для удаления аккаунта в социальной сети при отсутствии возможности восстановления своих прав на исключительное его использование.

Карта сайта