1. О проведении организационно-штатных мероприятий в отношении должностей государственной гражданской службы, замещенных государственными гражданскими служащими, находящимися в отпусках по беременности и родам и (или) по уходу за ребенком

Отношения, связанные с сокращением должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба), регулируются статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Таким образом, предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы доводится представителем нанимателя до тех гражданских служащих, которые подлежат увольнению непосредственно в связи с сокращением должностей гражданской службы.

Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ  представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы, все имеющиеся в государственном органе вакантные должности с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей может предложить вакантные должности в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На гражданских служащих, относящихся к отдельным категориям лиц, указанным в статье 261 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), распространяются предусмотренные данной статьей гарантии.

Согласно части 4 статьи 261 ТК РФ с женщиной, имеющей ребенка  в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается, за исключением указанных в ней случаев.

Таким образом, увольнение с гражданской службы указанных категорий лиц в связи с сокращением замещаемой должности, которое относится к числу случаев увольнения по инициативе представителя нанимателя, не допускается, что подтверждается Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 25-П.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 82 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ сокращение должностей гражданской службы в государственном органе относится к основаниям расторжения служебного контракта с гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя.

Из части 3 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 81 части 1 данной статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание предусмотренную статьей 261 ТК РФ гарантию, гражданский служащий, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, не может быть уволен по инициативе представителя нанимателя по причине сокращения замещаемой им должности гражданской службы.

В этой связи на практике следует избегать случаи проведения организационно-штатных мероприятий в отношении тех должностей, которые замещены гражданскими служащими, относящимися к категории граждан, перечисленных в части 4 статьи 261 ТК РФ.

Если же избежать сокращения таких должностей невозможно (например, при реорганизации или упразднении государственного органа), то при проведении организационно-штатных мероприятий с гражданским служащим, отсутствовавшим на службе по указанным выше обстоятельствам и за которым в соответствии с законодательством на период отсутствия сохраняется должность гражданской службы, государственно-служебные отношения должны быть продолжены (т.к. его увольнение в рассматриваемый период не допускается) посредством предложения ему иной должности в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ и перевода на нее с согласия гражданского служащего.

Что же касается гражданских служащих, замещающих «декретные» должности на условиях срочного служебного контракта на период отсутствия основного сотрудника, то порядок действий в отношении указанных лиц при сокращении должностей зависит от сопутствующих обстоятельств.

Так, гражданский служащий, за которым в установленном законодательством порядке сохраняется должность, может в любое время выйти на службу. В этом случае в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона № 79-ФЗ срочный служебный контракт, заключенный с гражданским служащим на период замещения отсутствующего гражданского служащего, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

Таким образом, в том случае, если гражданский служащий, за которым сохраняется должность, выйдет на службу до сокращения должностей гражданской службы, с гражданским служащим, временно замещавшим на этот период сохраняемую за ним должность гражданской службы, служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.

В том случае, если гражданский служащий, за которым сохраняется должность, не собирается выходить на службу и соглашается с предложенной ему должностью гражданской службы, гражданский служащий, который временно замещает должность гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым она сохраняется, по нашему мнению, должен быть предупрежден представителем нанимателя за два месяца до предстоящего сокращения, и, соответственно, отношения с ним могут быть продолжены в случае предложения ему иной должности (в том числе на условиях срочного служебного контракта) или прекращены на основании пункта 82 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.
2. О порядке уведомления государственных гражданских служащих о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности государственной гражданской службы и возможности досрочного прекращения государственно-служебных отношений

Отношения, возникающие между представителем нанимателя и государственным гражданским служащим (далее – гражданский служащий) при сокращении должностей государственной гражданской службы (далее – гражданская служба), в том числе права и обязанности сторон, регламентированы положениями статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

Так, в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального № 79-ФЗ представитель нанимателя обязан предупредить гражданских служащих о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемых ими должностей гражданской службы или упразднением государственного органа персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Частью 6 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 82 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 83 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

Из части 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока увольнения, указанного в уведомлении, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Применяя перечисленные нормы Федерального закона № 79-ФЗ на практике, необходимо учитывать, что увольнение в связи с сокращением должности гражданской службы относится к числу оснований увольнения по инициативе представителя нанимателя (статья 37 Федерального закона № 79-ФЗ).

Таким образом, увольнение по рассматриваемому основанию не зависит от волеизъявления гражданского служащего (как, например, увольнение по инициативе гражданского служащего или по соглашению сторон), а осуществляется по решению представителя нанимателя в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, под которыми понимается совокупность действий, направленных на совершенствование (изменение) организационно-штатной структуры государственного органа, сопровождающееся сокращением должностей гражданской службы, или прекращение деятельности органа в связи с его упразднением.

Из части 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ прямо следует, что двухмесячный срок предупреждения о предстоящем увольнении в связи с сокращением должности является минимальным, а не предельным временным периодом, по истечении которого государственно-служебные отношения с гражданскими служащими подлежат расторжению.

Заблаговременная организация работы по уведомлению гражданских служащих о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей или упразднением государственного органа способствует созданию оптимальных условий для организации и проведения оценочных мероприятий в отношении гражданских служащих, подлежащих увольнению в связи с осуществлением организационно-штатных мероприятий, и определения преимущественного права на продолжение государственно-служебных отношений, а также эффективной организации взаимодействия с государственными органами по вопросу трудоустройства указанных служащих (пункт 20 Методических рекомендаций по внедрению механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, разработанных Минтрудом России во исполнение подпункта «а» пункта 2 Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 403).

Таким образом, представитель нанимателя вправе уведомить гражданских служащих о предстоящем увольнении и более чем за два месяца до введения в действие нового штатного расписания государственного органа и сокращения в связи с этим должностей гражданской службы.

Требования к форме и содержанию такого уведомления, а также предельный срок, в течение которого организационно-штатные мероприятия в государственном органе должны быть завершены, законодательно не определены. Вместе с тем, как правило, в таком уведомлении указывается планируемый срок увольнения гражданских служащих исходя из даты завершения организационно-штатных мероприятий, определяемой в локальных актах государственного органа (например, приказ о внесении изменений в штатное расписание или о введении нового штатного расписания).

До завершения организационно-штатных процедур (истечения срока предупреждения об увольнении) гражданские служащие, отказавшиеся от предложенных им в установленном порядке для замещения иных должностей в том же или другом государственном органе, продолжают замещать должности гражданской службы и выполнять возложенные на них обязанности в соответствии с нормами законодательства о гражданской службе.

Частью 7 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено исключение из общего правила, когда государственно-служебные отношения могут быть прекращены с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность, и до истечения срока предупреждения об увольнении.

Однако такое досрочное увольнение возможно только по инициативе (с согласия) представителя нанимателя, являясь его правом, а не обязанностью.

Если же гражданский служащий не желает дожидаться окончания организационно-штатных мероприятий и сокращения его должности, то он вправе уволиться с гражданской службы по собственной инициативе.

Однако такое увольнение, инициатором которого является уже не представитель нанимателя, а сам гражданский служащий, будет осуществляться в порядке, установленном статьей 36 Федерального закона № 79-ФЗ (по инициативе гражданского служащего), без выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренной частью 31 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.