1. О порядке оплаты дней выезда государственного гражданского служащего в служебную командировку и возвращения из нее, если они приходятся на выходные или праздничные дни

Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих утверждены Указом Президента от 18 июля 2005 г. № 813 (далее ‒ Порядок).

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что днем выезда в служебную командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от постоянного места прохождения гражданским служащим федеральной государственной гражданской службы (далее – гражданская служба), а днем приезда из служебной командировки – день прибытия указанного транспортного средства в постоянное место прохождения гражданским служащим гражданской службы.

Таким образом, дни выезда в командировку и дни возвращения из нее (дни нахождения в пути) считаются днями командировки.

В этой связи с учетом положений Порядка, а также норм трудового права, субсидиарно применяемых к отношениям, связанным с гражданской службой, дни отъезда, приезда, а также дни нахождения в пути в период командировки относятся к дням командировки, а, следовательно, к служебным дням, в связи с чем в случае, если они выпадают на выходные или нерабочие праздничные дни, указанные дни командировки подлежат оплате согласно статье 153 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

При этом если для случая выезда гражданского служащего в служебную командировку по распоряжению представителя нанимателя или уполномоченного им лица в выходной день механизм компенсации определен с предоставлением другого дня отдыха в порядке, установленном частью 4 статьи 153 ТК РФ (пункт 33 Порядка), то вопрос о компенсации дней возвращения по распоряжению представителя нанимателя или уполномоченного им лица из служебной командировки, приходящихся на выходные или нерабочие праздничные дни, решается гражданским служащим в целом в соответствии с положениями указанной статьи ТК РФ (посредством двойной оплаты или также с предоставлением другого выходного дня).

Так, из статьи 153 ТК РФ следует, что оплата труда в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

При этом работа в выходной или нерабочий праздничный день работникам, получающим оклад (должностной оклад), оплачивается в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Частью 4 данной статьи ТК РФ предусмотрено, что по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

При расчете размера оплаты труда гражданского служащего в выходной или праздничный день необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28 июля 2018 г. № 26-П, о том, что часть первая статьи 153 ТК РФ предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

В этой связи при расчете размера оплаты труда гражданского служащего за работу в выходные и нерабочие праздничные дни следует исходить не только из должностного оклада, но и из стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных в составе денежного содержания гражданских служащих.

Учитывая вышеизложенное, при компенсации дней возвращения из служебной командировки, приходящихся на выходные или нерабочие праздничные дни (в том числе если время в пути занимает более суток), без предоставления других дней отдыха по желанию гражданского служащего, за такие дни нахождения в пути гражданскому служащему сверх дневного денежного содержания должно быть выплачено двойное дневное денежное содержание, рассчитанное исходя из оклада денежного содержания, а также компенсационных и стимулирующих выплат, входящих в состав денежного содержания.

При компенсации дней нахождения в пути (как дней проезда к месту командирования, так и дней возвращения из него) с предоставлением гражданскому служащему других дней отдыха, за такие дни нахождения в пути гражданскому служащему сверх дневного денежного содержания выплачивается одинарное дневное денежное содержание, а при возвращении их командировки предоставляются дополнительные выходные дни.

При этом оплате в повышенном размере в вышеназванных случаях подлежат только часы, проведенные в выходной или нерабочий праздничный день в пути.
2. О распространении на государственных гражданских служащих положений статьи 1851 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающие гарантии работникам при прохождении диспансеризации

Согласно статье 1851 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

Для работников, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, действует эта же норма, но с другими сроками. В течение пяти лет до наступления пенсионного возраста при прохождении диспансеризации работники имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

При этом для получения таких дней работник должен написать письменное заявление и согласовать день (дни) освобождения от работы с работодателем.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) установлено, что законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям части 7 вышеназванной статьи Федерального закона № 323-ФЗ порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Так, в целях реализации данной нормы издан Порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденный приказом Минздрава России от 13 марта 2019 г. № 124н (далее – Порядок).

Данный Порядок распространяется на всех граждан Российской Федерации и регулирует вопросы добровольного прохождения диспансеризации в медицинской организации, в которой гражданин получает первичную медико-санитарную помощь. Государственные гражданские служащие (далее – гражданские служащие) как граждане Российской Федерации имеют право на прохождение общей диспансеризации в соответствии с вышеуказанным Порядком.

Помимо этого, в отношении гражданских служащих предусмотрено проведение обязательной ежегодной диспансеризации в целях выявления заболеваний, препятствующих замещению должностей государственной гражданской службы (далее – гражданская служба), порядок прохождения которой утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 984н.

Учитывая положения части 3 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), согласно которым гражданским служащим предоставляются иные государственные гарантии, установленные федеральными законами, а также принимая во внимание субсидиарное применение положений ТК РФ к отношениям, связанным с гражданской службой (статья 73 Федерального закона № 79-ФЗ), гражданский служащий имеет право на предоставление гарантий, предусмотренных статьей 1851 ТК РФ.

При этом право на предоставление предусмотренных в статье 1851 ТК РФ оплачиваемых выходных дней гражданский служащий может реализовать вне зависимости от вида проходимой диспансеризации – общей диспансеризации в соответствии с Порядком или обязательной диспансеризации, порядок прохождения которой регламентирован приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 984н.

Одновременно обращаем внимание, что право, предусмотренное статьей 1851 ТК РФ, возникает у гражданского служащего один раз в течение сроков, установленных данной статьей (для лиц предпенсионного и пенсионного возраста – один раз в год, а для иных лиц – один раз в три года).

Для реализации такого права гражданский служащий должен представить представителю нанимателя соответствующее заявление и согласовать с ним день (дни) освобождения от служебных обязанностей. На основании письменного заявления гражданского служащего издается локальный акт о представлении гражданскому служащему выходного дня (дней) для прохождения диспансеризации.

При этом в случае если гражданский служащий решил воспользоваться правом на дополнительный выходной день (дни) в целях прохождения обязательной диспансеризации в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 984н, то соответствующий выходной день (дни), по нашему мнению, должен быть определен с учетом утвержденного представителем нанимателя графика прохождения диспансеризации гражданскими служащими.
3. О порядке оплаты труда государственного гражданского служащего за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и в ночное время

Вопросы оплаты труда государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие) за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также в ночное время Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) не урегулированы, в связи с чем в силу положений статьи 73 Федерального закона № 79-ФЗ в рассматриваемом случае субсидиарно применяются федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.

В соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работа в выходной или нерабочий праздничный день работникам, получающим оклад (должностной оклад), оплачивается в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Статьей 154 ТК РФ установлено, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) – 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации установлена минимальная гарантия повышения оплаты труда за работу в ночное время для работников организаций всех видов экономической деятельности независимо от организационно-правовых форм, привлекаемых к работе в ночное время. Коллективным договором, локальным нормативным актом, а также трудовыми договорами могут устанавливаться более высокие размеры оплаты труда за работу в ночное время.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июля 2018 г. № 26-П, часть первая статьи 153 ТК РФ предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Учитывая, что предусмотренные статьями 153 и 154 ТК РФ порядки оплаты труда работников в условиях, отклоняющихся от нормальных, имеют одинаковую правовую и смысловую природу, а также принимая во внимание схожесть механизма расчета оплаты работы в выходные дни и в ночное время, вышеназванная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, по нашему мнению, должна применяться во всех описанных случаях, в связи с чем при расчете размера оплаты труда гражданского служащего как за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, так и в ночное время следует исходить не только из должностного оклада, но и из стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных в составе денежного содержания служащих в соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ.

При этом в целях обеспечения должной правовой регламентации указанных правоотношений размер оплаты труда за работу гражданского служащего в выходной или нерабочий праздничный день, а также в ночное время целесообразно предусмотреть в локальном нормативном акте государственного органа с учетом положений вышеназванного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
4. О порядке учета выплат, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых на дополнительное материальное стимулирование указанных лиц, при исчислении денежного содержания

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) оплата труда федерального государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, перечень которых установлен частью 5 данной статьи Федерального закона № 79-ФЗ.

Согласно указанной норме Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания гражданского служащего, относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Таким образом, указанными положениями Федерального закона № 79-ФЗ определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания единственной выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя.

Частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона № 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.

При установлении размеров выплат, входящих в состав денежного содержания гражданских служащих, Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (подпункт «б» пункта 13) Правительству Российской Федерации было дано поручение утвердить порядок исчисления денежного содержания гражданского служащего в отдельных установленных случаях.

В этих целях постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила), пунктом 2 которых установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены.

Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии со статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ.

С 2013 г. в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов (далее – средства материального стимулирования).

При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим, т.е. в указанных актах такая выплата, как «материальное стимулирование» или «средства материального стимулирования», не предусмотрена. Данные постановления содержат только положения об объемах бюджетных ассигнований сверх установленных фондов оплаты труда, доводимых каждому органу в целях материальной мотивации гражданских служащих.

Таким образом, учитывая, что законодательными актами и актами Правительства Российской Федерации вопросы, связанные с порядком выплаты гражданским служащим средств за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделяемых органам в целях материального стимулирования гражданских служащих, не урегулированы, данные вопросы решаются каждым федеральным государственным органом самостоятельно.

В целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка средства материального стимулирования с учетом их целевого характера, по нашему мнению, должны выплачиваться гражданским служащим в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий.

Такой порядок реализации указанных средств позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.
5. О порядке предоставления государственному гражданскому служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет

Предоставление государственным гражданским служащим (далее – гражданские служащие) отпусков осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

Частями 5 и 6 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ определена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемая гражданскому служащему, а также предусмотрено, что при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя в соответствии с частью 9 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ.

Таким образом, право гражданского служащего на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет, продолжительность которого установлена статьей 46 Федерального закона № 79-ФЗ, определяется на дату предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с графиком отпусков и с учетом служебного года, за который этот отпуск предоставляется.

Так, например, служебный год гражданского служащего исчисляется с 15 мая 2018 г. по 14 мая 2019 г., а стаж государственной гражданской службы (далее –гражданская служба) составляет 4 года. За этот служебный год гражданскому служащему полагается 34 к.д. отпуска (30 к.д. – основной отпуск, 1 к.д. – отпуск за выслугу лет, 3 к.д. – отпуск за ненормированный служебный день).

С 15 мая 2019 г. стаж гражданской службы гражданского служащего составит 5 к.д., в связи с чем за служебный год с 15 мая 2019 г. по 14 мая 2020 г. гражданскому служащему будет положено 38 к.д. отпуска (30 к.д. – основной отпуск, 5 к.д. – отпуск за выслугу лет, 3 к.д. – отпуск за ненормированный служебный день).

При составлении графика отпусков на 2019 г. в него в обязательном порядке включаются неотгуленные дни ежегодного оплачиваемого отпуска за служебный год 2018 – 2019 гг., а также дни ежегодного оплачиваемого отпуска за служебный год 2019 – 2020 гг. (частично или в полном объеме).

При этом необходимо учитывать, что в рассматриваемом случае служебный год гражданского служащего 2019 – 2020 гг. частично совпадает с двумя календарными годами, в каждом из которых формируется график отпусков (2019 и 2020 гг.), в связи с чем общая продолжительность отпуска за этот служебный год может быть разбита по частям и реализована частично как в 2019 г., так и в 2020 г. путем включения указанных частей отпусков в графики на соответствующие года.

При этом должно быть соблюдено установленное частью 91 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ правило о том, что минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемая гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней.

Неиспользованные дни отпуска за предыдущие периоды могут быть предоставлены гражданскому служащему по графику отпусков или вне графика по его письменному заявлению и с согласия представителя нанимателя, а также предоставлены при увольнении «в натуре» или заменены денежной компенсацией.
6. О выплате государственным гражданским служащим при увольнении с государственной гражданской службы выходных пособий, предусмотренных статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации

Отношения, связанные с государственной гражданской службой (далее – гражданская служба), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ государственным гражданским служащим (далее – гражданские служащие) помимо гарантий, перечисленных в данной статье, предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами. Помимо этого, частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено произведение гражданским служащим других выплат, не считая тех, что включены в состав их денежного содержания, если они установлены соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Частью 3 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрена выплата работнику выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка при расторжении трудового договора в связи с:

  • отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (пункт 8 части первой статьи 77 ТК РФ);
  • призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части первой статьи 83 ТК РФ);
  • восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (пункт 2 части первой статьи 83 ТК РФ);
  • отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (пункт 9 части первой статьи 77 ТК РФ);
  • признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части первой статьи 83 ТК РФ);
  • отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части первой статьи 77 ТК РФ).

Вышеназванные положения статьи 178 ТК РФ субсидиарно применяются к отношениям, связанным с гражданской службой.

При этом следует отметить, что Федеральным законом № 79-ФЗ установлены собственные основания прекращения служебного контракта и увольнения с гражданской службы, аналогичные вышеизложенным основаниям, предусмотренным ТК РФ.

К числу таких оснований на гражданской службе, при которых гражданскому служащему в силу субсидиарного применения норм статьи 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка, относятся:

  • отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (пункт 8 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ);
  • призыв гражданского служащего на военную службу или направление его на альтернативную гражданскую службу (пункт 1 части 1 статьи 39 Федерального закона № 79-ФЗ);
  • восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда (пункт 2 части 1 статьи 39 Федерального закона № 79-ФЗ);
  • отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (пункт 9 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ);
  • признание гражданского служащего полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 39 Федерального закона № 79-ФЗ);
  • отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (пункт 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ).

Что касается вопроса, связанного с исчислением денежного содержания гражданского служащего для расчета указанных выходных пособий, то сообщаем следующее.

По исполнение подпункта «б» пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» принято постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2006 г. № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих».

Положения данного постановления Правительства Российской Федерации и утвержденных им Правил распространяются на правоотношения, связанные с федеральной гражданской службой, и применяются в случаях, перечисленных в пункте 1 указанных Правил. В указанном пункте Правил случай исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих для определения размера выходного пособия не предусмотрен.

В связи с отсутствием специального правового регулирования этих вопросов на федеральной гражданской службе при решении вопросов, связанных с определением размера выходного пособия в размере двухнедельного денежного содержания гражданских служащих, следует руководствоваться нормами Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. № 922 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).

Пунктом 9 Положения установлено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
7. О порядке исчисления стажа государственной гражданской службы, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск

Порядок предоставления ежегодных отпусков государственным гражданским служащим (далее – гражданские служащие) регулируется статьей 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) и Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), положения которого в силу статьи 73 Федерального закона № 79-ФЗ применяются к отношениям, связанным с государственной гражданской службой (далее – гражданская служба), в части, не урегулированной Федеральным законом № 79-ФЗ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется гражданским служащим за каждый служебный (а не календарный) год. При этом под служебным (рабочим) годом понимается равный календарному году временной интервал, исчисленный с даты поступления на гражданскую службу в соответствующий государственный орган.

Следует отметить, что статьей 121 ТК РФ урегулированы вопросы, связанные с исчислением стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска.

Согласно части 1 указанной статьи в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность).

Таким образом, учитывая, что отпуск по беременности и родам относится к периодам времени, когда женщина фактически не работает, но за ней сохраняется место работы (должность), продолжительность данного отпуска включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск. При этом если какие-либо периоды в силу части 2 статьи 121 ТК РФ, в том числе время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, не включаются в стаж работы для предоставления отпуска, то окончание служебного года, за который предоставляется отпуск, отодвигается на число дней, не включаемых в стаж работы для отпуска.

В этой связи нахождение в отпуске по уходу за ребенком влечет за собой смещение служебного года гражданского служащего для предоставления ежегодного отпуска на число дней отсутствия работника, исключаемых из стажа работы для отпуска в соответствии со статьей 121 ТК РФ.
8. О порядке произведения государственному гражданскому служащему единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) оплата труда государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее – гражданские служащие) производится в виде денежного содержания.

В соответствии с пунктом 6 части 5 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (далее – единовременная выплата) отнесена к числу составных частей денежного содержания гражданского служащего и средства на ее произведение в обязательном порядке ежегодно предусматриваются в фонде оплаты труда гражданских служащих государственного органа по каждой должности (пункт 7 части 2 статьи 51).

Таким образом, единовременная выплата, производимая гражданскому служащему к ежегодному оплачиваемому отпуску, носит гарантированный ежегодный характер. При этом указанная выплата не поставлена в зависимость от служебного года гражданского служащего, за который ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется.

В этой связи при предоставлении гражданскому служащему любой из частей ежегодного оплачиваемого отпуска, вне зависимости от того, за какой период государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) он предоставляется, единовременная выплата производится один раз в календарном году.
9. О порядке предоставления государственным гражданским служащим отпуска без сохранения денежного содержания

Предоставление государственному гражданскому служащему (далее – гражданский служащий) отпусков осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

Частью 15 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года.

Данная норма Федерального закона № 79-ФЗ не носит императивного характера и не конкретизирует условия предоставления такого отпуска.

Из установленного правового регулирования следует, что основанием для рассмотрения представителем нанимателя вопроса о предоставлении отпуска без сохранения денежного содержания гражданскому служащему является наличие его письменного заявления с указанием причины, по которой служащий просит о таком отпуске. При этом уважительность причины оценивается представителем нанимателя самостоятельно, руководствуясь индивидуальным подходом к каждому конкретному случаю с учетом всех имеющихся обстоятельств.

Что касается продолжительности предоставляемого отпуска без сохранения денежного содержания, то с учетом определяющей роли представителя нанимателя в решении вопроса о предоставлении такого отпуска гражданскому служащему, его продолжительность по решению представителя нанимателя с учетом служебной необходимости может быть уменьшена по сравнению с заявленной гражданским служащим.

В случае согласия гражданского служащего на получение им отпуска без сохранения денежного содержания продолжительностью, определенной представителем нанимателя, оформляется соответствующий приказ государственного органа.