Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Отчет о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

Отчет о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»

  1. Основные результаты, достигнутые в отчетном году. Причины не достижения ожидаемых результатов.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» (далее - Госпрограмма) предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, включая решение вопросов образования и занятости инвалидов, и государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод, что способствует полноценному участию инвалидов в жизни страны.

В рамках реализации Госпрограммы в 2019 обеспечено:

увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов до 66,9 процента;

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов до 67,4 процента;

увеличение доли субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 30,6 процента;

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые) до 71,1 процента;

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) до 73,1 процента;

При этом значение по показателю доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации не было достигнуто.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2020 года численность инвалидов в трудоспособном возрасте составила 3 455,8 тыс. чел., при этом в целом за 2019 год численность работавших инвалидов в трудоспособном возрасте составила 1 107,3 тыс. чел. (или 32% от численности инвалидов трудоспособного возраста).

Не достижение планового значения показателя обусловлено тем, что в 2019 году снизилось количество инвалидов, а соответственно и инвалидов трудоспособного возраста с 3 486,6 тыс. чел. до 3 455,8 чел. (в сравнении с 2018 годом), а также незначительно увеличилась численность инвалидов трудоспособного возраста I группы инвалидности, для которых поиск работы сложнее чем для инвалидов II и III группы.

В рамках реализации подпрограммы 1 Госпрограммы в 2019 обеспечено:

увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 98,8 процентов;

увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста до 45 процентов;

увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций до 20,2 процента;

увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста до 95,3 процента;

увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций до 24,17 процента;

транслирование 13365 часов субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов;

увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан до 66,2 процента;

увеличение количества обращений (консультаций) в информационно-справочный центр поддержки граждан по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, в том числе женщин-инвалидов, девочек-инвалидов, а также пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций до 27500 единиц;

увеличение доли профессиональных образовательных организаций, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций до 43,5 процента;

увеличение удельного веса числа образовательных организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 24,1 процента;

доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста составила 98,8 процента – отклонение показателя в отрицательную сторону связано с низкими фактическими значениями достигнутыми Смоленской областью (83%) и Псковской областью (83,8%) и обусловлено объективными причинами: состояние здоровья детей-инвалидов, нахождение на длительном лечении, проживание семей с детьми-инвалидами в другом субъекте Российской Федерации (при этом учет статистических данных ведется по месту постоянной регистрации ребенка). Работа по охвату всех детей общим образованием проведена, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, ведет персонифицированный учет.

При этом, по ряду показателей значения определены согласно предварительным расчетам и будут уточнены при формировании уточненного годового отчета. Так прогнозные значения представлены по следующим показателям:

увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава (автобусного - до 18,7 процента, трамвайного - до 18,4 процента, троллейбусного - до 33,8 процента);

увеличение доли станций метро, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве станций метро до 26,1 процента;

Данные показатели рассчитываются на основе данных государственного (федерального) статистического наблюдения (формы федерального статистического наблюдения № 65-автотранс «Сведения о деятельности пассажирского автомобильного транспорта» и № 65-ЭТР «Сведения о городском электрическом транспорте»). Согласно Федеральному плану статистических работ, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 6.05.2008 № 671-р, срок предоставления (распространения) Росстатом официальной статистической по указанным формам составляет 28 июля.

В целях соблюдения сроков представления информации о фактическом значении показателя в рамках годового отчета, Минтранс России письмом от 27.12.2019 № АС-Д3-23/22117 обратился в Росстат с просьбой внести изменения в соответствующие формы федерального статистического наблюдения. Фактическое значение показателя будет скорректировано Минтрансом России при формировании уточненного годового отчета.

увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности этой категории населения до 70,1 процента – в соответствии с пунктом 47.5. распоряжения Правительства Российской Федерации от 6.05.2008 № 671-р информация по адаптивной физической культуре и спорту по Российской Федерации утверждается приказом Минспорта России ежегодно до 1 марта. В настоящее время статистические данные обрабатываются Минспортом России по мере поступления информации от всех субъектов Российской Федерации (по форме 3-АФК). Фактическое значение показателя будет скорректировано при формировании уточненного годового отчета.

В рамках реализации подпрограммы 2 Госпрограммы в 2019 обеспечено:

увеличение доли реабилитационных организаций, подлежащих включению в региональную систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, до 50 процентов;

увеличение доли граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (услугами), в общем числе граждан, получивших технические средства реабилитации (услуги), до 99 процентов;

увеличение доли инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости, в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости, до 57,1 процентов;

увеличение доли выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов, до 95 процентов;

увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (по отношению к значению показателя предыдущего года), до 108,4 процента;

уменьшение доли студентов из числа инвалидов, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета, отчисленных по причине академической задолженности, в общей численности инвалидов, принятых на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, до 7 процентов;

увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (по отношению к значению показателя предыдущего года), до 110 процентов;

уменьшение доли студентов из числа инвалидов, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости, до 2,08 процента;

увеличение граждан, использующих механизм получения государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами в электронной форме, в общем числе граждан, подавших заявление на получение государственных услуг, до 30,96 процента;

увеличение численности инвалидов, которым оказаны услуги по протезированию в период пребывания их в стационарах сложного протезирования федеральных государственных унитарных предприятий до 9 283 человека.

При этом значения ряда показателей не были достигнуты:

доля субъектов Российской Федерации, имеющих план мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в общем количестве субъектов Российской Федерации (плановое значение на 2019 год составляло 46,2 процента, при этом фактическое значение составило 25,9 процента), что обусловлено следующим – по итогам 2018 года 20 субъектами Российской Федерации (23,5 процента) сообщено о реализации планов. При этом отдельными регионами отмечалось желание реализации региональных программ. Однако возникала необходимость подготовки обеспечения финансовых возможностей регионального бюджета в части финансирования расходов на реализацию соответствующих мероприятий.

Так, некоторые из них в 2019 году утвердили региональные программы, а некоторые - только приступили к их разработке.

В 2019 году для участия в Госпрограмме в 2020 году в Минтруд России проекты региональных программ представили уже 60 регионов из 85, что свидетельствует об уменьшении числа субъектов Российской Федерации, которые собираются реализовывать планы, и соответственно об увеличении количества регионов, формирующих систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов программным методом;

количество высокопроизводительных рабочих мест на федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических и специализированных предприятиях (далее – ВПРМ) (плановое значение на 2019 год составляло 4801 единица, при этом его фактическое значение составило 3168 единиц) – отклонение фактического значения показателя от планового обусловлено рядом факторов, которые оказали влияние на его не достижение.

Факторами, влияющими на создание высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ), являются: фонд начисленной заработной платы на предприятии за год, среднемесячная заработная плата 1 работника по основному виду деятельности.

Эти факторы напрямую зависят от объемов продажи товаров, продукции, работ, услуг, чистой прибыли предприятий.

Отрицательную динамику показателя создания ВПРМ на ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России в 2019 году можно связать с рядом факторов:

  1. Снижение доли и объемов заключенных контрактов:

- значительная доля аукционов и конкурсов были объявлены для субъектов малого предпринимательства (доля конкурсов, объявленных для субъектов малого предпринимательства в 2019 году в отдельных регионах составляет более 20%: такие области как: Тюменская – 42,78%, Калужская – 41,16%, Тульская – 33,77%, Архангельская – 25,9%, Оренбургская – 23,87%, Пермский край – 29,71%, Республика Карелия (Петрозаводск) – 22,6%);

- значительное снижение начальной (максимальной) цены государственных контрактов (средний процент падения составил 10,16% (филиалы: Архангельский, Брянский, Вологодский», Воронежский, Екатеринбургский) вследствие влияния конкурентной среды в указанных регионах).

- изменение порядка обеспечения инвалидов высокофункциональными дорогостоящими протезами, ортезами, колясками и проч. Также послужило причиной снижения количества и объема в финансовом выражении заключенных государственных контрактов (постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2019 № 605 внесены изменения в Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7.04.2008 № 240, предусматривающие, в том числе при принятии решения уполномоченным органом о возможности и сроке дальнейшего пользования или необходимости замены по истечении установленного срока пользования технического средства (изделия), или необходимости ремонта технических средств подтверждения в соответствии с заключением медико-технической комиссии по результатам проведенной экспертизы).

  1. Увеличение налоговой нагрузки (повышение ставки налога на добавленную стоимость на 2% с 1.01.2019), рост цен на товары и производственные услуги (по данным Центрального банка Российской Федерации на 2019 г. прогнозный индекс инфляции составил 4,7-5,2%), повлекший рост стоимости материальных ресурсов, необходимых для производства продукции.
  2. Рост затрат на участие предприятия в конкурсных процедурах (с 1.07.2018 ч. 4 ст. 24.1. Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ введена плата за участие компаний в электронных торгах – до одного процента от начальной (максимальной) цены контракта), а также рост затрат на индексацию заработной платы сотрудников предприятия (в соответствии со статье 134 Трудового кодекса Российской Федерации индексация заработной платы сотрудников предприятия составила 5,4%) привели к росту себестоимости реализованной предприятием продукции на 11,6% по сравнению с 2018 годом.

Указанные причины не позволили предприятию достигнуть запланированных на 2019 год значений показателя.

Одновременно, необходимо отметить, что мероприятия Госпрограммы в настоящее время не оказывают влияние на данный показатель, поскольку, начиная с 1.01.2018 субсидии федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим и специализированным предприятиям в целях возмещения убытков, связанных с реализацией протезно-ортопедических изделий и услуг по протезированию по ценам ниже себестоимости в рамках, Госпрограммы не предоставляются. Данный показатель исключен из Госпрограммы начиная с 2020 года.

увеличение доли граждан, время ожидания которых в очереди при обращении в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для получения государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации и услугами составило не более 15 минут, в общей численности граждан, обратившихся в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (плановое значение на 2019 год составляло 100 процентов, при этом его фактическое значение составило 41 процент) - фактическое значение данного показателя рассчитано на основании данных по итогам репрезентативных социологических исследований (государственный контракт от 02.07.2019 № 01951000003190000710001), осуществленных в разрезе целевых групп, субъектов Российской Федерации и федеральных округов с использованием анкеты для определения степени удовлетворенности получателей услуги по предоставлению технических средств реабилитации (ТСР). Расчет интегрального показателя осуществлен с учетом весовых коэффициентов, отражающих распределение инвалидов по федеральным округам.

Также, по ряду показателей значения определены согласно предварительным расчетам и будут уточнены при формировании уточненного годового отчета. Так прогнозные значения представлены по следующим показателям:

увеличение темпа прироста производительности труда на федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических и специализированных предприятиях - фактическое значение определено согласно предварительным расчетам и составило 50 процентов – мероприятия Госпрограммы в настоящее время не оказывают влияние на данный показатель, поскольку, начиная с 1.01.2018 субсидии федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим и специализированным предприятиям в целях возмещения убытков, связанных с реализацией протезно-ортопедических изделий и услуг по протезированию по ценам ниже себестоимости, в рамках Госпрограммы не предоставляются. Данный показатель исключен из Госпрограммы начиная с 2020 года.

Одновременно, необходимо отметить, что к факторам, влияющими на динамику производительности труда на федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических предприятиях Минтруда России, относятся объем произведенной продукции предприятием за год в финансовом выражении (выручка за 2019 год, чистая прибыль предприятия за 2019 год).

Указанные финансово-экономические показатели за 2019 год в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» будут представлены ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России по итогам сведения годовой бухгалтерской отчетности в срок до 5 апреля 2020 года.

увеличение доли инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы инвалидов - фактическое значение определено согласно предварительным расчетам и составило 98 процентов. Сбор и анализ информации, о предоставленных инвалидам ТСР по результатам отчетного года проводится в соответствии с формой федерального статистического наблюдения №1-собес (ТСР) (далее – форма Собес-1 (ТСР)), утвержденной приказом Росстата от 24.10.2019 № 621 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации федерального статистического наблюдения за обеспеченностью инвалидов техническими средствами реабилитации, а также ветеранов протезами и протезно-ортопедическими изделиями» (далее - приказ Росстата № 621).

Данная отчетная форма Собес-1 содержит информацию о количестве предоставленных ТСР и услугах (единиц), численности инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, состоящих в отчетном периоде на учете в уполномоченном органе по обеспечению ТСР и услугами (человек) – по видам изделий, а также общей численности получателей ТСР и услуг, обеспеченных в отчетном году  в полном объеме, не в полном объеме - частично, не обеспеченных в отчетном году (человек), а также суммарном объеме затрат (тыс. руб.) на обеспечение инвалидов ТСР за счет средств федерального бюджета.

Одновременно с этим, информация, содержащаяся в форме Собес-1 (ТСР), позволяет сформировать показатель (индикатор) «Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов, (%)» за отчетный период.

Значение плановых показателей связано с объемами финансирования на мероприятия по обеспечению инвалидов ТСР.

Начиная с 2016 г. объем средств федерального бюджета на обеспечение инвалидов ТСР предусматривался в целом исходя из потребности, в связи с чем, плановые значения ежегодно установлены на уровне 98%.

При этом оставшиеся 2% обусловлены особенностями предоставления отдельных видов ТСР, так, например, длительность изготовления протезных изделий (в случае обращения инвалида за получение в конце года), длительность обучения собак-проводников.

Вместе с тем, учитывая, что обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно которому регламентированы сроки проведения конкурсных процедур и сроки заключения государственных контрактов, освоить в конце финансового периода бюджетные ассигнования в этом же году в полном объеме, и как следствие обеспечить инвалидов ТСР в полном объеме, не представлялось возможным. Фактический показатель за 2019 год по субъектам Российской Федерации, исполняющим часть переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению инвалидов ТСР (г. Москва), а также по Фонду социального страхования Российской Федерации будет представлен после 25 февраля 2020 года после предоставления данной информации в Минтруд России по форме и в порядке в соответствие с приказом Росстата
№ 621.

В рамках реализации подпрограммы 3 Госпрограммы в 2019 обеспечено:

уменьшение доли удовлетворенных судебных исков, поданных гражданами в отношении решений бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы, в общем количестве исков граждан, по которым судом принято решение в отношении решений бюро (главного бюро, Федерального бюро), до 1,7 процента;

увеличение доли граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по медико-социальной экспертизе, в общем числе граждан, прошедших освидетельствование в учреждениях медико-социальной экспертизы, до 92,2 процента;

увеличение отношения средней заработной платы врачей и работников, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) системы медико-социальной экспертизы к средней заработной плате в регионе, до 200 процентов;

увеличение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) системы медико-социальной экспертизы к средней заработной плате в регионе до 100 процентов;

увеличение отношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) системы медико-социальной экспертизы к средней заработной плате в регионе до 100 процентов;

увеличение количества посещений физическими лицами федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, в целях получения реабилитационных мероприятий до 7 330 единиц;

увеличение количества освидетельствований физических лиц при проведении медико-социальной экспертизы в федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации до 14 728 единиц.

При этом значения ряда показателей не были достигнуты:

уменьшение доли решений главных бюро медико-социальной экспертизы по переосвидетельствованию граждан, обжалованных в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы, в общем количестве принятых главными бюро медико-социальной экспертизы решений по переосвидетельствованию граждан (плановое значение на 2019 год составляло 3,7 процента, при этом его фактическое значение составило 4,6 процента) – в 2019 году на 2% уменьшилось численность граждан, воспользовавшихся правом на обжалование решений главных бюро по субъектам Российской Федерации в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы по сравнению с фактическим показателем 2018 года. Вместе с тем, значение показателя остается выше запланированного. В качестве одной из главных причин увеличения количества обращений в Федеральное бюро является утверждение перечня дефектов и необратимых состояний, при которых инвалидность или категория «ребенок-инвалид» устанавливается бессрочно и до достижения возраста 18 лет соответственно.

Обжалование решений по срокам инвалидности в значительном количестве случаев осуществляется заочно, без приглашения гражданина в Федеральное бюро, и значимость изменения сроков инвалидности для граждан велика.

При этом на данном этапе реализации Госпрограммы вносить изменения в плановые значения показателя является нецелесообразным, учитывая, что правоприменительная практика по данному вопросу практически сформировалась.

Положительные и отрицательные отклонения от плановых значений данного показателя в условиях меняющейся нормативно-правовой базы считаем допустимыми и являющимися неотъемлемой составной частью результатов нормативного регулирования в рамках реализации мероприятий Госпрограммы по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы.

доля граждан, время ожидания которых в очереди при обращении в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) медико-социальной экспертизы для получения государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы составило не более 15 минут, в общей численности граждан, прошедших медико-социальную экспертизу (плановое значение на 2019 год составляло 100 процентов, при этом его фактическое значение составило 99,7 процентов) – источником информации для определения указанного показателя является государственная информационная система «Единая автоматизированная вертикально интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы» (далее - ЕАВИИАС МСЭ), которая фиксирует три параметра: «назначенное время», «время прибытия» и «время начала экспертизы». «Время назначенное» определяется гражданину в целях недопущения очереди, при этом по факту прибытия гражданина на медико-социальную экспертизу сотрудник МСЭ фиксирует «время прибытия» и от него до момента «начала экспертизы» рассчитывается показатель. 

Снижение фактического значения данного показателя (в сравнении с плановым) связано с логистикой в транспортной инфраструктуре, существующей в отдельных субъектах Российской Федерации (проживание гражданина в местности со сложной транспортной инфраструктурой, или при отсутствии регулярного транспортного сообщения).  В этой связи граждане не всегда могут прибыть к назначенному времени – либо намного раньше, либо значительно позже, в то время, на которое вызваны другие граждане, что приводит к снижению фактического значения целевого показателя, который объективно не может составлять 100 %. 

Учитывая изложенное, Минтрудом России на 2020 год планируется корректировка планового показателя (с учетом фактических данных за несколько лет). 

увеличение доли граждан, использующих механизм получения государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы в электронной форме, в общей численности граждан, подавших заявления на получение государственных услуг (плановое значение на 2019 год составляло 2 процента, при этом его фактическое значение составило 0,07 процента) –отклонение показателя связано с тем, что ввиду специфики государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы в электронной форме (много заявителей пожилого возраста, маломобильных граждан), а также необходимости (как правило) в ходе проведения государственной услуги проведения врачами по МСЭ личного осмотра гражданина (признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных) доля граждан, использующих механизм получения государственной услуги в электронной форме остается стабильной и не увеличивается.

  1. Фактические результаты реализации основных мероприятий. Характеристика вклада основных результатов в решение задач и достижение целей Госпрограммы.

Информация о реализации основных мероприятий входит в состав материалов годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности Госпрограммы и представлена в таблице по форме 17 приложения к приказу Минэкономразвития России от 16.09.2016 № 582.

Дополнительно сообщается.

Одной из задач Госпрограммы является обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее – Задача 1).

С 2016 года субъектам Российской Федерации из федерального бюджета оказывается финансовая поддержка в виде консолидированной субсидии на реализацию мероприятий по:

обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования;

поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в субъектах Российской Федерации.

Начиная с 2019 года консолидированная субсидия из федерального бюджета предоставляется регионам только на реализацию мероприятий по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей условий для получения детьми-инвалидами качественного образования и реализацию мероприятий по поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту.

Реализация мероприятий по созданию установленных законодательством условий доступности для инвалидов должна осуществляться регионами в пределах своих полномочий за счет собственных средств, в том числе мероприятий «дорожных карт», принятых в соответствии Федеральным законом от 1.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов».

В 2019 году субсидия предоставлена 83 субъектам Российской Федерации. Согласно отчетам субъектов Российской Федерации, объем средств из федерального бюджета освоенный в 2019 году составил 690 620,1 тыс. рублей, что соответствует 99,4% предусмотренных бюджетных ассигнований.

По итогам 2019 года количество образовательных организаций, в которых в соответствии с заключенными соглашениями в 2019 году были проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды и оснащению их специальным, в том числе компьютерным и реабилитационным оборудованием, составило 572, из них:

324 дошкольных образовательных организаций;

137 общеобразовательных организаций;

111 организаций дополнительного образования детей.

Таким образом, общее количество дошкольных образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, на конец 2019 года составляет 7 751 (20,2%, плановое значение – 18%), общеобразовательных – 9 975 (24,17%, плановое значение – 22,6 %).

Оказана поддержка 52 учреждениям спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в 49 субъектах Российской Федерации.

Средние по Российской Федерации показатели Госпрограммы по доступности услуг составили:

доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста – 95,3% (плановое значение – 95%);

доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста – 98,8% (плановое значение – 99%);

доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста – 47,4% (плановое значение – 45%).

Одновременно необходимо отметить, что двумя субъектами Российской Федерации не достигнуты следующие показатели результативности субсидии:

доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста:

Смоленская область – 83 % (плановое значение – 99 %);

Псковская область – 83,82% (плановое значение – 99 %).

доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста:

Смоленская область – 36,6 % (плановое значение – 45 %).

Одновременно, в целях контроля за реализацией выполнения субъектами Российской Федерации принятых на себя обязательств по созданию установленных законодательством условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Госпрограмме сохранен показатель «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов».

По итогам мониторинга фактическое значение указанного показателя на конец 2019 составило 66,9 %.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в виду отсутствия софинансирования из федерального бюджета мероприятий региональных программ по обеспечению доступности для инвалидов, а также дефицит средств региональных бюджетов, предусмотренных на указанные цели, рядом субъектов Российской Федерации плановые значения данного показателя не были достигнуты, либо фактические значения остались на уровне 2018 года.

В целях нормативно-правового и организационно-методического обеспечения реализации мероприятий в области формирования доступной среды:

организованы и проведены курсы повышения квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала по вопросам организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью в 2019 году, общим объемом 72 часа, в очной (36 часов) и дистанционной форме. Количество слушателей составило 1 871 человек из числа руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала из 8 федеральных округов;

организовано и проведено 3 обучающих семинара (общее количество участников составило 770 человек) по темам:

«Дошкольное образование детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья». Количество участников составило 257 человек из числа руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций;

«Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью». Количество участников составило 252 человек из числа руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций;

«Технология – первый этап системы трудового воспитания обучающихся с ОВЗ». Количество участников составило 261 человек из числа руководителей и преподавателей предметной области «Технология» общеобразовательных организаций;

проведены курсы повышения квалификации по первому базовому модулю «Основы дефектологии», общим объемом 516 часов, в очной (144 часа) и заочной форме. Количество слушателей составило 408 человек из числа тифлопедагогов, работающих с детьми с ОВЗ из 53 субъектов Российской Федерации.

Также в целях обеспечения унифицированного подхода к осуществлению мероприятий по обеспечению доступности ежегодно Минтрудом России проводятся информационно-методические семинары для специалистов органов управления и учреждений системы социальной защиты населения и иных ведомств, участвующих в формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

В 2019 году проведено 8 информационно-методических семинаров, по одному в каждом федеральном округе Российской Федерации. Фактическое количество слушателей составило 1542 человека.

Также необходимо отметить, что в 2019 году в области формирования доступной среды с учетом принципа «универсального дизайна» Росстандартом был утвержден 21 стандарт.

В целях повышения качества жизни и информированности слабослышащих граждан Минкомсвязью России в 2019 году реализованы мероприятия по организации скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов «Первый канал», «Телеканал «Россия» (Россия-1)», «Телеканал «Россия-Культура» (Россия-К)», «Телекомпания НТВ», «Детско-юношеский телеканал «Карусель», «ТВ ЦЕНТР - Москва», «Петербург – 5 канал» и «Матч ТВ».

Работа по организации скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов в 2019 году проводилась в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.12.2018 № 2866-р, определяющим вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов единственными исполнителями вышеуказанной работы.

За 2019 год на основании заключенных государственных контрактов с телерадиовещательными организациями АО «Первый канал», ФГУП ВГТРК,

АО «Телекомпания НТВ», АО «Карусель», АО «ТВ Центр», АО «Телерадиокомпания «Петербург» и ООО «Национальный спортивный телеканал» выполнены работы по организации скрытого субтитрирования и достигнут целевой показатель Госпрограммы по количеству субтитрированных программ в 13365 часов (3747; 3780; 3334 и 2504 часов в I; II; III и IV квартале 2019 г. соответственно) в следующих объемах: «Первый канал» 2100 часов телепрограмм со скрытыми субтитрами, «Россия» (Россия-1) и «Россия-Культура» (Россия-К) 4200 часов, «Телекомпания НТВ» 2100 часов, детско-юношеский телеканал «Карусель» 1000 часов, «ТВ ЦЕНТР - Москва» 2100 часов, «Петербург – 5 канал» 865 часов, «Матч ТВ» 1000 часов телепрограмм со скрытыми субтитрами.

По итогам реализации мероприятий, осуществляемых Минкомсвязью России в рамках Госпрограммы за 2019 год, стоит отметить, что к настоящему времени работа по организации скрытого субтитрирования осуществляется на 8 общероссийских обязательных общедоступных телеканалах, имеющих максимальный охват зрительской аудитории, и субтитрируется большое количество разнообразных программ (за исключением музыкальных программ и «прямого эфира») и фильмов различных тематик.

Следует также отметить, что обеспечиваемое в рамках Госпрограммы скрытое субтитрирование программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов проводится на высоком уровне, поскольку основано на тщательной редакционной работе, предусматривающей субтитрирование не только диалогов, но и иных звуков и шумов, оптимизацию текста субтитров с учётом сохранения всей полноты информации, с одной стороны, и комфортной скорости чтения с экрана, с другой стороны.

Исключительное качество производимых на российском телевидении субтитров, позволяющих обеспечивать для слабослышащих граждан доступ к максимально полному объему информации, подтверждено и общественными организациями слабослышащих, в том числе Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское общество глухих».

В целях обеспечения реализации прав инвалидов на доступ к информации реализуются мероприятия, предусматривающие государственную финансовую поддержку издательств и издающих организаций, которыми по итогам 2019 года обеспечен выпуск:

1741 наименований художественной и научно-популярной и учебной литературы, из них: 1542 наименования «говорящих» книг, записанных на внешних жёстких дисках – накопителях, на флэш картах, на кассетах; 138 наименований - шрифтом Брайля; 50 наименований – крупношрифтовым плоскопечатным текстом; 11 наименований книжно – альбомной продукции, изготовленной рельефно-графическим способом;

5 периодических изданий для инвалидов по зрению, в том числе рельефно-точечным шрифтом Брайля, плоскопечатным крупно-шрифтовым способом: журналы «Наша жизнь», «Диалог», «Литературные чтения», «Чудеса и приключения» и «Школьный вестник»;

9 периодических печатных изданий для инвалидов, широко освещающих проблемы людей с ограниченными физическими возможностями и способствующих их интеграции в общество: газет «Выбор», «Здравствуй», «Здравствуйте, люди!», «Над Кубанью», «Надежда», «Общий мир», «Равенство», «Шаг из круга» и журнала «Встреча».

Кроме того, в 2019 году обновлено специальное оборудование типографии открытого акционерного общества «Московская специализированная типография № 27» для выпуска литературы для инвалидов по зрению: а именно поставлены и введены в эксплуатацию 2 единицы оборудования - Брайлевский наборно-печатный комплекс «ПУМА VII» и    Брайлевская станция для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля «Index Everest-D V5».

Вышеуказанные мероприятия оказывают наибольшее влияние на обеспечение выполнения Задачи 1 Госпрограммы, так в результате проведенных в 2019 году социологических исследований:

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности составила 65,2%;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов – 67,4%;

доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан – 66,2%.

Рост вышеуказанных показателей свидетельствует о соответствии набора мероприятий Госпрограммы в целях обеспечения равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также в целях формирования условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми.

Также, задачей Госпрограммы является обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов (Задача 2), наибольшее влияние на достижение которой, оказывает реализация следующих мероприятий.

Так, одним из основных направлений повышения социального самочувствия лиц с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных групп населения является создание условий, позволяющих им получить комплексную реабилитацию как можно ближе к месту их непосредственного проживания.

На момент разработки Госпрограммы в 2015 году отсутствовали единые методические и нормативные документы по организации реабилитации инвалидов, а также методики оценки реабилитационного потенциала в начале реабилитации и оценки эффективности проведенных реабилитационных мероприятий по ее завершению.

В целях формирования единого подхода к реабилитации в 2016 году были разработаны методические документы по организации системы комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, и в период 2017 - 2018 годов в Пермском крае и Свердловской области проводилась их апробация в рамках пилотного проекта.

С учетом апробации в рамках пилотного проекта в целях обеспечения единообразного подхода разработан ряд методических документов, позволяющих организовать систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в регионе, которые рекомендованы для использования субъектам Российской Федерации.

Госпрограмма является также механизмом финансовой поддержки регионов по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.

Начиная с 2019 года, в рамках Госпрограммы оказывается поддержка субъектов Российской Федерации посредством предоставления им субсидий из средств федерального бюджета на софинансирование расходов для реализации мероприятий, включенных в региональную программу по формированию системы комплексной реабилитации, разработанную на основе типовой программы субъекта Российской Федерации.

В 2019 году осуществлялась финансовая поддержка 18 субъектов Российской Федерации, реализующих государственные программы (подпрограммы) по формированию системы комплексной реабилитации. В 2020 году по итогам совместной работы в 2019 году участие в Госпрограмме принимают уже 39 субъектов Российской Федерации.

В рамках нормативно-правового и организационно-методического обеспечения реализации мероприятий, направленных на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов:

проведен установочный вебинар по обсуждению с коллективом авторов вопросов по разработке комплектов примерных рабочих программ для 5 класса и учебно-методических комплектов к примерным рабочим программам по учебным предметам, курсам для 3, 4 класса;

разработаны комплекты примерных рабочих программ учебных предметов, курсов для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых и слабовидящих обучающихся 5 класса;

разработано 2 учебно-методических комплекта к примерным рабочим программам по учебным предметам, курсам для обучающихся с расстройством аутического спектра (далее – РАС) 4 класса;

разработано 3 учебно-методических комплекта к примерным рабочим программам по учебным предметам, курсам для 3 класса;

разработано 11 учебно-методических комплектов к примерным рабочим программам по учебным предметам, курсам для 4 класса;

проведена апробация разработанных комплектов примерных рабочих программ для 5 класса и учебно-методических комплектов к примерным рабочим программам по учебным предметам, курсам для 3 и 4 классов на базе общеобразовательных организаций;

проведено установочное совещание по обсуждению с коллективом авторов вопросов по разработке комплектов примерных рабочих программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классов;

разработаны комплекты примерных рабочих программ по учебным предметам для обучающихся 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

разработана примерная программа коррекционной работы для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

проведено установочное совещание по обсуждению с коллективом авторов вопросов по разработке учебно-методических комплектов к примерным рабочим программам по учебным предметам, курсам для обучающихся с ОВЗ.

В рамках Госпрограммы в 2018 году на базе ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» создан Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (далее – ФРЦ).

В 2019 году обеспечено функционирование ФРЦ и выполнение им следующих работ:

организовано и проведено 9 вебинаров по вопросам организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

организовано и проведено 3 межрегиональных семинара по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

 организован и проведен мониторинг организации надомного обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях (мониторинг организации обучения на дому в субъектах Российской Федерации; мониторинг организации обучения на дому в 10 общеобразовательных государственных и муниципальных организациях; выездной мониторинг в 8 федеральных округах (республики Северная Осетия-Алания, Башкортостан, Алтайский и Приморский края, Ростовская, Псковская, Московская и Свердловская области);

разработан и функционирует сайт ФРЦ по развитию системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью www.ovzrf.ru;

создано видео-пособие для педагогов, работающих с детьми с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста. Размещено на сайте ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей».

В 2019 году обеспечено предоставление субсидии субъектам Российской Федерации на создание базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов.

Освоенный объем средств субсидии из федерального бюджета составил 272 340,0 тыс. рублей, что соответствует 100% предусмотренных бюджетных ассигнований.

По итогам 2019 года создана сеть базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, в 50 субъектах Российской Федерации.

В данных субъектах Российской Федерации обеспечено:

создание архитектурной доступности объектов для инвалидов и лиц с ОВЗ;

создание материально-технических условий, включая учебное, компьютерное, реабилитационное оборудование для получения среднего профессионального образования (далее – СПО) обучающимися с инвалидностью и ОВЗ, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения;

оборудование рабочих мест в учебно-производственных мастерских и лабораториях по направлениям подготовки для трех нозологических групп (нарушение зрения, нарушение слуха, нарушение опорно-двигательного аппарата);

адаптация официального сайта базовых профессиональных образовательных организаций (далее – БПОО) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с учетом особенностей и потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ;

создание правовой базы по вопросам обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в системе СПО, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательной программы;

формирование банка адаптированных образовательных программ СПО, профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, доступных другим профессиональным образовательным организациям;

разработка локальных актов БПОО (положений о БПОО), программы развития БПОО (дорожной карты и др.);

разработка и внедрение региональной модели сетевого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями субъекта Российской Федерации для обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ во всех профессиональных образовательных организациях субъекта Российской Федерации.

Также необходимо отметить что в 2019 году утверждены 17 национальных стандартов в области технических средств реабилитации и специальных средств для самообслуживания и ухода.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2010 № 1074 Минтрудом России были заключены соглашения с тремя общероссийскими общественными организациями инвалидов на реализацию мероприятий, направленных на решение социальных проблем инвалидов в целях реабилитации и социальной интеграции инвалидов, а также на укрепление материально-технической базы этих организаций. Оказана поддержка общероссийским общественным организациям инвалидов: Всероссийскому ордена Трудового Красного Знамени обществу слепых, Всероссийскому обществу инвалидов, а также Всероссийскому обществу глухих.

Также в 2019 году в 3 субъектах Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, Республика Крым, Омская область) проведены курсы специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения, где было обучено 235 специалистов.

В рамках мероприятия по информационной и организационной поддержке программы развития «Абилимпикс» в части создания новой эффективной системы профессиональной ориентации, мотивации, социальной реабилитации и трудоустройства людей с инвалидностью:

создана эффективная система профессиональной ориентации и мотивации людей с инвалидностью к получению профессионального образования через организацию системы конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс»;

обеспечены профориентация и содействие трудоустройству людей с инвалидностью через систему конкурсов профессионального мастерства, Национального чемпионата по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс»;

обеспечено сопровождение и проведение Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс»;

организована и проведена Деловая программа Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс».

Кроме того, в рамках Госпрограммы в 2018 году была разработана типовая программа сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве (утверждена совместным приказом Минтруда России, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 14.12.2018 № 804н/299/1154).

Утверждение указанной типовой программы позволило организовать системную работу по реализации поручения Президента Российской Федерации от 28.05.2015 Пр-1067 (подпункт «б» пункта 2) и добиться единообразного подхода при разработке и реализации региональных программ по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве (далее – региональные программы по сопровождению), при этом не ограничивает инициативы субъектов Российской Федерации для учета региональной специфики.

В 2019 году продолжена работа по мониторингу реализации субъектами Российской Федерации региональных программ по сопровождению.

Также в целях автоматизации сбора и анализа показателей эффективности региональных программ по сопровождению Минтрудом России разработан Программно-информационный комплекс, в котором начиная с января 2020 года будет осуществляться мониторинг достижения указанных показателей.

В целях обеспечения объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы (Задача 3) в 2019 году:

проведено обучение по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов учреждений медико-социальной экспертизы в рамках государственных заданий подведомственных Минтруду России учреждений. ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России обучено - 2 673 специалистов, ФГБУ «Санкт- Петербургский институт усовершенствования врачей экспертов» Минтруда России - обучено 782 человека.

ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России проведена  конференция  по обсуждению вопросов качества медико-социальной экспертизы, на которой были рассмотрены вопросы качества контрольных мероприятий по проверке деятельности психоневрологических интернатов, проведен анализ отменных решений по индивидуальным программам реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов), организационные аспекты работы учреждений медико-социальной экспертизы в информационной системе, применяемой при освидетельствовании граждан.

Также проведен семинар по вопросам применения положений приказа Минтруда России от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», на котором были рассмотрены вопросы количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма гражданина в возрасте 18 лет и старше, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами и количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма ребенка в возрасте до 18 лет.

Обеспечена деятельность подведомственных Минтруду России и ФМБА России федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в части оплаты коммунальных услуг, содержания имущества, арендной платы и прочих расходов, необходимых для функционирования указанных учреждений.

Утверждены 3 национальных стандарта, направленных на совершенствование медико-социальной экспертизы:

- ГОСТ Р 53930-2019 «Медико-социальная экспертиза. Система информационного обеспечения медико-социальной экспертизы. Основные положения» (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9.07.2019 № 366-ст);

- ГОСТ Р 58445-2019 «Медико-социальная экспертиза. Специальное техническое оснащение учреждений медико-социальной экспертизы» (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9.07.2019 № 367-ст);

- ГОСТ Р 58444-2019 «Медико-социальная экспертиза. Общие требования к помещениям федеральных учреждений медико-социальной экспертизы» (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9.07.2019 № 365-ст).

Утверждены критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (приказ Минтруда России от 30.12.2019 № 839н) (далее соответственно – приказ № 839н, Критерии).

Учитывая положения пунктов 14 - 16 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 789, согласно которым величина процента степени утраты профессиональной трудоспособности зависит от степени нарушения функций организма пострадавшего (резко выраженная, выраженная, умеренная), а также от условий производственной деятельности, Критериями предусмотрено определение степени утраты профессиональной трудоспособности в рамках (в пределах) установленной степени нарушения функций организма, обусловленного  несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

При этом в целях объективизации степени нарушения функций организма и единообразия при ее оценке Критериями предусмотрено установление степени нарушения функций организма пострадавшего в процентах и использование для этого количественной системы оценки, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Указанная количественная система оценки опирается на основные положения Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья и, как показала практика ее использования при установлении групп инвалидности, предполагает надежный метод объективизации нарушений функций организма человека и обеспечивает единый индивидуализированный подход ко всем гражданам.

По итогам проведенных в 2019 году репрезентативных социологических исследований доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по медико-социальной экспертизе, в общем числе граждан, прошедших освидетельствование в учреждениях медико-социальной экспертизы составила 92,2%.

  1. Запланированные, но недостигнутые результаты.

По результатам проведенного мониторинга реализации мероприятий Госпрограммы выявлено:

43 реализованных мероприятия (из 43);

62 (из 67) контрольных события реализовано в пределах, установленных детальным планом-графиком реализации Госпрограммы сроков, из них:

3 контрольных события – ранее установленного срока (срок реализации которых наступил ранее чем на месяц от плановой даты);

9 контрольных событий – позже установленного срока (срок реализации которых наступил позднее чем на один день от плановой даты).

Не реализовано 5 контрольных событий (1.1.1.1.; 2.1.1.2.; 2.2.2.1.; 2.2.2.2.; 3.4.1.2.).

Контрольное событие 1.1.1.1. «Определены требования к содержанию программы подготовки ассистента (помощника), оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимую техническую помощь» исполнено не было.

Министерством просвещения Российской Федерации подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права на образование лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» (далее – Законопроект).

Законопроектом предусмотрено наделение Министерства полномочиями по определению требований к содержанию программы подготовки ассистента (помощника), оказывающего обучающимся с ОВЗ необходимую техническую помощь.

В связи с наличием замечаний от Министерства финансов Российской Федерации и ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» Законопроект дорабатывался в течение 2019 года.

В настоящее время Законопроект дорабатывается с учетом поступивших от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации замечаний и предложений.

После согласования с федеральными органами исполнительной власти Законопроект будет внесен в Правительство Российской Федерации.

Для методического обеспечения деятельности в субъекты Российской Федерации направлено письмо от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 с разъяснениями о деятельности ассистента (помощника).

Утверждение требований к содержанию программы подготовки ассистента (помощника), оказывающего обучающимся с ОВЗ и инвалидностью необходимую техническую помощь, будет возможным только после принятия Законопроекта.

Контрольное событие 2.1.1.2. Определен образовательный стандарт по направлению подготовки (специальности) социальной реабилиталогии и абилиталогии инвалидов, в том числе детей-инвалидов (утвержден приказ Минобрнауки России).

Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки «Социальная реабилитология и абилитология» (далее – проект) был представлен в установленном порядке (в соответствии с Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения  в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 12.04.2019 № 434) в Министерство образования и науки Российской Федерации разработчиком – федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее – разработчик ФГОС ВО) и размещен на общественное обсуждение на сайте regulation.gov.ru 30.01.2018.

Проект не был рассмотрен Советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам в связи с процедурами реорганизации Министерства образования и науки Российской Федерация (Указ Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), поэтому направление подготовки по магистратуре «Социальная реабилитология и абилитология» не внесено в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» от 12.09.2013 № 1061, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2019 № 434 утверждены Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений (далее - Правила).

Разработчиком ФГОС ВО проект в установленном порядке в Министерство образования и науки Российской Федерации направлен не был. Кроме того, Минтрудом России соответствующий профессиональный стандарт также разработан не был.

В настоящее время разработчик ФГОС ВО проводит актуализацию проекта в части приведения его в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. После актуализации проекта, разработчик ФГОС ВО направит проект в соответствующий совет по профессиональным квалификациям (пункт 11 Правил) и соответствующее федеральное учебно-методическое объединение. В случае получения положительных заключений от совета по профессиональным квалификациям и федерального учебно-методического объединения разработчик ФГОС ВО направит проект в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (пункт 9 Правил).

Вместе с тем, Минобрнауки России разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее – ФГОС ВО) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» по направлениям подготовки бакалавриата (44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование») и магистратуры (44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование»), введенные в действие в 2018 г.  В данных ФГОС ВО учтены требования к подготовке педагогов, владеющих компетенциями по вопросам организации реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В рамках вышеуказанных ФГОС ВО разработаны 16 примерных основных образовательных программ. Также в целях повышения инклюзивной компетентности населения (поручение Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № ТГ-П44-5261) в ФГОС ВО по непрофильным направлениям подготовки бакалавриата и специалитета (без учета магистратуры) вводится обязательная универсальная компетенция «УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах». Федеральным учебно-методическим объединением по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки разрабатывается учебный модуль «Основы дефектологии» (апрель 2020 г.). Данный модуль будет обязательным для изучения студентами направлений подготовки бакалавриата и специалитета.

Контрольное событие 2.2.2.1. Определен примерный порядок организации взаимодействия ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с образовательными организациями высшего образования по вопросам обеспечения доступности и качества высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказ Минобрнауки России).

Определен и согласован сетью РУМЦ примерный порядок организации взаимодействия ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с образовательными организациями высшего образования по вопросам обеспечения доступности и качества высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Планируется утверждение приказа Минобрнауки России в 2020 году.

Контрольное событие 2.2.2.2. Определено примерное положение о ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательной организации высшего образования (утвержден приказ Минобрнауки России).

Определено и согласовано сетью ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на базе образовательных организаций высшего образования Примерное положение о ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательной организации высшего образования, на основании которого образовательными организациями высшего образования утверждены Положения о ресурсных учебно-методичесих центрах по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательной организации высшего образования (21 положение). Планируется утверждение приказа Минобрнауки России в 2020 году.

В части контрольного события 3.4.1.2. «Обеспечена адресная поставка стационарных автоматизированных рабочих мест для оснащения структурных подразделений федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» сообщается.

05.11.2019 Минтрудом России были заключены государственные контракты № 01951000003190001360001и № 01951000003190001370001 на адресную поставку персональных компьютеров и ноутбуков (далее – государственные контракты).

Минтруд России письмом от 17.12.2019 № 13-2/10/-10769 уведомлял поставщика о необходимости соблюдения положений государственных контрактов в части сроков поставки персональных компьютеров и ноутбуков, при этом также обратил внимание на необходимость передачи оригиналов документов, предусмотренных государственными контрактами.

Вместе с тем, поставщиком обязательства по государственным контрактам не исполнены, в связи с чем руководствуясь положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Минтрудом России принято решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения указанных государственных контрактов.

Решения об одностороннем отказе размещены в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также направлены поставщику письмами от 27.12.2019 № 13-2/10/В-11204 и № 13-2/10/В-11203.

  1. Информация о внесенных ответственным исполнителем изменениях в государственную программу

В 2019 году изменения в Госпрограмму были внесены постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.11.2019 № 1480, от 28.12.2019 № 1932:

от 21.11.2019 № 1480 – в целях обеспечения исполнения поручения Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А. Г. Силуанова от 26.09.2019  № СА-П13-8257 об обеспечении распределения максимального количества целевых межбюджетных трансфертов, в том числе обеспечив распределение в 2020 году всех субсидий и субвенций между бюджетами субъектов Российской Федерации с учетом необходимости распределения бюджетных ассигнований между бюджетами субъектов Российской Федерации на весь срок предоставления соответствующего межбюджетного трансферта;

от 28.12.2019 № 1932 – в целях обеспечения исполнения графика подготовки и рассмотрения документов и материалов в 2019 году, необходимых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и федеральной адресной инвестиционной программы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, а также федеральных целевых программ и проектов государственных программ Российской Федерации, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Министром финансов Российской Федерации А. Г. Силуановым 22.03.2019 № СА-П13-2195.

  1. Предложения по дальнейшей реализации государственной программы

В части дальнейшей реализации Госпрограммы, сообщается, что в настоящее время Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, представителями общественных организаций инвалидов, а также некоммерческими организациями в целях обеспечения исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.10.2018 № 2211-р «О внесении изменений в перечень государственных программ Российской Федерации», перечня поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с инвалидами и представителями общественных организаций и профессиональных сообществ, оказывающих содействие инвалидам, от 13.01.2018 № Пр-50, поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т. А. Голиковой от 25.06.2019 № ТГ-П12-5295 ведется работа по подготовке проекта государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» с новыми направлениями на период 2021 – 2025 годов (далее – проект, Госпрограмма).

В проекте Госпрограммы на период 2021 – 2025 годов предлагается продолжить реализацию некоторых мероприятий Подпрограммы 1 «Обеспечение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов», дополнить основными мероприятиями подпрограмму 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов», а также продолжить реализацию мероприятий подпрограммы 3 «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы».

 Одновременно с сохранением части программных мероприятий ведется работа по наполнению проекта Госпрограммы на период 2021 – 2025 годов новыми мероприятиями.

1-Текстовая часть
docx 71,60 КБ
2-Оценка эффективности
docx 42,76 КБ
3-Анализ факторов
docx 25,17 КБ
4-Предложения об изменении форм и методов управления реализацией Госпрограммы
docx 40,75 КБ
5-Таблица 16
docx 41,13 КБ
6-Таблица 16а
xls 163,33 КБ
7-Таблица 17
xlsx 62,09 КБ
8-Таблица 19
xlsx 17,74 КБ
9-Таблица 20
xlsx 36,60 КБ
10-Таблица 21
xlsx 53,34 КБ
11-Пояснения к таблице 21
docx 46,09 КБ
12-Таблица 22
xlsx 13,07 КБ
13-Сводная информация по приоритетным территориям
xlsx 92,17 КБ
Карта сайта